Музыкально-литературная гостиная «Моим стихам… настанет свой черёд…»О жизни и творчестве М.И.Цветаевой
Литературно-музыкальная гостиная:
«Моим стихам… настанет свой черёд…»
О жизни и творчестве М.И.Цветаевой
1вед. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы приглашаем вас в литературно-музыкальную гостиную, посвящённую жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой. 8 сентября 2012 года ей исполнилось бы 110 лет.
1. Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний
Иоан Богослов
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
2 вед. 26 сентября 1892г. в семье Ивана Владимировича Цветаева, искусствоведа и филолога, профессора Московского университета, создателя первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина. Мать Цветаевой пианистка. Она была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант, способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью… Она открыла детям глаза на природу, музыку, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.. К 18 годам Цветаева прочла неправдоподобное по количеству и разнообразию книги: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Л.Толстой, Гюго, Гейне, Гёте, книги связанные с Наполеоном, немецкие и французские романтики и др. Марине было 14 лет когда умерла мать. После смерти матери интерес к музыке постепенно угас и появилась глубокая страсть – книги.
3 вед. Писать стихи Марина начала в 6 лет и в 18 лет выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом». Тайно от семьи. Сборник юной поэтессы получил отзывы маститых авторов: Брюсова, Гумилёва, Волошина. Максимилиан Волошин отозвался стихами:
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость всё сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?
4вед. Цветаева и сама уже начинала чувствовать свою силу в поэзии и на все нападки (которых так много будет в жизни!) отвечала смело, иногда с вызовом.
2.Идите же! – мой голос нем,
И тщетны все слова.
Я знаю, что ни перед кем
Не буду я права.
Я знаю: в этой битве пасть
Не мне, прелестный трус!
Но, милый юноша, за власть
Я в мире не борюсь.
И не оспаривает вас
Высокородный стих
Вы можете – из-за других –
Моих не видеть глаз!
Не слепнуть на моём огне,
Моих не чуять сил…
Какого демона во мне
Ты в вечность упустил!
Но помните, что будет суд,
Разящий, как стрела,
Когда над головой блеснут
Два пламенных крыла!
1вед. С Волошиным, несмотря на большую разницу в возрасте, установились дружеские отношения. По его приглашению в 1911г. Марина посетила Коктебель, где встретилась с Сергеем Эфроном, своим будущим мужем.
Они встретились 5 мая 1911г., восемнадцатилетняя и семнадцатилетний, на пустынном, усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он стал ей помогать. Красивый, грустный и кроткой красоты юноша с поразительно огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!
Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещённый, крупный камень, который она хранила всю жизнь…
В январе 1912г. они обвенчались.
3.Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге,-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первый тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
-Всем вам кто жил и умирал без страху
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
2вед. Серёжа и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это накал страстей, обжигающий и сегодня.
«Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы… Берегите себя. Храни Вас бог.
Ваш С.»
«Мой Серёженька! Не знаю, с чего начать. То чем и кончу: моя любовь к Вам бесконечна».
3 вед. 5 сентября 1912г. у них родилась дочь Аля.
4.Девочка! – Царица бала!
Или схимница – Бог весть!
-Сколько времени? – Светло.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
4вед.Аля – Ариадна Эфрон, которая станет для матери и ребёнком, и подругой, и первым читателем. Потом на хрупкие плечи Али обвалится каждодневный быт, с его заботами и проблемами.
5.Не знаю - где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобой друзья!
Такие с тобой сироты!
И так хорошо нам вдвоём –
Бездомным, бессонным и сирым.
Две птицы: чуть встанем – поём,
Две странницы: кормимся миром.
1вед. В 1914 году Сергей Эфрон отправляется на фронт.(1 мировая война) в качестве брата милосердия. Но из-за болезни его возвращают домой. Он заканчивает школу прапорщиков и после Октября, оказывается в рядах белой армии. Армия разгромлена и Сергей Эфрон вынужден эмигрировать.
Песня «Хочу у зеркала…» или «О, молодые генералы»(посвящённая Сергею)
Отец умер, мужа нет рядом, Цветаева голодала, к этому времени у неё было двое детей: Ариадна и Ирина.
2вед «Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста: встаю – холод – лужи – пыль от пилы – вёдра – кувшины, тряпки – везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Потом уборка, стирка. Поход за хлебом по карточкам и детским питанием. Возвращаюсь обвешанная кувшинами и жестянками, по чёрной лестнице – домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. В 10 часов день окончен; в 11 или 12 я уже в постели. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папиросой, иногда – хлебом…»
3вед. Но и в таких условиях она находит время писать. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где в феврале 1920г. от голода умирает младшая дочь Ирина. Ещё один рубец на сердце, ещё одна седая прядь…
6.Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшую не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
4вед. К весне 1920 года Марина Цветаева начинает понемногу оттаивать, появляться на людях. В мае она впервые увидела Александра Блока, выступавшего в Политехническом музее. Ошеломлённая, покорённая, пишет одно за другим стихи-посвящения.
Стихи к Блоку.
7.Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт нам его в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твоё, - ах, нельзя! –
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижный век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
***
8.Ты приходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих – бесстрастный –
Ты пройдёшь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души!
Я на душу твою - не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег –
Там, где поступью величавой
Ты прошёл в снеговой тиши,
Свете тихий – святыня славы –
Вседержитель моей души.1вед. Любовь к Александру Блоку, преклонение перед ним Цветаева пронесла через всю жизнь.
Преклонялась Цветаева и перед Ахматовой. Писала ей письма, посвящала восторженные стихи, никогда не видев её, но зная и любя ахматовские стихи.
9.О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадье ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, - Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё в придачу.
2вед. В 1921г. Марина Цветаева узнала, что её муж жив – она получила от него первую весть.
В мае 1922 года, получив разрешение на выезд, Цветаева с дочерью уезжает к мужу за границу. Вначале живут в Берлине, потом – в Праге, Париже.
Рельсы.
10.В некой разлинованности нотной
Нежась наподобие простынь –
Железнодорожные полотна,
Рельсовая режущая синь!
Пушкинское: сколько их, куда их
Гонит! (Миновало – не поют!)
Это уезжают- покидают,
Это остывают-отстают.
Это – остаются. Боль, как нота
Высящаяся… Поверх любви
Высящаяся… Женою Лота
Насыпью застывшие столбы…
Час, когда отчаяньем, как свахой,
Простыни разостланы. – Твоя! –
И обезголосившая Сафо
Плачет, как последняя швея.
Плач безропотности! Плач болотной
Цапли… Водоросли – плач! Глубок
Железнодорожные полотна
Ножницами режущий гудок.
Растекись напрасною зарёю,
Красное, напрасное пятно!
…Молодые женщины порою
Льстятся на такое полотно.
3вед. 3 года в Праге. Рождается сын – Георгий, очень светлый и счастливый период: издаётся сборник «Разлука» и «Психия», «Ремесло», «Царь – девица», « К Блоку»; 1928г. «После России».
И – перестали издавать.
Жизнь тяжелейшая. Пишет она в любых условиях, несмотря на голод, холод, тоску…
4вед. «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером живём, т.е. просто медленно подыхаем с голоду» (1933г.)
1вед. Тоска по Родине, усугубляемая тяжестью быта, преследуют Цветаеву все 17 лет пребывания за границей.
2 вед. Как билась в своём плену
От скрученности и скрюченности…
И к имени моему
Марина – прибавьте: мученица.
2 вед. Но были, были в её жизни и прекрасные мгновения счастья, взаимной любви, доверия.
«Есть чувства, - пишет Цветаева, - настолько серьёзные, настоящие, большие, что не боятся ни стыда, ни кривотолков. Они знают, что они – только тень грядущих достоверностей»
. 3вед. Если бы их не было, таких чувств, не появились бы «Флорентийские ночи», «Поэма Горы» и «Поэма конца», десятки стихотворений, мелодия которых заливает нас волной тоски, отчаяния и … любви.
Песня: «Я словно бабочка к огню…»
11.Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче – всё косишься в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времён:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
И слёзы ей – вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводят их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Вчера ещё – в ногах лежал!
Ровнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала – копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая,
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовать:
Другую целовать», - ответствуют.
Жить научил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот, что ты, милый, сделал – мне.
Мой милый, что тебе – я сделала?
Всё ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть – садовница.
Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый, что тебе я сделала!
Песня «Под лаской плюшевого пледа»
4вед. Громадную силу чувств, которой природа одарила Цветаеву, выдерживали далеко не все: отступали, замолкали, предавали.
А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: "... всю жизнь напролет пролюбила не тех...'. Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причины частых и горьких разочарований.
1вед.Из письма к критику Александру Бахраху:
«Обжигалась, горела, страдала – всё было – но так разбиваться, как я разбилась о Вас, - всем размахом доверия о стену – никогда. Я оборвалась с Вас, как с горы…»
12.Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной.
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою за счастьем
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей ладони – горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
2вед. Когда перестали печатать, жизнь стала совсем невыносимой.
«Моя неудача в эмиграции – в том, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…»
«Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет её лишь вместе с жизнью».
13.Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно-
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой
Как госпиталь или казарма.
Мне всё равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно-
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться – мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!
-----------------------
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…
3вед. В 1939г. Цветаева вернулась с сыном в Россию, вслед за мужем, за дочерью. Они там с 1937г. Марину терзают две боли: за сына и за Россию. В её стихах глубочайший психологический анализ.
4вед. Из дневника: «Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю, какого-то тоскливого, умилённого, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил...!
Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть.
Мальчиков нужно баловать, - им может быть, на войну придётся».
1вед.У Цветаевой есть цикл стихов «Стихи к сыну» .
14.Не быть тебе нулём
Из молодых – да вредным!
Ни медным королём,
Ни попросту – спортсмедным
Лбом, ни слепцом путей,
Коптителем кают.
Ни парой челюстей,
Которые жуют
В сём полагая цель.
…………
Но так же – ни одним
Из нас – досадных внукам!
Кем будешь – Бог один…
Не будешь кем – порукой-
Я, что в тебя – всю Русь
Вкачала – как насосом!
Бог видит – побожусь! –
Не будешь ты отбросом
Страны своей.
2вед. Таска по Родине, сплетается с думой о новой Родине, которую она еще не видела и не знает, — о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии. В стихотворении «На Марс», она говорит о Советском Союзе, как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед — в будущее и в само мироздание — "на Марс". 15.Ни к городу и ни к селу —
Езжай, мой сын, в свою страну,—
В край — всем краям наоборот!
Куда назад идти — вперед
Идти, особенно — тебе,
Руси не видывавшее.
Нести в трясущихся горстях:
"Русь — этот прах, чти этот прах!"
От неиспытанных утрат —
Иди — куда глаза глядят!
Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой — вперед —
В свой край, в свой век, в свой час — от нас —
В Россию — вам, в Россию — масс,
В наш-час — страну! в сей-час — страну!
В на-Марс — страну! в без-нас страну/
3вед. В России Цветаева с сыном в июне 1939г. поселилась на даче, где жили муж и дочь. В августе арестовали Ариадну, в октябре и мужа.
« Мы с сыном остались одни, доживали, топили хворостом, который собирали в саду. Я обращалась к Фадееву за помощью. Он сказал, что у него нет ни метра. На даче стало всячески нестерпимо, мы просто замерзали, и 10 ноября… мы с сыном уехали в Москву, к родственнице, где месяц ночевали в передней без окна, на сундуках, а днём бродили, т.к. наша родственница давала уроки дикции и мы ей мешали. Мой сын непривычный к такому климату, непрерывно болел, болела и я, к весне дойдя до кровохаркания. Жизнь была очень тяжёлая и мрачная. Положение безвыходное. Исхода не вижу. Взываю к помощи».
4вед. Вот так встретила Родина Цветаеву. Стихов её никто не помнил.
1 вед. Когда началась война, часть литераторов, в том числе и Цветаева с сыном оказалась в далёкой Елабуге. Там доведённая до отчаяния безвыходностью положения, мыслями о муже, тоской, полным одиночеством, депрессией 31 августа 1941г. великий русский поэт Марина Цветаева повесилась.
2 вед. Последняя записка к сыну:
«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.
Цветаева и её муж Сергей Эфрон родились день в день только он годом позже. Две любящие души покинули мир в один и тот же год.
3 вед. На кладбище в Елабуге есть такая надпись: «В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева».
Смерть поэта тоже входит в бытие поэта, а его бытие – это жизнь его стихов.
16.Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам
Настанет свой черёд.
4 вед. Слова её были пророческими. Интерес и любовь к поэзии Цветаевой возрастает с каждым годом.
1 вед. При всём трагизме, которым была полна её жизнь, сколько света и тепла излучают стихи. Они – верится! – будут жить ещё долго, ибо всё гениальное бессмертно.
Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мною…»
2вед. У ваятеля может остановиться рука (резец)
У художника может остановиться рука (кисть)
У музыканта может остановиться рука (смычок)
У поэта может остановиться только сердце…
17.Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу.
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! _ Ясребиную ночь
Бог не пошлёт по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом
Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
3вед. Поэты уходят, стихи – остаются. Стихам Марины Цветаевой суждена долгая жизнь, потому что автор их – из числа таких поэтов, которые с годами становятся всё значительнее и нужнее.