Литературная гостиная по творчеству М. Цветаевой


ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: на сцене - портрет М. Цветаевой, около него - гроздья рябины. На столике под портретом- подсвечники с двумя свечами. Такие же подсвечники на журнальных столнах, стоящих поодаль от портрета. Рядом с подсвечниками лежат книги М. Цветаевой, Пушкина, А.Блока, иллюстративный материал, подобранный в соответствии с этапами жизни М.Цветаевой.
СВЕТ ГАСНЕТ, ЗАЖИГАЮТСЯ СВЕЧИ.
Вступительное слово учителя.
Имя человека - тайна, чудо, по сих пор не раскрытое и не разгаданное. Такой неразгаданной тайной для нас является имя Марины Цветаевой. Соприкоснуться с ее творчеством есть самое большое чудо. «Какие удивительные стихи вы пишете!.. Вы - возмутительно большой поэт» - писал Б. Пастернак в письмах к Марине.
«Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед"
Слова ее были пророческими. Интерес и любовь к поэзии Цветаевой возрастает с каждым годом.
2015г. не является юбилейным для М. Цветаевой. Но я считаю, что Марина Ивановна застуживает того, чтобы к ее творчеству обращались не только в юбилеи, а гораздо чаще. Именно поэтому мы сегодня станем говорить о ней.
2сентября 1892г. в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина
Красною кистью рябина зажглась,
Падали листъя. Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
4. "Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере , будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалась "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала",- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: "До, Муся, до, а это ре, до-ре, .."Могу сказать, что я родилась не в жизнь а в музыку".
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена. мне имя - Марина,
Я-бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена-
Высокая пена морская!
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть - книги. С шести лет Муся /так называли ее в семье / писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает :"В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Увеличенная фотография- темноокое .с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом»
Вот как об этом говорит в своем стихотворении "Бабушка" сама Марина:
Продолговатый твердый овал.
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! - Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица -
Локоны в виде спирали.
Темный прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько?-
В ненасытную прорву земли.
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка!- Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..
. Взрослела Марина ,а вместе с ней креп и ее талант. И в 1910г. тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом" .Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга - предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся со своей предельной искренностью и трагизмом - в по-детски светлой книге.
Молитва
Христос и бог! Я жажду чуда.
Теперь, сейчас, в начале дня!
о, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
-"Терпи еще не кончен срок".
Ты сам мне подал слишком много!
Я жажду сразу-всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой.
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне.
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой - день вчерашний.
Чтоб был безумьем - каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и краски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет.
Первым, кто прочитал "Альбом" и сразу же на него отозвался, был Макс Волошин.
В этой книге он увидел почти все. Он оценил в цветаевских стихах главное - искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось писать о детстве из детства. "Вечерний альбом" - это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием". Для гимназистки это была огромная радость и поддержка. В Волошине, "любимом и родном Максе", она нашла друга на всю жизнь.
К Вам душа так радостно влекома!0, какая веет благодатьОт страниц "Вечернего альбома"/Почему "альбом", а не "тетрадь"?/Почему скрывает чепчик черныйЧистый лоб,a. на глазах очки?Я заметил только взгляд покорныйИ младенческий овал щеки,Детский рот и простоту движений.Связанность спокойно-скромных поз...В Вашей книге столько достижений,Кто же Вы? Простите мой вопрос.Ваша книга странно взволновала-В ней сокрытое обнажено.В ней страна, где всех путей начало.Но куда возврата не дано ,Помню все: рассвет, сиявший строго.Жажду сразу всех земных дорог.Всех путей... И было все ...так много,Как давно я перешел порог!Кто вам дал такую ясность красок?Кто вам дал такую точность слов?Смелость все сказать: от детских ласокДо весенних новолунных снов?Ваша книга - это весть "оттуда".Утренняя благостная весть.Я давно уж не приемлю чуда...Но как сладко слышать: Чудо есть"!'
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан перец смутным полком
. Когда мы вождя хоронили:
То зубы царевы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям –
Нет места в изглавьи. в изножьи,
И справа, и слева - ручищи по швам-
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли - и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно - да слишком!
Гляди, мол, страна, как молве вопреки,
Монарх по поэте печется!
Почетно-почетно-почетно-архи-
Почетно,- почетно - до черту!
Кого ж это так - точно воры вора
Пристреленного - выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений "Стихи к Пушкину", эссе "Мой Пушкин", "Пушкин и Пугачев".
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым. Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца Х1Х – начала XX века Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру - Александру Блоку:
Имя твое - птица в руке.
Имя твое - льдинка на языке.
Одно - единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный бубенец во рту.
Камень .кинутый в тихий пруд.
Всхлипнет так, как тебя зовут
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое,- ах, нельзя!-
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой. ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.
Звучит музыка: вальс Е. Доги из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь»
В Коктебеле решилась Маринина судьба. Они встретились 5мая 1911г. на пустынном коктебельском побережье. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь.
Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912г. в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой "Взыскание погибших".
/Музыка продолжает звучать/
В дневнике Марины есть запись: "Сережу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Он блестяще одарен, умен .благороден. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не изменилась. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча - чудо..." Именно ему .любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи:
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности - жена не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза-прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена -Слагают стансы и идут на плаху.
«
Музыка Е. Доги звучать прекращает.
Вместо нее звучит музыка из кинофильма "Ирония судьбы или с легким паром": романс на слова М. Цветаевой в исполнении А. Пугачевой "Мне нравится, что вы больны не мной..."
1913г. Крым. Коктебель. Рядом с М. Цветаевой - ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: "Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями, подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся,имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем".Тихо плещется море. Темно-синее небо, мерцающие звезды и стихи:
В огромном липовом саду-Невинном и старинном -Я с мандолиною идуВ наряде очень длинном.Вдыхая теплый запах нивИ зреющей малины.Едва придерживая грифСтаринной мандолины.Пробором кудри разделив...Тугого шелка шорох.Глубоко вырезанный лифА юбка в пышных сборах.Мой шаг изнежен и устал,И стан, как гибкий стержень.Склоняется на пьедестал.Где кто-то ниц повержен.Упавшие колчан и лукНа зелени так белы!И топчет узкий мой каблукНевидимые стрелы...
Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительныепо красоте романсы.
Звучит романс А. Петрова "Под лаской плюшевого пледа" изкинофильма "Жестокий романс"
...Удачный литературный дебют. счастливый брак, рождение дочери - все, что так или иначе составляло радость бытия, неожиданно подверглось нападению демонических сил. Империалистическая война, уход С. Эфрона на фронт, предчувствие близких перемен, без понимания, к лучшему они или к худшему, все возрастающая тревога:
А этот колокол там, что кремлевских тяжелее.
Безостановочно ходит и ходит в груди,-
Это - кто знает? - не знаю,- быть может, -должно быть-
Мне загоститься не дать на российской земле!
И наконец, революция: муж с белыми, она - в красной столице, где ее духовное одиночество становится невыносимым.
В декабре 1920г в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс". Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг ...словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым.
А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.
21
Я расскажу тебе - про великий обман:
Я расскажу тебе, как ниспадает туман
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как - пришелец египетских стран-
В узкую дудку под деревом дует цыган.
Я расскажу тебе - про великую ложь:
Я расскажу тебе , как зажимается нож
В узкой руке, как вздымаются ветром веков
Кудри у юных - и бороды у стариков. Рокот веков . Топот подков.
22 Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали или, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла ее. Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живет почти в полном отчуждении. И поэтому ее появление столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.
Если внимательно прочитать стихотворения Цветаевой 1918-1921 г.г.то нельзя не заметить. что она находилась в духовной оппозиции существующему укладу жизни ,не хотела да и не могла смириться с насилием, террором, которые были роковым знамением времени, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны, обрушевшейся "громом на голову, саблей наголо"...24 В финале "Вечера поэтесс" Цветаева в декабре 1920г.читала свои стихотворения:
Пригвождена к позорному столбуСлавянской совести старинной,С змеею в сердце и с клеймом на лбу,Я утверждаю, что - невинна.Я утверждаю, что во мне покойПричастницы перед причастьем.Что не моя вина, что я с рукойПо площадям стою - за счастьем.Пересмотрите все мое добро.Скажите - или я ослепла?Где золото мое? Где серебро?В моей руке - лишь горстка пепла!И это все, что лестью и мольбойЯ выпросила у счастливых.И это все, что я возьму с собойВ край целований молчаливых.
Политехнический музей негодовал, не соглашался, молча сочувствовал...и преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы.
24
В мае 1922г. М. Цветаева вместе с дочерью покинула Россию, направившись в Прагу, где находился Сергей Эфрон, порвавший с "белым движением" и ставший студентом университета. Начались долгие годы эмиграции. Берлин, Прага, Париж.. Эмигрантская интеллигенция, поначалу встретившая Цветаеву с распростертыми объятиями, как единомышленницу, довольно скоро отшатнулась от поэтессы, увидев в ней не только оппозиционера, но и обличителя.
Духовное одиночество, частичная изоляция, трудное , а подчас полунищенское существование не сломили Цветаеву. Гораздо Тяжелее было переносить тоску по родине. Этот период жизни поэтессы был самым трагическим. Ностальгия по родине. частичная, а затем - практически полная духовная изоляция, последовавшая за разоблачением и бегством сотрудничавшего с НКВД С. Эфрона; неопределенность положения, желание уехать в СССР, чтобы быть рядом с мужем.
25 В 1939г. М .Цветаева вернулась наконец на родную землю. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей, и думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. Предчувствие новой беды, быть может, гибели, чувство обреченности - вот составляющие трагедии, финал которой наступил в Елабуге /Прикамье/, маленьком городке, в котором Цветаева шесте с сыном оказалась в 1941г.
31 августа 1941г. М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как Заболоцкий .Н. Клюев, Б Пильняк, О. Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.
Звучит "Реквием" /ч.7/ В. Моцарта.
Учитель, перелистывая страницы книги М. Цветаевой "Проза", зачитывает цитату: "Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника.
Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов поставили с тарусской каменоломни камень:
Здесь хотела, бы лежатьМАРИНА ЦВЕТАЕВА?"
Эти слова были написаны в мае 1934г., когда Марина Ивановна находилась в эмиграции. Но такому немного странному пожеланию не суждено было сбыться. Судьба распорядилась иначе.
По свидетельству Марка Слонима:
"Когда Цветаеву отправляли в эвакуацию в камский городок Елабугу, Пастернак пришел к ней помочь укладываться. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан, выхваливал ее крепость и пошутил, что она все выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что Цветаеваповесилась на этой веревке, и он долго не мог простить себе эту роковую шутку"
В 1970г. в Елабуге побывал Е .Евтушенко. Тогда не было еще надгробного камня, а только колышек с надписью "В этой стороне кладбища похоронена Марина Цветаева". Там и написал он свое стихотворение "Елабужский гвоздь"
Ученик читает стихотворение Е.Евтушенко "Елабужский гвоздь"
Помнишь, гераневая Елабуга,
Ту городскую, что вечность назад
Долго курила, курила, как плакала,
Твой разъедающий самосад.
Бога просила молитвенно, ранено.
Чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
Там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
"Пытка под старость - незнамо за что.
Ходют и ходют - ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Помню - была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не управлялась она с самокрутками.
Я их крутила. Веревку - не я.."Сирые сени. Слепые. Те самые.
Где оказалась пенька хороша.
Где напослед леденящею КамоюГубы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк. Он граненый увесистый
Для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком здесь шизно, чтоб взять и повеситься.
Вот удавиться - оно попростей.
Ну а старушка, что выжила впроголодь,
Мне говорит, будто важный я гость:
"Как мне с гвоздем-то? Все смотрят и трогают...
Может, возьмете себе этот гвоздь?"
Бабушка, я вас прошу как о милости -
Только не спрашивайте опять:
"А отчего она самоубилась - то?
Вы ведь ученый...Вам легче понять..."
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете - запомните.
Самоубийств не бывает вообще.
Звучит "Реквием М. Цветаевой в исполнении АЛ1угачевой"Уж сколько их упало.
В конце учащиеся, вставая по очереди со стульев, произносят по два-
три слова, обращаясь к Марине Ивановне:
"Марина Ивановна не ушла от нас .Марина Ивановна , вы с нами. Мы помним вас, мы любим Вас, мы Вам верим .Ваши стихи живут в наших юных сердцах. Ваши стихи помогают понять прекрасное, понять то, отчего бываешь грустным, несчастным, забытым, одиноким.
Ваша судьба мятежная, но прекрасная, а встреча с прекрасным всегда радует и волнует.
Учитель: Марина Ивановна Цветаева - неоплатная наша вина, но и любовь наша навечная. Поэт может быть бездомным, но стихи-никогда.
Гаснут свечи. Литературная гостиная закрыта.
Ваша судьба мятежная,но прекрасная, а встреча с прекрасным всегда радует и волнует.
Учитель: Марина Ивановна Цветаева - неоплатная наша вина, но и
любовь каша навечная. Псэт может быть бездомным,но стихи-никогда.
Гаснут свечи. Литературная гостиная закрыта.