Урок — литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Красною кистью рябина зажглась…

Выполнила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ «Полазненская СОШ №3»
О.И.Меденникова

«Красною кистью рябина зажглась»
Урок - литературная гостиная, посвященный
120-летию со дня рождения Марины Цветаевой (1892-1941) Цель: Организация образовательного пространства, способствующего развитию познавательных (интеллектуальных) и творческих способностей обучающихся. Задачи: Познакомить обучающихся с жизнью М. Цветаевой и её творчеством, в котором «душа, не знающая меры», раскрывается вначале «щедро и ясно», а затем уходит «в себя, в единоличье чувств»; Постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов; Формировать общую и сценическую культуру, развивать творческие способности; Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру, познанию, окружающим, себе. Тип урока: систематизация полученных знаний.                             Планируемый результат Урок ориентирован на обучающихся старшего звена, профильного обучения русскому языку и литературе. Урок является личностно-ориентированным, построенным на принципах развивающего обучения и деятельностного подхода, включает обучающихся в активную исследовательскую деятельность и способствует развитию внутренних мотивов учения, стимулированию и становлению собственного (личностного) смысла учения. Результатом проведения урока-гостиной является представление результатов исследовательской деятельности в творческой форме. Проведение урока-гостиной также поможет формировать у ребят литературный вкус, приобщать их к тайне слова писателя или поэта, помогать понимать и уяснять глубину содержания авторской мысли, давать верную оценку героям, их поступкам, а самое главное – учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное произведение, соотносить литературные произведения и свой жизненный опыт.


Действующие лица: ведущая и поэтесса – Марина Цветаева

Звучит Полонез Ф.Шопена

Ведущая: «Незаконная комета» Марины Ивановны Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего восемнадцать лет, - сборник «Вечерный альбом» стал первым шагом юной гимназистки в творческое бессмертие. В этом сборнике она определила свое жизненное и литературное кредо – утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души.
Стихотворение «Красной кистью рябина зажглась», написанное в 1916 году, заставляет нас вспомнить о дне рождения Марины Цветаевой. Строки стихотворения возвращают нас в тот далекий осенний день – 8 октября 1892 года, когда в полночь с субботы на воскресенье, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом, уютном, окруженном садом доме родилась великая поэтесса.

Поэтесса:
Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. («Красной кистью»)

Ведущая: Рябина навсегда вошла в поэзию Марины Цветаевой. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходящей и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозивщей уйти в зиму забвения.
Детство поэтессы, по её собственным словам, «лучше сказки», прощло в глубоко образованной семье. Отец – известный искусствовед, основатель и директор Музея изящных искусств в Москве, Иван Владимирович Цветаев. Мать – Мария Александровна Цветаева, урожденная Мейн, талантливая, музыкально одаренная ученица Рубинштейна, умерла, когда Марине было четырнадцать лет. С раннего детства спутниками Марины стали собственные фантазии, книги, музыка.
Стихотворение «Книги в красном переплете» рассказывают о любви Марины к книгам, которая зародилась в детстве. Книги из отцовского шкафа не только скрашивали досуг маленькой Марины, но звали её в увлекательный мир романтики и приключений. Захватывающие приключения героев Марка Твена навсегда остались в памяти Марины Цветаевой.

Поэтесса: «Книги в красном переплёте»

Ведущая: В стихотворении «Из сказки в сказку» звучат автобиографические мотивы. Лирическая героиня становится старше, взрослеет, но по прежнему тоскует по чуду. Поэтесса обращается к своему воображаемому собеседнику, просит понять её дущу, внутренний мир.

Поэтесса: стих. «В пятнадцать лет»

(Звучит «Ноктюрн» Ф.Шопена)

Ведущая: Любовь прищла к юной Марине Цветаевой в 1911 году, когда она с семьей отдыхала в Крыму, в Коктебеле. Здесь познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. Все было как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Девущка соглашается и загадывает: если молодой человек найдет и подарит ей любимый сердолик, она выйдет за него замуж. Сердолик он нашел и вложил ей в ладонь розовый крупный камень. Через полгода Марина и Сергей поженились.
Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. В стихах его облик окружен романтическим ореолом. Любовь озарила поэзию Марины новым светом. Упоение безграничной радостью, беспредельным счастьем, восприятие целого мира как дома – все это зазвучало в Марининых стихах.

Поэтесса: Стих. «На радость»

Ведущая: Предчувствуя сложную судьбу своих произведений, Марина Цветаева написала стихотворение «Моим стихам, написанным так рано», в котором указала на своеобразие поэтического творчества, на неповторимость, на собственную индивидуальность. Послушаем это стихотворение.

(Тихо звучит начало «Лунной сонаты» Л.Бетховена)

Поэтесса: Стих. «Моим стихам, написанным так рано»)

Ведущая: Годы революции и гражданской войны были в жизни Марины Цветаевой трудными и драматичными. Муж Цветаевой, Сергей Эфрон, находится в рядах белой Добровольческой армии, и от него уже третий год нет вестей. Её переживания нашли отражение в цикле стихов, посвященных разлуке, из которых впоследствии сложилась книга «Разлука». Но период бедствий в первые годы после революции был и плодотворным. В1922 году Марина Цветаева покидает Россию, чтобы обрести семейное счастье с Сергеем Эфроном, который жил в Праге. Но эмиграция обернулась бедой, несчастьем, нищетой, бесконечными мытарствами и тоской.
Эмиграция, которая растянулась на долгие 17 лет, отмечены напряженным творческим трудом. Из произведений чешского периода, который составил три года, следует выделить две поэмы: «Поэму Горы» и «Поэму конца», которую Борис Пастернак назвал «лучшею в мире поэмой о любви». Французский период эмиграции отмечен созданием поэм «Крысолов» и «Лестница», в которых заметна тема обличения мещанства. В это время Марина Цветаева всё чаще обращается к драматургии, прозе и переводам. Творчество, ежечасный поэтический труд спасали её не только от голодной смерти, но и от страшной тоски по Родине.

Поэтесса: Стих. «Родина»

·
Ведущая: 19 июня 1939 года Марина Ивановна с сыном Георгием вернулась на родину. Она поселяется с семьей в подмосковном поселке Балашиха. Но несчастья преследуют её семью: в августе была арестована дочь Ариадна, а в октябре – муж. Марина Цветаева в страшной тревоге о судьбе близких людей пищет письмо Сталине и Берия, но ответа не получает. Оставшись с сыном – без работы, без жилья, с редкими гонорарами за переводы, она погружается в глубокую депрессию. В её стихах 1940-1941 годов возникает – неотвратимо – как Судьба – мотив близкого конца. Она пишет

Поэтесса: Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный М.Цветаева «Пора снимать янтарь»

Ведущая: Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсии Лорки. Работа была прервана; события привели поэта в состоянии паники, безумного страха за сына, полной безысходности. 8 августа Цветаева вместе с сыном Георгием уезжает на пароходе из Москвы в эвакуацию в городок Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работы. Тоска от полнейшего одиночества, предстоящая впереди зима в глуши, трагическое ощущение собственной ненужности, страх за сына – все это толкнуло её на роковой шаг. 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни. Она покончила жизнь самоубийством. Прощаясь с сыном, Цветаева написала ему записку.

Поэтесса (читает): «Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

(Поэтесса медленно уходит. Звучит фрагмент «Реквиема» В.Моцарта)

Ведущая: Марину Ивановну Цветаеву похоронили на Елабужском кладбище. Могила её оказалась потерянной для потомков. Но осталось её творчество. Наследие Марины Цветаевой велико и необозримо. Среди созданного Цветаевой кроме лирики семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная проза.
Смерть поэта тоже входит в его бытие. А его бытие принадлежит Будущему. Это будущее уже наступило. Творчеству Марины Цветаевой «настал черед».

(Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Л.Бетховена)

Ведущая: Мне близка и дорога поэзия Марины Цветаевой прежде всего потому, что она проникнута глубокой искренностью и пронзительной нежностью. Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего – разрыв. Любовная лирика Марины Цветаевой громогласна, неистова и внутренне драматична. Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не могут встретиться. Читая стихи Цветаевой, понимаешь, что любовь остается в мире, умирает «лишь затем, чтобы, смеясь над тленом, стихом восстать – иль розаном расцвесть!»

Поэтесса: Стих. «Две песни»

(Звучит песня «Мне нравиться, что вы больны не мной» (муз. М.Таривердиева, сл.М.Цветаевой) из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром!»)

Ведущая: Среди стихотворений Марины Ивановны есть стихи, посвященные Москве – городу, где прошли детство, юность и молодость. Дом в Трехпрудном она любила больше всего на свете. О Москве Марина писала очень много. Один из её ранних циклов стихов был так и назван – «Стихи о Москве». Цикл состоит из девяти стихов, объединенных темой города. Давайте послушаем одно из стихотворений этого цикла.

Поэтесса: Стих. «Стихи о Москве. Облака – вокруг»

Ведущая: В центре существования Марины Цветаевой была поэзия, и в ней – непреходящая величина – Пушкин. «Мой Пушкин» - так назвала она одно из своих эссе – воспоминаний. Местоимение «мой» в сочетании с именем Пушкина, великого поэта, показалось многим современникам Цветаевой вызывающим, было воспринято как притязание на единоличное владение. Между тем Марина Цветаева не отнимала Пушкина у остальных, ей просто хотелось, чтобы они увидели Пушкина её глазами, глазами влюбленного человека. К столетию со дня гибели поэта Марина Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину». Пушкин, в понимании Цветаевой, был тем чистым родником, из которого черпали творческую энергию русские поэты всех поколений – от Лермонтова до Блока и Маяковского. Пушкин, всегда оставался лучшим собеседником, советчиком. С ним она постоянно сверяла свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии.
Давайте послушаем стихотворение Цветаевой, адресованное Наталье Николаевне Гончаровой, избраннице Пушкина. В одном из своих эссе Марина Ивановна трактует брак Пушкина с Гончаровой как исполнение судьбы. Она пишет: «Гончарову, не любивщую, он взял уже с Дантесом в придачу, то есть с собственной смертью».

Поэтесса: Стих. «Счастие или грусть»

Ведущая: Весь нелегкий творческий путь Марины Цветаевой увенчан легендами и предстает перед нами и как необычайная история жизни. Когда я первый раз познакомилась с некоторыми стихотворениями Марины Цветаевой, меня поразили та глубокая искренность и необычайно трепетная нежность, которые живут в её произведениях. Почти в каждом стихотворении Цветаевой присутствует образ лирического героя.
Стихотворение «Молитва» Марина Цветаева написала в день своего семнадцатилетия. Само название стихотворения настраивает на разговор с Богом, где высказываются самые сокровенные мысли. Лирическая героиня считает, что есть место подвигу, но понимает, что нельзя пройти всех дорог и что разочарование жизнью неизбежно. И она готова выбрать смерть, чтобы сохранить верность своим прекрасным мечтам.

Поэтесса: Стих. «Молитва»

Ведущая: «В России писателю или поэту надо жить долго», чтобы застать признание ещё при жизни. Но, к сожалению, век поэта краток. Отечество либо само укорачивает ему жизнь, либо равнодушно взирает, как делают это другие с великими людьми. Такова и судьба Марины Цветаевой – яркого и значительного поэта, прошедшего трагический жизненный и творческий путь. Литературная судьба Марины Цветаевой заинтересует каждого, кто приоткроет окно в волшебный мир её поэзии. Послушаем эти стихотворения.

Поэтесса: Стих. «Стихи растут как звезды и как розы»
«Умирая, не скажу: была»
Ведущая: Есть прекрасная легенда о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Так и поэзия Марины Цветаевой, забытая на несколько десятилетий, теперь снова стала нашим духовным достоянием, которое нужно бережно хранить и передавать из поколение в поколение.
Нельзя не преклоняться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу. «Стихам моим всегда будет хорошо».
(Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена)
15