Статья Технология модерации на уроках Информатики
Технология модерации на уроках Информатики.
Обучение на современном этапе – это реализация в образовательной практике личностно – ориентированных систем, когда преподаватель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся, что требует поиска особых организационных форм для формирования ключевых компетенций.
Концепция ФГОС определяет систему требований к современному уроку, выполнение которых определяет роль учителя как управленца, тьютора, а обучающихся – как активных субъектов деятельности. Изучая различные образовательные модели, педагогические инновации, технологии и методы, я открыла для себя технологию, достаточно, на мой взгляд, эффективную для реализации тех требований, которые ставит перед нами ФГОС второго поколения.
Это технология модерации, главной отличительной чертой которой является инициативность самих учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции помощника.
Так что же представляет собой технология «модерации»?
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-70 годы прошлого века в Германии.
Цели применения модерации:
- эффективное управление классом во время урока;
- максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс;
- поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока;
- гарантированное достижение целей урока.
Принципы модерации:
- структурированность (всё содержание урока рационально делится на чётко определённые части);
- систематичность (отдельные этапы урока взаимосвязаны и логически следуют один за другим);
- комплексность (содержание каждого этапа урока нацелено на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Технология модерации предполагает определённые этапы урока:
Инициация (начало урока, знакомство).
Вхождение или погружение в тему (постановка темы урока).
Формирование ожиданий учеников (совместная с обучающимися формулировка целей и учебной задачи).
Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).
Проработка содержания темы (самостоятельная работа учащихся).
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).
Эмоциональная разрядка (разминки).
На каждом из приведённых этапов урока применяю различные методы, позволяющие решать конкретные задачи урока.
Для этапа инициации чаще всего использую следующий метод. Озвучиваю эпиграф урока и прошу учащихся ответить на вопрос «Как вы понимаете эти слова?» Эпиграф выбираю неслучайно, как правило, он отражает или содержание урока или деятельность учащихся на уроке. Главное - всё должно быть чётко, быстро, на этот этап урока не должно уйти много времени. Этот метод позволяет динамично начать урок, обеспечить рабочий настрой и создать хорошую атмосферу.
На этапе вхождения или погружения в тему использую задания, подводящие учащихся к самостоятельному формулированию темы. Здесь приходят на помощь кроссворды, сканворды, ребусы, творческие эксперименты, видео – загадки и т.д.
Этап формирование ожиданий учеников является основным в формировании устойчивой мотивации к проведению остальных этапов. Здесь от изобретательности учителя зависит то, насколько точно учащиеся поставят цели, сформулируют учебную задачу и осознают важность и необходимость её решения в рамках данного урока. На данном этапе нашли своё применение такие методы, как дискуссия, аукцион идей (ранжирование предложенных учащимися вариантов по степени важности и актуальности), тестовые методы (выбор нужного варианта из нескольких предложенных) и т.д. Важно на данном этапе зафиксировать сформулированные цели и окончательно поставленную задачу (задачи), что бы на этапе подведения итогов вернуться и сделать вывод о том, насколько достигнуты поставленные цели и решена задача.
Интерактивная лекция предполагает переход учителя от традиционного одностороннего информирования учащихся при изучении нового материала к взаимодействию, где главное значение приобретает реакция, обратная связь с учеником, которая показывает, что он не только принял знания, но и понял их. Творческий подход с использованием различных техник постановки вопросов, методик активного слушания, ЭОР способны сделать интерактивную лекцию на уроке информатики одним из наиболее ярких и увлекательных этапов урока.
На этапе проработки содержания темы, как нельзя кстати, приходятся различные практические задания, которые могут выполняться как группами, так и индивидуально.
На этапе подведения итогов важно построить работу так, чтобы выяснить, что учащиеся усвоили в рамках данного урока, а на что нужно обратить внимание на следующем; насколько интересным и полезным оказался для ребят полученный на уроке опыт; наметить пути дальнейшего использования полученных знаний, умений и навыков. Здесь на помощь учителю приходят различные методы мониторинга и рефлексии.
Учитель, используя технологию модерации, должен тонко чувствовать эмоциональный климат в классе и, в случае появления признаков утомляемости, сделать паузу, провести различные разминки, снять усталость, поднять эмоциональный настрой.
Использование технологии модерации приводит к повышению мотивации учащихся, потому что благодаря этой технологии на уроках происходит:
- постановка ясных и понятных целей, выяснение и учёт ожиданий учащихся;
- ощущение учениками своей значимости в освоении материала;
- работа в команде;
- использование игровых методов обучения;
- визуализация учебного материала;
- смена напряжённой работы весёлыми разминками.
Применение технологии модерации развивает у учащихся:
- способность к анализу информации и выявлению проблемы;
- умение находить возможности для решения проблемы;
- умение вырабатывать стратегию достижения целей;
- умение выслушать собеседника, аргументированно убеждать и принимать совместные решения.
Таким образом, технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса за счёт усиления мотивации учащихся, активизации познавательной деятельности учеников, а также помогает учителю эффективно управлять процессом обучения, воспитания и развития.