Диспут — одна из форм коммуникативных технологий.


Использование технологии проведения диспута на уроках и занятиях в начальной школе
М. В. ВалевичМОУ СОШ №37
г.Комсомольск-на-Амуре
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов школа должна формировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Под универсальными способами действий понимаются метапредметные результаты – познавательные, коммуникативные, регулятивные, которые обеспечивают качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути. Это требования второго поколения образовательных стандартов.
Стандартами предусмотрено формирование коммуникативных учебных действий. Для решения этой задачи при проектировании урока большие возможности открывает групповая организация деятельности обучающихся. Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Многие учителя в своей педагогической деятельности активно применяют педагогические методы и технологии. Сущность образовательных технологий - изменение характера и способа образования. Наиболее актуальная образовательная технология – информационно-коммуникативная. Её использование ведёт к формированию умения собирать факты и их сопоставлять, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Одним из современных форм информационно – коммуникативных технологий является диспут.
Несколько важных моментов для организации урока-диспута: 
1. Диспут требует долгой и тщательной подготовки.
2. Нельзя урок превращать в президиум (т. е. нельзя заранее готовить выступающих).
3.Нужно требовать от детей доказательств их точки зрения.
4.Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.
5. По поручению учителя или самостоятельно учащиеся могут сами составлять дискуссионные вопросы.
В 1 классе я применяю групповую форму работы, которая помогает ребенку создать условия для формирования ключевых компетенций, таких как: коммуникативная (формирование речи), информационная и умение работать в команде. На уроках применяю элементы диспута через речевые приёмы. Дети приучаются к таким высказываниям как « Я с тобой не согласен», «Возможно ты прав, но я считаю так», «Я хочу тебе помочь», « Я уважаю твоё мнение, но».

В 1 классе кругозор у учащихся узкий и для участия в диспуте недостаточно информационной среды учащихся. Поэтому понятия и выводы осуществляются под четким руководством учителя.
Во 2 классе происходит ознакомление с памяткой проведения диспута. Формулируются простейшие темы для обсуждения. Например, «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зачем нужна библиотека?»
Памятка "Я участник диспута".
1. Выбор темы.
2.Подбор вопросов по этой теме.
3.Подготовка речи.
4.Грамотное эстетическое оформление речи. 
Памятка "Как вести дискуссию"
1. Думай, как спорить.
2. Выскажи свое мнение и докажи его.
3. Говори просто и последовательно.
4.Спорь честно.
5.Не повторяйся.
6. Уважай того, кто спорит с тобой. 
Следующим этапом является работа в парах. При работе в паре, каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, а следовательно обогащению словарного запаса, а так же развивать умение слушать и слышать. Эта работа учит ребенка оценивать результаты своей деятельности и является подготовительным этапом к такой методике, как диспут.
Таким образом, у детей вырабатывается порядок действий к дискуссии. А учителю остается направлять их, почувствовать момент окончания дискуссии, подвести итоги, выставлять баллы и провести рефлексию.
Рефлексия – обязательный этап проведения урока – диспута. Его можно провести следующим образом, существует 3 вида сигнальных карт: красный, желтый и зеленый. Красный - я неудовлетворен дискуссией, желтый - я не все точки зрения понял, зеленый - я получил удовлетворение после дискуссии.
В 3 и 4 классе у учащихся расширяется кругозор и для участия в диспуте достаточно информационной среды. Поэтому понятия и выводы могут осуществляются самостоятельно, но возможна и помощь учителя. Уровень понимания и восприятия повышается, поэтому темы для обсуждения учащиеся выбирают сами, в основном – актуальные вопросы , волнующие детей и взрослых. Например, «Жевательная резинка – польза или вред», «Какая книга лучше: бумажная или электронная».

На уроках – диспутах в 3-4 классе использую групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Формулировка правил усложняется, появляются законы диспута.
Законы диспута:
Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.
Неуместные шутки запрещаются.
Помоги изжить комплексы своим товарищам.
Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
Памятка участнику диспута:
Прежде чем спорить, подумай.
Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
Старайся говорить своими словами.
Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
Применение данной технологии помогают достичь следующих результатов:
1. Сплоченность коллектива.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3.Оценка результатов своей деятельности учащимися.
4. Воспитать в детях культуру общения.
Говорить на эту тему можно бесконечно. Главное все, что делает учитель, должно работать на личный рост учеников. Стремиться к тому, чтобы обучение в школе было интересным и радостным для ребят, имело развивающий характер. И такая форма работы, как диспут, позволяет насыщать информационное поле ребенка позитивными образами, которые расширяют кругозор его знаний и побуждают его к созидательной деятельности.
Таким образом, использование диспута – современной формы информационно-коммуникационной технологии, в условиях классно-урочной системы наиболее легко вписываются в учебный процесс, предоставляет учителю возможность достигать результатов в освоении основных образовательных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Библиографический список:
Е.Л.Мельникова. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения http://www.school2100.ru/Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе.М.Ю.Демидова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. «Просвещение», 2011