Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Старов
Андрей Николаевич
Научный руководитель: Шишкова Е.М.

В последние годы возросло внимание к здоровью школьников. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
В Белгородской области уделяется большое внимание пропаганде здорового образа жизни. По мнению губернатора нашей области Евгения Савченко, «Здоровье ребёнка – это залог его полноценной жизни, счастливой семьи, предмет радости родителей, родных и близких. Здоровье детей – главная ценность любого государства, первоочередная забота властей».
Формирование представлений младших школьников о здоровом образе жизни становится все более актуальной, так как она обусловлена потребностью человека, общества и государства в формировании культуры здоровья младших школьников.
Однако дефицит знаний по вопросам здорового образа снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и риска возникновения различных заболеваний.
Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий и технологий формирования такой личности, начиная с младших классов, данное исследование весьма актуально.
Компьютер – это та технология, которая в XXI веке активно вошла в жизнь человека, без которой мы не мыслим уже своего существования. В то же самое время компьютер оказывает и отрицательное влияние на здоровье человека при неправильном его использовании: ухудшение зрение, искривления позвоночника, нервное перенапряжение, усталость и т.д. Таким образом проблема использования компьютерных технологий в процессе формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни привлекла наше внимание еще и аспектом правильного использования современных технологий в воспитательном процессе.
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.
К педагогическим условиям формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, по мнению Н. К. Смирнова [2, с.222-223], следует отнести:
- обеспечение их грамотности в вопросах здоровья;
- формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
- воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.
Нас интересует в большей степени первое направление, которое непосредственно определяет суть нашего исследования. Как считает ряд специалистов, необходимый уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т.е. обучение здоровью, может быть обеспечен как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (в первую очередь - ОБЖ, биологии, физкультуры), так и путем введения специального предмета - культура здоровья или валеологии. Ученые считают, что лучше всего сочетать эти варианты. Здоровье - слишком важная проблема, чтобы жалеть на ее изучение хотя бы 1 час в неделю.
Уроки здоровья дадут желаемый результат, если будут проводиться не только (и не столько) в традиционной форме классно-урочной системы, сколько в форме уроков-тренингов, уроков-дискуссий, видеопросмотров с последующим обсуждением, практических занятий, занятий с использованием информационных технологий и т.д. Тогда этот предмет, во-первых, не будет создавать дополнительной нагрузки на школьников и может быть вынесен за рамки лимитированных часов, так же как и физкультура; во-вторых, станет мостиком между знаниями, получаемыми в школе и необходимыми в реальной жизни. Таких предметов единицы - отсюда и снижение интереса к обучению, и проблемы со здоровьем школьников. При этом интеграция вопросов здоровья в другие предметы должна сохраниться, усиливая содержательные связи в сознании учащихся.
Наряду с обучением здоровью, программы которого для разных классов публикуются в большом количестве, более серьезной и значительно менее разработанной остается проблема воспитания ответственности за собственное здоровье и мотивации на ведение здорового образа жизни.
В процессе обучения ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В заключении сформулируем стратегические условия успешной деятельности педагога по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни на основе использования компьтерных технологий:
- обеспечение индивидуализации психолого-педагогических воздействий под контролем мониторинга достигаемых результатов;
- построение воспитательного процесса на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности учащихся, предоставления им оптимальных возможностей проявления инициативы, выбора при осознаваемой ответственности за принимаемые решения и их возможные последствия;
- целенаправленное развитие, поддержка и позитивное эмоциональное подкрепление интереса учащихся к познанию мира и самих себя;
- создания в классе эмоционально комфортных условий, основанных на взаимном доверии, понимании общих задач, психологической поддержке, принципах сотрудничества и т.д.
- систематическое и методически грамотное использование информационных технологий.


Литература:
Захарова, И.Т. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. –3–е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 192с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005, - 320 с.

15