ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Управление образования
Администрации г. Новочеркасска
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9









КОМПЛЕКТ СЦЕНАРИЕВ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы методической разработки:
Рыжикова Наталья Борисовна,
Стекольщикова Ирина Ивановна,
Гаврилова Светлана Ивановна









г. Новочеркасск
2013 год

Сегодня в преподавании обществоведческих дисциплин явственно ощущается нехватка практических занятий, направленных на воспитание гражданской ответственности личности, формирование активной гражданской позиции.
Данная разработка, охватывающая одну из наиболее актуальных задач – проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3-5 классов и предполагает 8 увлекательных занятий с применением мультимедийных компьютерных презентаций.
Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну «невыберайка» и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента. Желаем увлекательных путешествий.
При разработке программы авторы опирались на следующую литературу:
Конституция РФ
Кравченко А.И. «общество знание»
Сборки русских народных сценок
Пословицы и поговорки
Права человека в 3-х книгах для чтения; М:, 2000


























Программа внеклассных занятий по правовому воспитанию
(«Избирательное право»)
для учащихся 3-5 классов

№№ п/п

Тема занятия
К-во
ч
Формы занятий

Цели и задачи

Содержание

Термины


1-2
Как мы живём?
2
Урок-презентация, диалог, диспут.

Познакомить с понятием «демократия», дать представление о роли личности в истории своей страны, об активной гражданской позиции. Показать процесс реализации демократических принципов: равенства, свободы, состязательности; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ознакомление учеников с основами избирательной системы страны.

Знакомство с понятием правового демократического государства на примере русских народных сказок, пословиц и поговорок в ходе уроков-презентаций и проектной деятельности учащихся. Проведение ролевой игры «Выборы президента школы»

Демократия, Конституция как основной Закон.
Конституци-онные права и обязанности. Предвыборная программа, выборы.

3-4
Жить по-новому!
2
Беседа, диспут, презентация





5-6
Мы выбираем? Нас выбирают?
2
Защита проектов, урок-презентация




7-8

Выборы президента школы

2
Ролевая игра






ИТОГО:


8












Занятие 1-2
Как мы живем
Цели и задачи: сформировать понятия о правилах человеческого общежития,
раскрыть на примерах из жизни и литературы, опасность
последствий нерешенных конфликтов, показать способы
разрешения конфликтных ситуаций на реальных
примерах, создать условия для развития аналитического
мышления, познакомить с терминами и понятиями,
отражающими сложность сегодняшней жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: тексты сказок, рабочие тетради, Конституция РФ.
Методические приемы: беседа, урок-презентация, диспут, диалоговое обсуждение.
Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.


Ход урока.
Беседа.
Учитель:
С сегодняшнего занятия ребята, мы отправляемся в виртуальное путешествие по сказочной стране «Невыбирайка». Неспокойна жизнь в этом сказочном государстве, ссорятся и ругаются его жители. Что за конфликты мешают им жить в дружбе и согласии? Об этом можем узнать из летописи, которая начинается словами:
« Лето(год) 2008
В нашем неправовом царстве несвободном государстве слушали дело о возникновении различных конфликтов среди граждан
Воробья, Мыши и Колобка;
Зайца и Лисы;
Воробья и Мыши;
Мужика и Медведя »
В чем же причина их разногласий? Почему же происходили эти события? Почему люди и звери не смогли выбрать, как вести себя, чтобы не было ни зла, ни обид?
Слайд 1.


Давайте вспомним сказку о дружных соседях «Крылатый, мохнатый да масленый» (ученики рассказывают содержание сказок):
Слайд 2.

Зависть воробья привела к конфликту.


В сказке «Заюшкина избушка»:
Слайд 5.

Лиса позавидовала зайчику и выгнала его:
Слайд 6.

Обман мыши привел к конфликту в сказке «Мышь и воробей»
Слайд 7.



Слайд 8.

Теперь вспомним сказку про вершки и корешки. Что определило судьбу медведя? Его самостоятельный выбор:
Слайд 8.

Физкультминутка и релаксация.
Подведение итогов. Диспут, диалоговое обсуждение.
А сейчас давайте вместе попробуем ответить на вопросы:
С какими конфликтными ситуациями вы знакомы? Приведите примеры из жизни, из русских народных сказок
Из-за чего возникает конфликты?
На чьей стороне вы оказываетесь, когда ссорятся ваши друзья?
Когда вы чувствуете, что вы не правы, что вы делаете?
В конфликте всегда виноват кто-то один?
Какие качества характера могут спровоцировать конфликт?
Какие способы выхода из конфликта вы можете предложить? (убеждение, понятие справедливости, закон, терпение, образованность)
В ходе диалогового обсуждения и диспута ученики отвечают на вопросы и делают вывод:
-Каждый из нас часто оказывается перед выбором, как поступить, и от этого выбора зависит разрешиться конфликтная ситуация или нет.
Домашнее задание:
В рабочих тетрадях прочитать басни И.А. Крылова «Волки и овцы» и «Лев на ловле». Ответить на вопросы.
Придумайте свою сказку, в которой добро побеждает зло, и нарисуйте к ней иллюстрацию.
Занятие 3-4.
Жить по новому.
Цель: показать формирующую роль законов в становлении правового государства; дать представление о значении Конституции (Основном законе) в развитии общества и государства, создать условия для формирования гражданской правовой позиции и цивилизованных общественных отношений.
Оборудование: Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, Конституция РФ.
Методические приемы: беседа, диспут, урок-презентация.
Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.


Ход урока.
I. Слово учителя:
На прошлом занятии во время нашего виртуального путешествия по сказочной стране «Невыбирайка» мы познакомились с жителями этого неправового царства несвободного государства, которые постоянно конфликтуют друг с другом.
Мы попытались советами помочь жителям этой страны разрешить конфликты, попробовали предупредить их о возможности появления новых.
Послушали нас сказочные жители, задумались, загоревали. Что же им делать?
Мужик из сказки «Вершки до корешки» напомнил заветы своих родителей:
- Не рой другому яму – сам в нее попадешь.
На чужой каравай рот не разевай.
На чужом несчастье счастья не построишь.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Как аукнешь, так и откликнется.
Много народу, до мало людей.
Где много пастухов, там овцы дохнут.
Где пастух дурак, там и собаки дуры.
В чем смысл этих пословиц?
Для того, чтобы жить без конфликтов, нужно жить по правилам, по законам. Жители страны должны знать, что они должны делать и на что они имеют право. Им нужен Основной Закон, то есть нужно установить общие правила, поддерживать их и жить по ним (Конституция – установление).
Есть в стране такая книга
Ты о ней всё должен знать
Конституцию России
В детстве должен прочитать
В ней увидишь ты законы
Их ты должен выполнять
И свои права ты сможешь
Без усилий защищать.



А теперь давайте вместе подумаем, какие права и свободы гражданина наиболее важные?


Слайд 3.

Откройте свои рабочие тетрадки, ответьте на вопросы и решите предложенный кроссворд:

Слайд 4.

Теперь вы знаете, что такое Конституция
Жители нашего уже правового государства должны быть уверены в защите своих конституционных прав и свобод. Для этого нужно организовать особую систему:


Кто достоин быть избранным ? Об этом мы узнаем из его предвыборной программы (план действий)
Слайд 6.

Какой план действий предложен этим кандидатом?

Физкультминутка и релаксация.
Подведение итогов. В ходе беседы дети должны дать ответы на вопросы:
Что такое закон?
Что такое Конституция?
Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы противостоять вероломству, обману, глупости, жадности?
Зачем нужна предвыборная программа?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, раздел «Что такое закон и для чего он нужен?», прочитать и ответить на вопросы стр.7-10. Придумайте и нарисуйте свою историю выборов.


Занятие 5-6.
Мы выбираем? - Нас выбирают?!
Цель: формирование условий для развития коммуникативных компетенций личности, показать роль личности в формировании судьбы своей собственной и Отечества (человек – кузнец своего счастья), дать представление о важности выбора, влияние нравственных категорий на условия выбора, способствовать воспитанию патриотизма и необходимых качеств характера человеческой личности (порядочности, трудолюбия, смелости, решительности, активности, способности анализировать).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, Конституция РФ.
Методические приемы: зашита проектов, беседа, диспут, урок-презентация.
Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.

Ход урока.
Проверка домашнего задания: выставка авторских иллюстрированных проектов-сказок и иллюстрированных проектов-историй выборов. Защита проектов.

Слово учителя.
Изменилась жизнь в нашей сказочной стране после принятия её жителями Конституции. Они сделали свой выбор, стали жить по закону и назвали свою страну «Выбирайка». Теперь им нужно выбрать президента своей страны и законодательную власть. У нас ВЫБОРЫ! Граждане страны выбирают Президента, депутатов, мэров и дают им власть, чтобы они сделали жизнь в стране лучше. Где проходят выборы?
Дети: - на избирательных участках!
Учитель: – вы уже, наверное, ходили на избирательные участки вместе с родителями. Какие документа брали они с собой?
Дети:– паспорта!
Учитель: – правильно – паспорт – это документ, который выдается гражданину страны, удостоверяющий его личность. В России паспорта получают с 14 лет, а голосовать гражданин может с 18.
На избирательном участке члены избирательной комиссии проверяют паспорт гражданина, регистрируют его в списке избирателей, выдают бюллетень для голосования, в котором указаны фамилии претендентов.
Гражданин должен отметить в бюллетене нужную фамилию и опустить его в урну для голосования. Члены избирательной комиссии по окончанию выборов подсчитывают голоса за каждого претендента, составляют протокол и объявляют результаты голосования.




Ты творец
Своей судьбы,


Строишь сам
Её ты с детства,


Выбор твой, уже учти
Есть решающее средство !





Слайд 4.





Слайд 7.

Голосуй за право жить,
Голосуй за право быть,
Голосуй за жизнь на свете
За себя мы все в ответе!










Много-много лет подряд
Мы проводим выборы.
И ты должен выбирать
Из народа лидера.



Слайд 8.


Выбор твой, как ключ в кармане
Раз достал – открылась дверь,
И лучи большого счастья
Засияли в ней теперь!!!






Слайд 9.

Слайд 10.
Физкультминутка и релаксация.

Подведение итогов урока. Диалоговая беседа, диспут.
В ходе беседы ученики должны найти ответы на вопросы:
Какими правами обладает гражданин страны?
Все ли жители страны имеют право выбирать и быть избранными?
Нарисуйте портрет гражданина страны. (свободен, самостоятелен, неравнодушен).
Что такое «активная гражданская позиция»?
Что необходимо знать избирателю?
Слайд 11.

Каковы условия участия гражданина в выборах?
Каковы функции президента страны?


Домашнее задание. Подготовка к ролевой игре «Выборы президента»:
создание избирательной комиссии;
подготовка пакетов документов для проведения выборов: бланков паспортов, бюллетеней, списков избирателей;
создание штабов по проведению предвыборной компании;
подготовка предвыборных программ кандидатами и их штабами.
Занятие 7-8.
Ролевая игра: выборы президента школы.
Цель: Формирование начальных понятий о гражданственности, ответственности за выбор, власть; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ознакомление учеников с основами избирательной системы страны.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методические приемы: ролевая игра.

Материалы к игре:
Бланки паспортов.
Бланки бюллетеней.
Бланки списков избирателей.
Роли:
Члены избирательной комиссии (3 человека).
Штабы кандидатов на пост Президента школы. (2 команды по 5 человек).
Избиратели.
Ход игры:
Выдвижение кандидатов и их регистрация в Избирательной комиссии.
Проведение предвыборной компании: защита предвыборных программ кандидатами, дебаты, ответы на вопросы избирателей.
Подготовка списков избирателей. Заполнение избирателями бланков паспортов.
Проведение выборов: регистрация членами избирательной комиссии, выдача бюллетеней, голосование.
Подсчет голосов, заполнение протокола, объявление результатов голосования.
Подведение итогов. Выводы.











Заголовок 1 Заголовок 315