Разработка внеклассного мероприятия Сергий Радонежский-сподвижник Земли Русской»
Внеклассное мероприятие
«Сергий Радонежский-сподвижник Земли Русской»
2017
Сергий Радонежский-сподвижник Земли Русской
Цель: воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.
Оборудование: презентация, выставка книг о Сергии Радонежском, на доске икона Сергия Радонежского.
Ход мероприятия
Учитель. Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. С современной позиции мы смотрим на роль личности в истории. Опасно переоценивать, но и нельзя недооценивать значение того или иного государственного деятеля в развитии страны. С личностью мы отожествляем эпоху. Есть в русской истории знаковые фигуры, по которым мы можем проследить этапы развития нашей страны: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I Именно они и создавали ту историю, которую мы сейчас знаем. Но есть человек, который не был ни политиком, ни воином, но повлиял на историю не меньше, а, может быть, даже и больше, чем князья и цари. Точнее даже сказать, продолжает влиять до сих пор. Это – Преподобный Сергий Радонежский. Своим чистым и светлым обликом Сергий привлек внимание как своих современников, так и далеких потомков.
Чтец.
Встреча инока со Христом
Огибая глубокий овражек,
по следам от тележных колёс,
шёл откуда-то юный монашек,
не скрывая отчаянных слёз.
«Что случилось?» – спросил его прямо
Царь Небесный, на землю сходя.
«Потерял где-то ключ я от храма», –
молвит юноша, слёз не щадя.
«Ах ты, горе!» – Спаситель смеётся. –
Вот твой ключ, не терзай себя, брат»
А монашек опять не уймётся
и рыдает сильней во сто крат.
«В чём же дело?» – Господь негодует.
И, почти задыхаясь от слёз,
еле слышно, мол: «Книгу Святую
потерял я», – монах произнёс.
«Ну и люди! – вздохнул Искупитель
и сказал чернецу: – Не тужи,
возвращайся спокойно в обитель –
дам Я книгу тебе для души».
Но монах – аж хрипит от рыданий:
«Где ж обитель такая в стране,
чтоб укрыться мне в ней от страданий,
насылаемых бесом извне?»
И Господь, улыбаясь апрелю,
на далёкий кивнул ему лес:
«Ты построй себе келью под елью
и молись, чтоб забыл тебя бес.
Да мечтами о пище телесной
не дразни понапрасну себя.
Прилетит к тебе ангел небесный –
и покормит с ладони тебя.
Бог – с тобою!» – сказал. И десницей
начертал над монашеком крест.
И – исчез. И, как райские птицы,
засвистели щеглы и синицы,
и иные пичуги окрест.
Ну, а что же монашек?.. С дорогой
распростившись по воле небес,
он доверил судьбу свою Богу
и – свернул в голубеющий лес.
Где теперь он? Господь его знает!
Только видно, как в свете зарниц –
в чащу леса всё чаще слетает
с высоты стайка радужных птиц
Николай Переяслов.
Ученик1.
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь избрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца. Кирилл и Мария назвали сына Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.
Ученик2
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Посетив родителей святого, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа".
С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
Ученик3
Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа.
Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы.
Чтец:
Там, где шумел сосновый бор,
Где был когда-то лес дремучий,
Стоит наш Троицкий собор
В сиянье золота – могучий.
Он освящен во имя Бога,
Во имя Троицы Святой.
Доступна всем к нему дорога,
Богат для всех он добротой.
Ученик4
Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Он учил их "прилежно молиться Богу, и не беседовать ни с кем после повечерия, и не ходить из своей кельи по чужим кельям без большой необходимости в чем-либо нужном, но в своей келье каждому втайне молиться Богу наедине и заниматься по возможности своей работой, которую руки его могут делать.
Чтец.
В стенах обители святой,
Под кровом келии убогой,
Спасался старец жизни строгой,
Каких немного под луной.
Хотя он скрылся от людей,
Служить желая только Богу, –
Но каждый знал к нему дорогу,
Кто о душе радел своей
Ученик5
Сам Преподобный отличался редким трудолюбием. Следуя евангельскому учению, был среди братии первый в том, что всем был слугой. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом, по принципу "молись и трудись". Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника еще более укреплялось.
По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания епископа Волынского Афанасия в 1354 году посвящен во иеромонаха и возведен в сан игумена. По- прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое. Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал ему устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие.
Ученик 6
Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого. Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Ученик7
Близость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана епископа Пермского и преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Ученик1
Из летописей мы знаем, что он много содействовал умиротворению княжеских раздоров и укреплению верховной власти в руках одного князя московского, чтобы тем самым объединить и укрепить государство.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение.
В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию.
Ведущий.
Преподобный Сергий благословил князя на сражение и сказал:
Вставай, мой князь, бери свое копье,
Вставай, пора, давно уже пора!
Смотри, что стало с Родиною нашей...
Мы в бой идем не ради серебра,
Очистить совесть пред Христовой Чашей!
И наша сила в Божьей правде,
Она сильнее тьмы и зла,
Так будем смело, Бога ради,
Звонить во все колокола.
(Звон колокола.)
Русь поднимать на брань святую,
Да сгинет мерзкая орда!
Чтоб одесную, не ошую,
Встать перед Богом в день Суда.
Князь.
Очистим души от отравы,
И станем добре в грозный час,
И вспомним Крест – Царей державы,
И Сам Небесный Царь за нас!
Ведущий.
Преподобный Сергий, подавая меч князю, еще молвил:
С Богом! Ныне свергнем
Иго с наших плеч.
Мы теперь не слабы,
Не страшась иди –
Пересвет с Ослябей Будут впереди.
Ведущий:
Александр Пересвет и Андрей Ослябя до принятия монашества были воинами. Этих-то иноков-богатырей и послал Преподобный вместе с великим князем на битву.
Выходят ученики в костюмах иноков-богатырей Пересвета и Осляби. Читают стихотворение.
Пересвет:
В век безутешный, средь тлена, распада и смрада
Ради чего на земле этой суетной жить,
Как не для этой вот русского сердца отрады
В битве за Родину душу свою положить.
Не пожалеем жизни тленной,
Стремясь в нетленную войти,
Битва за родину священна,
Не отсидеться взаперти.
Поле Куликово!
Древние года!
Дмитрия Донского
Рать пришла сюда.
Тучей против нас
Встала рать Мамая...
Начал тут хвалиться
Некто Челубей:
Кто не побоится
Силушки моей?
Ослябя:
Тряхнем, мой друг, седою стариной!
Святая вера нас не подводила!
Сойдемся с новоявленной ордой,
В честном бою померяемся силой
Один в поле не воин!?
Воин! Когда Россия на краю,
И в одиночку можно драться,
Мы будем биться до конца,
Пока не сгинет мрак позорный,
С Руси прекрасного лица!
Молитвой тьму одолевая,
Мы не смиримся с сатаной,
Россия – наша мать родная,
Благословляет нас на бой.
Заполыхала битва
На смерть, не на живот.
Первая жертва боя:
Иночества то цвет –
Схимник Пересвет.
Верный Христа заветам,
Вышел он в битву с тьмой,
Пал он на поле этом,
Как в пашню зерно весной.
Ученик2
Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.
Чтец.
Господи Боже, помилуй
Душу живую России! –
Мыслью проникнем в глубины
Вещего сердца России.
Будем молить непрестанно
С верой, надеждой и силой –
Ими же веси путями,
Боже, воздвигни Россию!
Ведущий:
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! говорил голос, Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Эти прекрасные птицы изображали собой достойных учеников великого наставника.
Преподобный Сергий дожил до семидесяти восьми лет, проведя всю свою жизнь в великом воздержании, трудах и совершив много чудес. В сентябре 1392 года Преподобный заболел. Предчувствуя свою кончину, он призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Затем, преподав им благословение и прощение, он причастился Пречистых Христовых Тайн. В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года.
Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братии. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."
Главный Завет, претворению которого он отдал это земное воплощение, и которое было символично возвещено миру его троекратным возгласом еще до рождения – Служение Троице.
И доныне сей великий чудотворец помогает всем, с верою притекающим к нему, и совершает великие и бесчисленные чудеса.
Чтец
В глухом уединённом месте,
Среди берёзовых лесов.
С усердием радел в молитве,
Отшельник в горечи оков.
Они держали Русь родную,
Петлёй аркана у седла.
Тянули кровь её земную,
Держали в рабстве города.
Он обратился о защите,
Не плоти собственной своей.
Душа просила сил отчизне,
С колен подняться ей скорей.
Все помыслы чисты и светлы,
Их выстрадала вся Земля.
Собрал в единое все силы,
Он не берёг их для себя.
Приняв отшельника молитвы,
Господь дал знак ему слезой.
Стояли близко с ним там горы,
Они пролились вниз водой.
Послал наш Бог народу мудрость,
В единый всех собрал порыв.
Рубили вместе сети низость,
К свободе путь Руси открыв.
Шумят собою водопады,
Благой порыв собой несут.
Бегут, вниз лечащие воды,
От сглаза всех нас берегут.
Наш старец с жизнью посвящённой,
Во благо русской всей земли,
К святому лику приобщённый,
Остался вечно на Руси
Учитель. Дорогие ребята, каждому из вас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от вас зависит, какую частичку себя вы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем, толерантности, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.