ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (11 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Белореченск









«ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА».









Учитель первой категории
Бирюкова Марина Наполеоновна










2014 г.

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА».

Цели урока: - формировать у учащихся умение определять - публицистический стиль;
- находить в тексте средства изобразительности речи;
- производить комплексный анализ
публицистического стиля.

Оборудование урока: таблицы на доске, напечатанные тексты для учащихся.


ХОД УРОКА.

Учащимся розданы напечатанные тексты публицистического стиля.
Чтение текста.
(первый раз учитель читает вслух, второй раз дети читают самостоятельно).
(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3) Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона.(4) Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7) Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их тоски зрения, положение.(8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменение в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

Орфографическая работа.

Задание: выписать из текста слова, вызывающие сомнения при написании.
(учащиеся выполняют работу, затем несколько учащихся озвучивают слова с орфограммами, которые вызвали у них затруднения, комментируя их).
Дискуссия, полемика, по-разному, не прибегая, оппонент, позиция, непозволительные уловки, наголову разбить, горе-спорщики.
Работа над определением стиля текста.

Пользуясь памяткой, написанной на доске, учащиеся доказывают, соотнося с каждым пунктом таблицы, что это именно публицистический стиль.


Таблица – памятка
(краткая характеристика публицистического стиля).



Публицистический стиль.
Цель
Сфера общения
Адресат
Возможные жанры
Языковые стилистические особенности.






Лексические
Морфоло-гические
Синтакси-ческие


Информировать
и вызвать к высказанной мысли эмоциональное отношение.
Политика, идеология; обсуждение общественно-значимых нравственных проблем.
Массовый читатель или слушатель, интересующийся указанными проблемами.
Журнальная и газетная статья, хроника, очерк (путевой, проблемный, портретный). Эссе, рецензия, диспут, дискуссия, ораторское выступление
и т. д.
Общественно-политическая лексика, термины науки, политики, социальной сферы. Абстрактная и оценочная лексика, лексика различной стилистической окраски (книжная наряду с разговорной), устойчивые словосочетания и выражения. Обязательны выразительные средства языка: метафоры, эпитеты, сравнения.
Активные причастия и деепричастия.
Самые разнообразные: разная длина предложений, все виды предложений. Характерны риторические фигуры: антитеза, инверсия, повтор, риторические вопросы, восклицания, обращения. Часто имитируется диалог.




Определение типа речи.

Рассуждение (учащиеся доказывают почему).
1. В рассуждении обязательно имеется тезис (основная мысль, которая требует доказательства или рассуждения).
2. Доводы (суждения, которые обосновывают тезис).
3. Рассуждение завершается выводом, который формулирует проблему и идею тезиса.
– А что такое основная мысль текста, как её определить?
(учитель даёт несколько рекомендаций).
А) Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым. Подлежащее в формулировке называет тему текста (о чём), а сказуемое то (новое), что по этой теме будет говориться.
Б) Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его новое.
В) Основная мысль не просто предъявляется в тексте, а получает своё развитие и обосновывается.
Г) В рассуждении использованы доводы, при анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются в виде простых предложений.
Д) В тексте – рассуждении наряду с ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы. Её формулировка часто содержит образные и оценочные слова.
Таблица.
Обобщим сказанное и составим таблицу по логическому разворачиванию основной мысли (тезиса) нашего текста.

Основная мысль текста.

О чём говорится в тексте (тема). Ч О чём говорится что говорится об этом предмете
(новое). предмете. в тексте (тема). (новое).

Так как Так как Так как

1-й довод
2-й довод
3-й довод


примеры
примеры
примеры

П о э т о м у

Вывод автора.



Текст разбирается в соответствии с таблицей.
Определить, в каком предложении выражена основная мысль:
А) 8
Б) 2
В) 11
Г) 4

Люди ведут себя в споре по-разному.


например например например
Одни держатся
уважительно. Другие чувствуют Горе-спорщики
себя на войне ведут себя самым
непозволительным
образом.


Как именно как именно как именно
пример пример пример

т а к и м о б р а з о м

Поведение полемистов влияет на успех обсуждения, понимания особенностей манеры спорить помогает определить тактику в споре.

Определить, какое утверждение противоречит позиции автора:
А) Поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы.
Б) Чтобы лучше определить тактику поведения в споре, нужно учитывать поведение оппонента.
В) Плодотворным бывает только спор, в котором оппоненты проявляют внимание и уважительное отношение друг к другу.
Г) Главное в дискуссии – одержать верх над противником, используя любые способы.


Как вывод с основной мыслью? Согласны ли вы с тем, что вывод становится основным тезисом, ради которого создавался текст?


Сопоставьте содержание текста с вашим жизненным опытом. Какие выводы для себя лично вы можете сделать на основе полученной информации?

Работа с ИВС.

Текст по первому впечатлению не кажется богатым, так как автор хочет выразить мысль ясно и прямо. Автор текста Л. Павлова не стремится к оригинальным выразительным средствам, ей важна ясность мысли. Но, тем не менее, эти средства есть.
(обратить внимание учащихся: разграничивать тропы и стилистические фигуры).

Тропы.

С помощью оценочных эпитетов автор чётко обозначает своё отношение к каждой из трёх манер ведения спора: уважительно, как на войне, непозволительным образом.

Метафоры, с помощью которых автор характеризует каждую манеру ведения спора, поддерживает авторское отношение к предмету разговора: не прибегая к уловкам, вступив в спор, испытывают удовлетворение, наголову разбить, резкий тон, боевая готовность, обрывает собеседника.

Риторические фигуры.

Синтаксический параллелизм, усиленный наличием однородных членов, что подчёркивает авторскую симпатию к уважительной манере спора.



Инверсия в 9-ом предложении (учащиеся находят, комментируют).


Особенности композиции: пять абзацев, 1-ый - вступление, последний – заключение; 2-й, 3-й абзацы - контрастные друг другу (фигура антитезы).


Подведение итогов урока:
Вопросы к учащимся:
В чём своеобразие и особенности публицистического стиля?
Виды ИВС в публицистическом стиле?
Роль ИВС в публицистическом стиле?
(учащиеся дают связный рассказ).

VII. Домашнее задание: создать небольшое рассуждение (письменное или устное) на основе предыдущих заданий.






15