Урок по предмету светская этика « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин. 15:13) Любовь к Родине, патриотизм
Основы светской этики
Учитель: Мартынцева Инесса Валентиновна
МОУ лицей «МОК №2»
Тема « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин. 15:13) Любовь к Родине, патриотизм».
Цель:
формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству;
уважительного отношения к представителям иных религиозных культур, проживающих в российской федерации.
Задачи:
сформировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину;
реализовать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством;
сформировать первоначальные представления о национальных традициях, их исторической роли в становлении российского государства;
формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.
Понятия: Отечество, Родина, малая родина, патриот, любовь, уважение .Оборудование: мультимедийный проектор;
выставка книг о России, флаг, герб, карта;
портреты героев России, великих людей;
репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города;
листы с заданиями для групп;
аудиозаписи ( песни о Родине).
Место проведения: классная комната.
Ход урока:
Мотивация и актуализация, направленная на создание эмоционального фона восприятия темы.
Видеоклип «Здравствуй, Родина моя, милая!»
Введение в проблему.
- Какие зрительные образы рождаются у вас, когда вы слышите мелодию песни « »
Психологический настрой на урок.
- Закройте глаза, загляните внутрь вашей души. Что вы видите?
- Есть ли у вас любимый уголок?
Давайте составим ассоциативный ряд: «С чего начинается Родина?»
(слайд 1)
С чего начинается Родина?
Мой дом Я здесь живу, мои родители. .Моя школа Место моей учёбы, здесь мои друзья.
Моя Республика Я - …(национальность)
Родина – это то место, где мне хорошо!
Я Я – гражданин России
Передача новых знаний.
2. Сообщение темы урока.
У: Сегодня у нас с вами необычный урок по основам светской этики. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами. Прочитайте девиз нашего урока!
(Слайд 2)
Девиз урока: «Милая, светлая Родина!
Вся наша безграничная любовь к тебе, все наши помыслы с тобой»
М.Шолохов
У: Как вы понимаете слова писателя?
Д: Писатель очень любит свою Родину, часто думает о ней, восхищается ею.
(слайд 3)
Прочитайте тему урока
У: Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
О чём пойдёт речь на уроке? Найдите ключевые слова в названии темы урока.
Д: Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество.
Речь пойдёт о любви к Отечеству, об уважении к своей Родине.
3. Работа над темой урока. Слайд «4.
У: Посмотрите на слайд вы видите слова. Что вы можете сказать о них?
Вставьте их в круги в зависимости от их значения.
-Какие слова вы записали в синий круг? Почему?
А)Джанкой, родная сторона, малая родина - это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это синий круг ( маленький, внутренний).
Учитель: Итак, с чего начинается Родина?
Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!
Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Учитель: Послушайте внимательно стихотворение, которое называется:
Мой добрый дом
Уютно в доме и тепло, Весь день к соседям в гости ходим,
В нём много радости и шума, Давно мы с ними дружбу водим,
Он не умеет быть угрюмым – Улыбки, шутки дарим им –
Мне с нашим домом повезло. Гордимся домом мы своим!
По воскресеньям на площадках Но понедельник наступает,
Туда-сюда жильцы снуют, И шумный дом наш замирает.
Одни – выходят на зарядку, У всех забот полным-полно,
Другие – песенки поют. Но не грустит дом всё равно.
Играют папы вместе с нами, В нём наши бабушки и деды
А мамы пироги пекут Для внуков стряпают обеды,
И угощают нас тортами – Квартиры моют, чистят что-то,
Все в доме воскресенья ждут. В нём каждый день кипит работа.
(А.Лопатина, М.Скребцова)
Учитель:
- Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?
Общаетесь ли вы с соседями?
- Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?
-Какие слова вы записали в красный круг? Почему?
Б) Отечество, Отчизна, Родина - это слова синонимы. Это большая наша страна. ( Красный круг)
- Какие слова вы записали в зелёный круг? Почему?
В) Планета Земля - это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.
Слайд №5
У: Что такое Отечество, Родина, малая родина, любовь, патриотизм? Каждый из вашей группы дома работал с терминами. (Задание дается заранее, в качестве домашнего, на предыдущем уроке). Вам нужно было найти в словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова шесть определений и оформить каждое на отдельном листе (крупно, без ошибок написать или напечатать). Давайте посмотрим, как вы справились. Перед кем на столе буква «О» - дает определение термину ОТЕЧЕСТВО (Борисевич Ян), у кого «Р» - РОДИНА, «м\р» - МАЛАЯ РОДИНА и т.д.
(слайд 6)
Это место родное для человека. Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. «Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.
Отечество- родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека,
Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.
4. Поэтическая страница.
У: А сейчас послушайте стих, который прочитает_ученица___________.
Ученица читает наизусть стих: Е. Евтушенко, о Родине….
У: Часто в своей речи мы употребляем слово Родина, и у каждого из нас перед глазами встаёт своя картина. Её можно нарисовать словесно, как в этом стихотворении, а можно передать кистью. Давайте проведём экскурсию в нашу «галерею», расскажите о том, какой вы видите свою малую родину.
5. Путешествие с Николаем Рубцовым.
6. Образ Родины.
У:В фольклоре славянских народов — сказках, загадках, заговорах — нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков.
Посмотрите на доску. Дерево - это образ нашей Родины. Каждый листик- это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина. Что нас объединяет!
Д: Культурные традиции, историческая память, вера, язык.
У: Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти. Кто из вас расскажет о родословной своей семьи?
Рассказ детей. (Д/з: Дети написали своих родных по крови людей на разноцветных (у каждого ребёнка свой цвет) дубовых листочках.
После рассказа дети прикрепляют листочки на дерево.
У: У нас получилось разноцветное дерево.
У: А.Блок писал: «Родина- это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему. Посмотрите на другое дерево.
( два дерева: одно цветущее, а другое высыхающее)
Почему оно стало таким?
Д: Его не поливали, за ним не ухаживали, оно получало мало света.
Если дерево не поливать и не ухаживать за ним – оно засохнет.
Прошу желающих выйти, взять лейку, полить наше дерево и рассказать – что каждый из вас может делать для своей РОДИНЫ.
Игра:
– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.
– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам).
Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.
Д: Давайте бережно относится к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.
У: Давайте продолжим украшать наше дерево.
Слайд 8.
(Дети отгадывают загадки на обратной стороне желудей и приклеивают к дереву. Загадки о Родине, Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т.д.)Загадки:
Деревца-красавицы,
Белым станом славятся.
Льют по дубу слёзоньки Русские ...
(Берёзоньки.)
Раздаётся в поднебесье
Утром радостная песня.
Кто взлетел с утра в зенит,
Колокольчиком звенит?
(Жаворонок.)
Слайд 9.
Изгнал из страны
Супостатов-французов Наш славный герой,
Полководец ...( Кутузов)
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (Река Лена.)
Я – город-герой,
Стою над Невой.
(Санкт-Петербург.)
С городом этим
Трудно сравниться.
Главный в стране он,
Это – ...
(Столица.)
Отчизну она защищает,
Наш мир и покой охраняет.
В ней – авиация, пехота
И бойцы морского флота.
(Армия.)
Посмотрите какое у нас красивое дерево! Как хороша наша Родина!
8. Значение слов «любовь», «уважение».
У: Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок?
Д: Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)
У: Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество.( к доске прикрепляется красный круг со словом Отечество)
Рисунок.
Слайд 10.
Д: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников. ( по каждому слову лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)
У: Кем гордится каждый человек нашей Родины?
Д: Ю.А.Гагарин- первый космонавт, А.Невский, Владимир Красное Солнышко, А.С.Пушкин , нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д. ( так прикрепляется каждый лучик)
Слайд 11.
-А теперь объедините всё и скажите
что значит уважать Отечество?
Д: Помнить о прошлом.
Помогать фронтовикам и пенсионерам.
Почитать традиции родителей.
Быть гостеприимным.
Изучать историю своей Родины.
Помнить
Помогать
Почитать
Изучать
Быть гостеприимными, дружными.
У: А как же можно сохранить наше Отечество? (рисунок цветка, в середине каждого цветка слово:…)Слайд 12.
Д: Любовь
Свобода
Милосердие
Долг
Справедливость
Уважение
Забота и т.д.
( прикрепляем все цветы на доску)
Вывод: Слайд 14
У: С чем сравнивают духовные традиции?
Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.
10. Страница устного народного творчества.
У: А сейчас вас ждёт задание:
Продолжите предложения… Слайд 15.
(прикрепляют корни к дереву)
11. Понятие слов «Патриот», «Патриотизм».
У: Скажите, как назвать человека, который любит свою Родину - любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их?..
Д: Патриот. (на доску выносится слово патриот)
У: Любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки - Основа патриотизма . Наш патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на отечественные культурные ценности, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.
Любовь, уважение, патриотизм…
Слайд 16
У: Что же нас объединяет?
Слайд 17.
Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. ( дети участвуют в ответе)
Слайд 18.
-Сегодня мы вырастили дерево и ухаживали за ним. Мы подарили ему свет, тепло своих сердец, любовь и уважение. Наше дерево стало сильным и крепким, так давайте сделаем наш мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь!
Наш урок заканчивается:
Слайд 19.
Закончите предложения.
Слайд 20.
Какое настроение осталось у вас от урока? Покажите. (Дети показывают смайлики)
Слайд 21. Домашнее задание.
У: Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное- вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе.
Слайд 22.
.
У: Наше происхождение уходит корнями в глубокую древность, и нам не страшны никакие бури и ураганы, потому, что наш народ крепок духом и силой воли. И никакой враг не заставит русский народ встать на колени, потому что наш народ очень любит свою Родину.