Урок по литературе на тему«Счастье в сирени живет…» («Сирень в судьбе героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
учитель русского языка и литературы
Заворотынская Светлана Владимировна
Урок литературы по теме: «Счастье в сирени живет…» («Сирень в судьбе героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».) (слайд 1)
Возрастная категория учащихся: 8 класс
УМК: Учебник для общеобразовательных школ « Литература» под редакцией В.Я.Коровиной
Программа: Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухин. //Под ред. В.Я. Коровиной.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы и приёмы: целеполагание учащихся, самостоятельная работа учащихся, работа с таблицей, постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, выдвижение версий.
Оборудование: текст рассказа А.И.Куприна «Куст сирени», презентация, компьютер, проектор, запись романса русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова «Сирень».
Цель урока: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А.И.Куприна «Куст сирени», связывать выявленные проблемы с жизнью.
Задачи урока:
обучающие: знакомство с творчеством А.И.Куприна; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;
развивающие: совершенствование навыков анализа художественного текста, развитие творческих способностей, креативности, развитие коммуникативной компетенции;воспитательные: обращение к нравственным семейным ценностям, воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.
Планируемые результаты:
личностные:
уметь аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному;
чувствовать красоту художественного слова;
понимать и определять эмоции автора;
уметь осознавать и передавать свои эмоции и переживания в устной речи;
метапредметные:
уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя;
уметь сопоставлять поступки героев произведения;
предметные:
уметь делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
уметь устанавливать связь литературного произведения с эпохой его создания;
уметь анализировать литературное произведение.
Ход урока
Майской ночи глаза отвести.И сквозь утро нежнее свирели,Ни о чём не печалясь, войтиВ заповедное царство сирени.С. Мекшен
Определение темы урока.
Звучит романс замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова «Сирень». (слайд 2)
- О чём рассказывает романс С.В.Рахманинова? (Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей сирени. Музыка романса, наполненная трепетом и восторгом, льется спокойно и непринужденно, одна фраза перетекает в другую, озвучивая поэтический текст.)- Я принесла сегодня на урок веточку сирени. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на неё? (Сразу чувствуется приближение весны.)
- Да, вы правы, сирень зацветает весной. Весна – это пробуждение природы. А что происходит весной с чувствами человека? ( Человек влюбляется, возникает любовь.)
-А что такое любовь? (Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.)- Вы правы, на этот вопрос невозможно ответить однозначно. На протяжении многих веков размышляют над ним учёные, философы, поэты, писатели, обычные люди и не могут прийти к единому мнению. Есть свой взгляд, например, у Л. Толстого: «Любовь — это бесценный дар». А вот А.И.Куприн утверждал, что « Любовь – это полное слияние умов, мыслей, душ, интересов».
- С какими произведениями о любви мы познакомились? («О любви» А.П.Чехов, «Кавказ» И.А.Бунин).
- Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (О любви, о роли сирени в жизни героев рассказа.)
-Значит, сирень, весна и любовь неразделимы? И в этом вы смогли убедиться, прочитав рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени».
II. Постановка цели урока. (слайд 3)
- Давайте подумаем вместе, каковы цели нашего урока? (Выявить взгляд Куприна на любовь; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь, показать, какую роль играет деталь (сирень) в художественном произведении.)
III. Изучение новой темы. (слайды 4,5,6,7)
1. Слово учителя. Александр Иванович Куприн оставил огромное наследие. Его литературный талант признан во всем мире. Из-под пера писателя, которого сразу после смерти признали классиком, вышло 16 крупных произведений: повестей и романов, многие из которых стали хрестоматийными. Куприным написано более ста рассказов и около тысячи очерков, в которых он ставил на первый план проблемы социального порядка. Его рассказы экранизированы. А. И. Куприн часто пишет о чувствах людей, о любви. Вот и рассказ «Куст сирени» о любви, о взаимопонимании он написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор? (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье.)- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение понять любимого человека, стремление сделать другого счастливым, способность жертвовать во имя любви.).3. Работа с текстом.
- Итак, Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой? (Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках.)- Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)- Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)- Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)- Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
- В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)- Чем же заканчивается эта история?
- Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
4 . Работа над композицией рассказа. Знакомство с понятием « зеркальная композиция».
- Композицию данного рассказа называют «зеркальной», а давайте вспомним, что такое композиция?
- Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три ) (слайд 8)
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
- Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)
- Итак, построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией. ( новое понятие записывается в тетрадь)
- Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
- Какие противоположные черты характера вы заметили? (совместное заполнение таблицы)
Сравнительная характеристика (слайд 9 )Николай Алмазов Верочка
Раздражен, недоволен. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех. Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
- Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)- Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)- Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)5. Работа с эпиграфом. (слайд 10)
- Давайте прочитаем эпиграф к уроку. Как вы думаете, почему именно эти слова из стихотворения «Заповедник сирени» Светланы Мекшеной я взяла эпиграфом к нашему уроку?
6. Смысл заглавия. -Хотя на улице еще зима, мороз, но по календарю уже весна. У нас здесь такая замечательная, душистая, благоухающая сирень. (Обращаю внимание на репродукции Кончаловского). ( слайды 11,12,13,14)
Вот уж кто настоящий певец сирени, так это Петр Петрович Кончаловский. За свою жизнь он написал более четырёх десятков картин с сиренью (не считая авторских повторов).
Фиолетовой, белой, лиловой,Ледяной, голубой, бестолковойПеред взором предстанет сирень.Летний полдень разбит на осколки,Острых листьев блестят треуголки,И, как облако, стелется тень.Сколько свежести в ветви тяжелой,Как стараются важные пчелы,Допотопная блещет краса!Но вглядись в эти вспышки и блестки,Здесь уже побывал Кончаловский,Трогал кисти и щурил глаза.Тем сильней у забора с канавкойВосхищение наше, с поправкойНа тяжелый музейный букет,Нависающий в желтой плетенкеНад столом, и две грозди в сторонке,И от локтя на скатерти след.Александр Кушнер
С сиренью связан один очень интересный эпизод в жизни художника. Однажды, во время очередной экскурсии, а к художнику домой часто приходили посетители, его друг решил провести эксперимент. Он приколол соцветие живой сирени к холсту с нарисованной. Группа приглашённых прошла мимо, и никто не заметил живого цветка, настолько изображение было живо. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Для героев рассказа она стала еще и символом. Помните, Верочка признаётся: «Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…».
- Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви.)- К сегодняшнему уроку я просила подготовить индивидуальные задания нескольких ребят: найти и пересказать легенды о сирени.
1ученик. А вы знаете, что существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирeни, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирeни присоединилась белая сирень.
2 ученик. А если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.
3 ученик. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал, мне кажется, и по сей день существует, и у нас!
IV. Рефлексия. Сегодня у нас тоже распустилась сирень, и мне хочется подарить этот пушистый кусочек счастья каждому из вас.
- С каким ощущением вы покидаете урок?
- Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
- О чём ещё хотелось бы поговорить?
V. Домашнее задание. (слайд 15)
1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).
2 вариант: Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).
3 вариант: Чем для меня интересен рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»?
Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д. Задание лучше распечатать, чтобы учащиеся могли дома определиться с темой).VI. Подведение итогов. Комментирование оценок. (слайд 16)