Конспект урока по теме: А.И.Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье
Урок литературы в 8 классе на тему: «А.И.Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье».
Учитель: Титаренко Инга Георгиевна, МБОУ СОШ №18
Эпиграф: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится<…>; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
1 Коринфянам 13:4-7
Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, умение находить ответы на проблемные вопросы, творческие способности учащихся; воспитывать нравственное отношение к семье.
Оборудование:портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукции П.П. Кончаловского и А.Аврина «Сирень в корзине», учебник литературы, проектор, презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: технология проблемного обучения: технология критического мышления.
Литература:
1.Литература.8 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин/; под ред. В.Я. Коровиной.-М. : Просвещение. 2010..
2.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с
3. Вишнякова Е.Е. Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности.
–Поделитесь впечатлением: когда прочли название рассказа Куприна, какие предположения о его сюжете появились? Совпали ли ваши ощущения?
-Какие ассоциации со словом «сирень»?
Обратите внимание на репродукции Аврина и Кончаловского «Сирень в корзине».
-Какие чувства испытываешь, глядя на полотна?
-Что сделает каждый второй, найдя пятилепестковый цветочек?
Самостоятельное определение целей урокауч-ся.
Посмотрите на тему урока. Поставьте самостоятельно цели перед анализом произведения.
Запись в тетради темы урока, эпиграфа.
Постановка проблемного вопроса:
-Объясните, почему выбран такой эпиграф к уроку? Подходит ли он? Какова идея рассказа? Можно ли согласиться с мыслью, что произведение учит в трудных жизненных ситуациях сохранять любовь и взаимопонимание?
Составление кластера на слово «Любовь».
любовь
6.Вопросы для анализа:
1)Николай Алмазов возвращается домой. Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?
2)Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?
3)Меняется ли поведениеАлмазова под воздействием жены?
4)Какой же выход находит Вера? Чем без промедления и почему жертвует женщина?
5)Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?
6)Чем же заканчивается эта история?
7)Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?
8)Почему читатель тоже с облегчением узнает о благополучном исходе дела?
7.Вопросы для работы с текстом рассказа.
1) Сравните поведение главных героев, их эмоции. Найдите в тексте речевые характеристики, нужные цитаты.
2)Как могут быть счастливыми такие разные по характеру люди? Что же главное для счастья, по-вашему?
8.Составление синквейна на слова «Счастье» и «Семья»(индивидуальное задание для способных уч-ся) на доске. Например:Счастье,
Трудное, желанное,
Приходит, ободряет, окрыляет.
Хочу заслужить право быть счастливым!
Свобода!
9. Итоговые вопросы.
1)Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?
2)Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
3)Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
10.Составление телеграммы.
Продумайте, каким мог быть текст телеграммы Николая Алмазова Жене Вере после встречи с профессором? О чем он захотел бы сообщить?поблагодарить?отчитаться?...
11. Рефлексия.
Чем для вас интересен был урок?
Что больше всего понравилось?
О чём ещё хотелось бы поговорить?
12. Домашнее задание. Написать сочинение-эссе: « Счастлива ли Верочка Алмазова?».