Методическая разработка по теме: Бунин и Куприн в школьном изучении(5-11 классы)


Методическая разработка по теме: «Бунин и Куприн в школьном изучении»
Задачи, стоящие перед школьным учителем – словесником, очень непростые. Существует общепринятое мнение и среди учащихся, и среди педагогов, что учитель русского языка и литературы – это «основной» учитель в школе. Ведь он участвует в формировании мировоззрения, жизненной позиции, убеждений своих учеников, возможно, даже больше чем родители, семья. Его основная задача – воспитать Личность, Человека с большой буквы. Учитель – литератор превращает пятиклассника, который ещё смотрит на мир удивлёнными глазами и искренне сопереживает героям, верит всему, что говорит ему взрослый, а тем более учитель, превращает его во взрослого, самостоятельно мыслящего человека с определённой системой взглядов на литературу и жизнь вообще. Педагог – словесник – это посредник между высоким и прекрасным искусством слова и учениками, и всю свою жизнь он посвящает тому, чтобы воздействовать на их взгляды и убеждения. Учитель литературы должен уметь объять необъятное, ведь школьники уверены, что он знает всё, его можно спросить о чём угодно.
Знать всё, постоянно интересоваться самыми новыми публикациями, углублять и расширять свой литературный кругозор, узнавать и узнавать новое о том, что, казалось бы, знакомо досконально. Только так, находясь в постоянном поиске, возможно удерживаться на нужном уровне, чувствовать уверенность в себе, в своих профессиональных способностях.
Теоретические знания своего предмета – основное для работы учителя, но для практической деятельности требуются знания психолого – педагогических наук и «…от знания этих наук, оттого, насколько знания помогают сформировать умения педагога, во многом зависит успех его деятельности – духовная зрелость учеников»1. Большую помощь в работе учителю оказывает методическая литература. Методика преподавания литературы – педагогическая наука. Она занимается исследованием литературы как учебного предмета, исследует процесс обучения школьников литературе. Но непосредственная практика преподавания порождает много вопросов и проблем, связанных с нашим сегодняшним днём, с трудностями, переменами, происходящими в обществе. Учебники по педагогике и методике не могут дать нам точных рецептов. Здесь необходимо педагогическое чутьё.
Мы на перевале – на трудном мучительном пути из 20 в 21 век. Мы подошли к самому рискованному рубежу – к литературе нашего трагического столетия. Как ею распорядиться? Без проводников, как говориться, не обойтись. Кого же выбрать? Тема моей работы «Бунин и Куприн в школьном изучении» Она актуальна, интересна, мало разработана. Это писатели первой эмигрантской волны. Долгое время их произведения почти не изучались в школе. И только в 90 –е годы 20 века в список изучаемых программных произведений бурно вошли произведения Бунина и Куприна. Как же работать педагогу в условиях современной школы? Какие методические приёмы использовать сегодня на своих уроках? Как, не отступая от программы, показать ребятам одну из блестящих страниц отечественной культуры, которую создали русские писатели, оказавшись в эмиграции? Над этими вопросами мне захотелось поработать.
А.Куприн и И.Бунин – два этих имени в начале 20 века считались едва ли не самыми громкими. Они были и властителями дум и законодателями литературной моды в ту памятную эпоху, когда расцвет русского искусства, известный ныне ка «серебряный век», подарил миру столько славных имён и художественных открытий, во многом ставших отправной точкой для эстетических исканий всего 20 века. М.Горький говорил: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния его одинокой и страннической души» И.А.Бунин и А.И.Куприн состояли в дружеских отношениях на протяжении многих десятилетий со знакомства весной 1897 года до отъезда Куприна из Парижа в Россию (1937год).
На сдержанного, воспитанного Бунина он производил неоднородное впечатление своей взрывной, противоречивой натурой, импульсивным, непредсказуемым поведением, то застенчивость, добродушие, то грубые выходки.
С Иваном Алексеевичем, по его воспоминаниям, Куприн тоже вёл себя неровно. Иногда «был нежен, любовно называл Ричардом, Альбертом, Васей, потом вдруг озлоблялся»1. Главную причину такого отношения, видимо, надо искать в различии творческой жизни, художественных принципах Бунина и Куприн . Александр Иванович говорил Бунину: «Ненавижу, как ты пишешь, у меня от твоей изобразительности в глазах рябит. Одно ценю, ты пишешь отличным языком, а кроме того, отлично верхом ездишь»2. Это качество, редкая изобразительность, равно как и другое, отточенность формы, явно не согласовывалось со стихийной красочностью и естественным потрясением купринских произведений. Бунин же находил в них немало шаблонов и корил автора за равнодушие к «планомерной литературной работе». Иван Алексеевич с печалью взирал на легкомысленное, по его мнению, расточение большого таланта. Легкомысленное отношение к труду у Куприна встречалось.
Следует принять во внимание и своеобразный характер Бунина. Куприн, проведший детство и юность в унизительной обстановке (отца, мелкого чиновника, потерял в младенчестве, мать вынуждена была жить во «Вдовьем доме») был болезненно самолюбив. Бунин, однако, отнюдь не сдерживал своей иронии. Первая жена Куприна вспоминала: «Однажды у нас за столом, когда разговор зашёл о родовитости, Александр Иванович сказал, что у него мать княжна Куланчакова. На это Бунин ответил остротой:
-Да, но ты, Александр Иванович, дворянин по матушке.
Куприн побледнел, взял со стола чайную серебряную ложку и молча сжимал её в руках до тех пор, пока она не превратилась в бесформенный комок, который он бросил в противоположный угол комнаты. Забыть это Бунину Александр Иванович не мог.3
Острых моментов в их отношениях было немало.
Всё это так. Однако отсутствие близкого, душевного общения между Буниным и Куприным проистекало и от различия творческих интересов. Бунина захватила трагическая судьба русских крестьян. Куприн признавался: «Я же не знаю деревни!» В период создания «Деревни», «Суходола» Бунин искал мудрости у знатоков российских деревень.
И Бунин, и Куприн пришли в литературу как поэты. Бунин – реалист в изображении природы. Природа у него узнаваема, в ней нет образности, метафор. Здесь Бунин возвращает нас к А.С.Пушкину. К.И. Чуковский писал, что Бунин особый художник в описании природы, который постигал её зрением. Он называл его соглядатаем природы. Не столько певцом природы, сколько колористом, живописцем. Как всякий поэт он обладал удивительным зрением и умением увиденное передавать в слове. Он тонко чувствовал природу. В эпоху модернизма как поэт не пользовался славой. Он был выше всяких оценок и похвал. Собственная оценка для него была важнее. Ему было не на кого равняться, кроме Л.Н.Толстого. Выглядел как король: прям, красив. Революцию не принял, проклял её. В 20-е годы эмигрировал во Францию. Россию боготворил как икону. Около Бунина всегда было очень много людей. Лауреат Нобелевской премии всё своё состояние раздарил, прожил, влачил нищенское существование в конце жизни.
Куприн знал жизнь досконально, подходил к ней как исследователь, добиваясь как можно более полного, подробного знания, остро ощущал мир во всём его чувственном многообразии. Куприн – демократ в прозе, «привязан» к простым людям. Он спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане, организовал атлетическое общество. Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен лазарет. Писателя интересовали люди разных профессий: инженеры, рыбаки, шарманщики, карточные шулера, нищие, монахи. Он шёл по жизни, с любопытством оглядываясь вокруг. Выдумать ничего не мог. Для него была главной правда во всём. Сам был сирота, обойдённый любовью. Сильно протестовал против тех, кто мешает жить. Мир простых людей противопоставлен у него миру жестокости. Куприн много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине, где решил обосноваться надолго. После Февральской революции он неожиданно переходит на сторону Белого движения, а после его поражения сначала уезжает в Финляндию, где оседает в Париже до 1937 года. Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, занимался литературной деятельностью. В отличии от Бунина Куприн пережил в эмиграции тяжёлый творческий кризис. Он страдал от невостребованности, оторванности от родной почвы, от нищеты, а незадолго до смерти, больной, уставший, поверив советской пропаганде, вернулся вместе с женой в Россию.
У Куприна и Бунина было много общего. Время и судьба соединили их. Оба были артистичны, талантливы. Состязались, кто более точно определит запах того или иного явления, культивировали эти способности в себе. Один с возвышенной душой, физически сильный, жадно устремляющийся навстречу любому жизненному опыту. Другой похож на кондора. Куприн черпал свой талант. Бунин накапливал. Его чемодан был полон записных книжек.
Соратники по литературной деятельности, почти одногодки по рождению, они обращались к острым проблемам своей эпохи с точки зрения разного духовного опыта и на разном жизненном материале.
Рубеж веков – очень сложный и противоречивый период на всех уровнях жизни: экономической, социальной, эстетической. Происходит смена идеологических установок. Многим мир казался расколотым, люди разъединены друг от друга. Цель искусства – исправить, обновить это общество. Поэты хотели сотворить мир, который бы заставлял людей пробуждаться, желать иной жизни. С точки зрения эстетической, рубеж веков – богатый период. Разлом, разъединение, но продолжают творить писатели – реалисты нового поколения, обновленного реализма. Младореалисты. А среди них Бунин и Куприн. Они вносят новую эстетику реализма (типичные характеры в типичных обстоятельствах). Воздействие среды несомненно, но среда расширяется, герой втянут в общие закономерности эпохи. Он испытывает на себе историческое насилие. Но герой и сам воздействует на среду. Это активная, целеустремлённая личность. Он мечтает изменить мир, готов пожертвовать собой. Новые темы внесли писатели – реалисты: тему Родины, России, её народа.
Бунин показал быт дворянско – помещичьей России. Показал её уход.
Бунин начал писать рано – объясняет складом природы, генетической наследственностью: в их роду были писатели – В.Жуковский, поэтесса начала 19 века Бунина. В 8 лет написал стихотворение, посвященное матери. Литературное призвание Бунин с завидной естественностью ощутил ещё в отрочестве. «То, что я стал писателем, вышло как – то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что – нибудь на роду написано»,- вспоминал он в 1927 глду1.
Стихотворения И.А.Бунина рассказывают о жизни природы. В природе его интересуют переходные состояния как и мимолётные состояния человеческой души (стихотворение «Детство», «Сказка»).
Из поэзии И.Бунина развивается проза, рассказы первых лет. Проза очень лирична. Сюжет отсутствует. На первом месте настроение автора, лирического героя от увиденных красот, явлений природы. В прозаических произведениях он запечатлевает миг бытия (рассказ «Перевал»). Бунин воспринимает природу как живое существо, способное изменить состояние человека (от отчаяния, безнадёжности к постепенному возврату уверенности и, наконец, способности преодолевать стихию природы). Такая манера письма, когда на первое место выдвигается впечатление, настроение от увиденного лика бытия, называется импрессионистической. Итак, Бунин наряду со следованием реализму выступает импрессионистом. («Перевал», «Новая дорога», «Антоновские яблоки»). Он чувствует, слышит запахи, звуки, настроение. Тема природы у Бунина тесно связана с темой Родины, с темой русского национального характера. Мир жизни людей контрастен миру природы: бедная, нищая человеческая жизнь и яркая стихия. Бунин в своих произведениях ставит очень важные вопросы:
- для чего живёт человек?
- кому нужны человеческие страдания?
Ведь природа – воплощение вечности. А человек – часть природы. Так почему он устраивает свою жизнь вразрез с природным существованием? («Танька», «Кострюк»).
Тема любви становится сквозной в творчестве И.А.Бунина, начиная с 90 – х годов 19 века. Бунин уже зрелый писатель. Любовь у него – это исключительное состояние человека. Удел немногих. Любовь – это «солнечный удар». Она не может длиться долго, быт губит любовь. Она приходит неожиданно, захлёстывает всего человека. Человек должен реализовать себя в любви. А если этого не происходит, то следует трагедия (повесть «Митина любовь», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»)
Философия любви у Бунина заключается в том, что в этих кратковременных, мимолётных мигах он видит оправдание всей человеческой жизни.
В публицистике И.Бунин предстаёт перед нами в новом, непривычном для нас свете, в своих дневниковых записях, которые сложились в книгу «Окаянные дни». Он, дворянин с многовековой родословной, не мог принять революцию, а как человек очень чуткий, тонко чувствующий, переживающий и в мирное время за судьбу русского народа, России в целом (повесть « Деревня») после октябрьских событий 1917 года просто страдал, болел за её будущее. Картины, которые открывались перед ним в Петрограде, а затем в Одессе, вызвали у него ужас, боль, порой отвращение. Всё, что он увидел, пережил в эти годы, вынудило его расстаться с тем, что он любил больше всего и боготворил – с Родиной. «Конец» и «погибель» - любимые слова в записях «Окаянных дней». Каждая запись пронизана желчью и в то же время болью из-за того, что той России из «Антоновских яблок» и «Чистого понедельника» уже нет, она уже не вернётся, её растерзали. Растерзало её всё то самое плохое, которое было в народе, описанное в «Деревне».
И.Бунин проклял революцию и всю жизнь в эмиграции вспоминал, писал, поэтизировал ту прекрасную великую страну с великой культурой и историей, в которой он родился и провёл детство.
Творчество Бунина вызвало восхищение наших читателей, несмотря на холодок в официальных кругах. Но произошло это только после первого советского издания его сочинений в 1956 году.
Всемирно известный художник был открыт соотечественникам по истечении трёх лет после его кончины. Печально! Тем не менее освоение забытого наследства началось на радость активно. Многие почитали Бунина своим учителем в искусстве, поставив его имя вслед за великим Львом Толстым.
Восхищает меня и творчество А.И.Куприна. Острое переживание несправедливости мира началось у Куприна с традиционного для русской литературы сочувственного изображения «маленького человека» и той косной убогой среды, в которой ему приходиться влачить жалкую участь. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении дна общества (роман о жизни проститутки «Яма»), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Инженер Бобров (повесть «Молох») отзывчивый на чужую боль, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на несправедливо нажитые деньги. Правда, у А.И.Куприна простой человек оказывается не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающий завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своём вольном, стихийном, естественном течении со своим кругом обычных забот – не только горестями, но и радостями («Гамбриус»). И, пожалуй, мало кто в литературе, подобно Куприну, столь настойчиво пытался вызволить любовь мужчины и женщины из оков пошлости и цинизма, романтизировать её, вернуть ей человечность и поэтичность. «Гранатовый браслет» стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, самоотверженное, бескорыстное, идеальное чувство. Он как никто умел изнутри почувствовать течение естественной природной жизни. Его рассказы «Барбос и Жулька», «Изумруд» вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся») для Куприна очень важен, как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь. Именно такое естественное, органическое восприятие жизни Куприным, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы.
А.И.Куприн – превосходный мастер литературного пейзажа, литературного характера: портрет, психология, речь – всё это у писателя проработано до мельчайших нюансов. Не случайно Л.Н.Толстой, следивший за новой русской литературой выделял именно автора «Поединка». Он говорил, что Куприн настоящий художник, который поднимает вопросы жизни, более глубокие , чем у его собратьев.
Какие бы отрицательные стороны жизни ни изображал Куприн, в его произведениях так сильна радость жизни, что даже самые мрачные из его произведений всё равно оставляют светлое впечатление, несут в себе заряд бодрости.
Программа для общеобразовательных учебных заведений предлагает следующие произведения для изучения творчества И.А.Бунина и А.И.Куприна на определённых этапах обучения, ставя задачи, которые должен выполнить учитель в процессе работы над произведениями.
Класс Писатель Произведения. Задачи
5 И.А.БунинДля чтения и обсуждения. Стихотворения «Детство», «Сказка», «Канарейка». Связь поэзии Бунина с литературой
Предшествующего века. Психологическая глубина лирики, её музыкальность.
А.И.Куприн«Мой полёт». Новая техника и рекорды. Человек покоряет технику и вступает в новые отношения с природой.
6 А.И.КупринВнеклассное чтение «Белый пудель»
7 И.А.Бунин«Цифры». Герои рассказа, сложность взаимоотношений взрослых и детей. «Лапти». Для чтения и обсуждения стихотворение «Догорал апрельский вечер». Поэтическое изображение природы.
9 И.А.БунинИ.А.Бунин – прозаик. Анализ рассказов «Танька», «Сверчок», «Косцы». Обучение рецензированию на материале одного из рассказов.
11 И.А.БунинСреди монографических тем (по выбору учителя). «Собака», «Вечер», «Слово», «Князь Всеслав», «Господин из Сан – Франциско», «Солнечный удар», «Иоанн Рыдалец», «Чистый понедельник». Философичность лирики Бунина. Тонкость психологии человека, мира природы, поэтизация исторического прошлого родины, природы. Тема исторической памяти в произведениях Бунина. Осуждение бездуховности существования. Для самостоятельного чтения. «Тёмные аллеи», «Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни»
А.И.Куприн«Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет» (по выбору учителя и учащихся). «Олеся» - поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героини, её трагическая судьба.
«Поединок» - нравственные и социальные проблемы, поставленные автором, герои произведения, гуманистическая позиция автора.
«Гранатовый браслет» - смысл названия повести, смысл спора о социальной бескорыстной любви, трагическая история любви Желткова. Тема неравенства в повести.
Итак, современная программа помогает учителю познакомить учащихся на различных этапах обучения с творчеством И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Начиная с пятого класса мы занимаемся изучением художественной литературы как видом искусства, а не просто чтением на основе чисто эмоционального восприятия. Изучение это идёт по традиционно сложившейся, апробированной и теорией и практикой системе:
Первый этап - 1- 4 классы – художественное произведение;
Второй этап – 5 – 8 классы – художественное произведение +автор;
Третий этап – 9 – 11 классы – художественное произведение + автор + историко – литературный процесс.
Такое планомерное представление литературы позволяет охватить всё больший круг явлений.
При работе над темой я познакомилась с методическими рекомендациями Т.Ф.Курдюмовой, Г.И.Беленького, а также с передовым опытом учителей. Такое знакомство с различной методической литературой позволило мне более эффективно планировать работу в целом и каждый урок в отдельности, гармоничнее строить изучение темы.
Поэзия серебряного века заслуживает, чтобы наши ученики уже в 5 классе познакомились с совершенным умением поэтов этой поры владеть словом.
Любой урок учителя начинается вступительным словом, в котором идёт знакомство с жизнью и творчеством поэта. Краткие справки о жизни есть в учебниках. Но эта небольшая информация предполагает, что учитель предложит учащимся содержательный рассказ. Пока это первое знакомство, и оно рассчитано на возбуждение интереса и к творчеству, и к личности автора.
А можно начать урок так.
В начале урока обратимся к ребятам с вопросом:
- Знаете ли вы, что такое айсберг? Выясняем, что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и её надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение – это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: « У каждого из слов душа своя».
Творчество И.А.Бунина в 5 классе представлено стихотворениями «Детство», «Сказка», «Канарейка».
Вступительное слово к уроку «У каждого из слов душа своя».
Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина (показываю портрет). Вглядитесь в его лицо, серьёзное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, всё видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:
…Весело жить-
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе,
И счастьем простым дорожить…
Кажется, то же могли бы сказать и мы. Ведь так всё просто. А порой это создаёт обманчивое чувство, что всё это нам известно, всё это мы легко можем увидеть – без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово.
Теперь перед учащимися поставлена задача: научиться ценить слово Бунина.
Идёт анализ стихотворения «Детство» (стихотворение читает учитель).
Вопросы: 1. Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?
2.Поэт выбирает слово аромат: в чём разница слов аромат и запах?
3. Почему поэт выбирает глагол «бродить», а «не ходить»?
4. Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, мы говорили о сосновом боре, высоких стройных соснах, ярком солнечном дне. А как Бунин называет этот сосновый бор? ( «солнечные палаты» - метафора).
Ученики ищут в словаре значение слова «палаты» (большое богатое здание).
Метафора раскрывает душевное состояние человека – радостное, светлое.
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – ка шёлк…»
5. Что необычного в этих строчках? (два раза повторяется слово «повсюду»)
6. Почему? Ведь можно употребить его один раз? (помогает усилить впечатление)
7. В чём необычность сравнения: песок, как шёлк? Обращаю внимание на многоточие. Почему оно поставлено? (чтобы услышали, как он струится)
8. Какие звуки передают шум? (п-с-ш рисуют бегущую струйку песка).
9. Скажите, а мы воспринимаем песок таким? (обычно не обращаем внимания)
10. Объясните слово «прильну»? Подберите синонимы.
Читается последнее четверостишие.
11. В чём вы убеждаетесь, что чувствуете? ( важность подобранных слов, богатство чувств поэта)
12. Как поэт воспринимает солнечный свет в сосновом бору?
13. Почему стихотворение о природе называется «Детство»? (тесное общение с природой делает человека молодым).
Этот цикл вопросов заставляет учащихся почувствовать слово бунинского стиха.
Средняя полоса России, которую отражал поэт в своей лирике, необычайно прекрасна, живописна, притягательна своей красотой: картина золотого песка у подножия сосен в стихотворении «Сказка».
- Что видит автор этих стихотворных строк?
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору среди песков
Узорами ложились тени
На тёплый розовый песок. (Великолепные образы)
- Каким настроением проникнута финальная строфа стихотворения?
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка-
Мне снилась молодость своя.
В этих двух стихотворениях Бунин создаёт особый, даже сказочный мир детства.
Отдельной и специальной работы заслуживает стихотворение «Канарейка». Это стихотворение, подсказанное скорбным размышлением о потерянной Родине, волнует ребят. Особенно удивляет при начальном чтении эпиграф: «Великий естествоиспытатель Брэм утверждал по поводу канарейки, что «на родине она зелёная». Это поразило Бунина.
В учебнике рядом с каждым стихотворением есть вопросы и задания, которые надо использовать при работе. «Лучше не заниматься детальным анализом стихотворений, а приготовить урок – концерт по стихам Бунина1.
Бунин – прозаик более значителен, чем Бунин – поэт. Нобелевскую премию он получил прежде всего как прозаик. Поэтому, полагаясь на раннее взросление сегодняшних учащихся, уже в 5 классе на уроке внеклассного чтения знакомлю их с рассказом И.А.Бунина «Перевал».
Вступительное слово учителя: до сих пор мы читали Бунина – поэта. А сегодня… «Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу…»
Чтение и обсуждение рассказа:
- Узнали Бунина? Сравните его стихи и прозу.
- Ваше впечатление от рассказа?
- Почему он так называется? В чём тайна бунинского слова, фразы?
- А заглавие рассказа? Его смысл?
- Как воплотился в рассказе мотив перевала?
- Что таится в самом этом слове и как отозвалось оно в рассказе?
- Какой знак вы особенно часто встретили на страницах произведения?
- Почему многоточие?
- Почему оно сменяется вопросами и восклицаниями?
- Какую форму повествования избрал автор?
-Точен ли он в выборе «разговора с самим собой», «внутреннего монолога»?
- Что в рассказе делает его особенно щемящим? Случайно ли для Бунина - присутствие живого существа, причём обязательно нуждающегося в помощи?
- На какой ноте обрывается рассказ?
- Почему вдруг лишь в заключительных фразах мелькнуло у Бунина будущее время?
Бунин наблюдателен и артистичен. Он замечательно владел словом. И это поможет нам при изучении творчества Бунина в последующих классах.
Творчество А.И.Куприна представлено в 5 классе рассказом «Мой полёт». Произведение это – первый очерк в программе пятого класса. Для того, чтобы уточнить, что же такое очерк, можно ограничиться обращением к словарю, а можно поговорить на эту тему.
Художественный очерк – это такая форма прозаического произведения, которая встречается в периодической печати. Очерк – это художественное произведение, в котором мы видим реальные события и его реальных участников. Очерк отличается лаконизмом и чёткостью описания, подчинённостью всех художественных приёмов, стремлению дать объективную картину изображаемого события.
Далее рассказываю о личности писателя, о его тяги ко всему новому, что окружало, так как именно он действующее лицо очерка. О его друге Сергее Уточкине, об их совместном полёте.
Обращаемся к тексту. Место действия – Одесса. Ребятам заранее предложено подготовить рассказ о пилоте и его пассажире, об их характерах, о мужестве (для того, чтобы учащиеся представили их такими, какими увидели в очерке).
Далее работа по вопросам и заданиям учебника.
Наконец, поиск выводов, к которым приходит сам герой – рассказчик: восторженное отношение к появлению новой техники и рекордам и тоска по уходящему, так как человек покоряет технику и вступает в новые отношения с природой.
В 6 классе я знакомлю учащихся с рассказом А.И.Куприна только на уроке внеклассного чтения.
Задача урока: привлечь внимание учащихся к произведениям представителей классической литературы, шире и глубже показать картины жизни простого народа, помочь понять школьникам глубокие гуманистические идеалы.
Большую идейно – эстетическую и воспитательную возможность заключает в себе рассказ А.И.Куприна «Белый пудель». Это произведение очень нравится школьникам. Отвечая на вопрос, что особенно запомнилось при чтении рассказа, учащиеся отмечают драматические события, которые разыгрались на даче богатого путейца при столкновении её обитателей с бродячей труппой. Тяжёлые условия жизни простого народа, его бесправие и обездоленность, бесперспективность жизни подростка остаются вне поля зрения юного читателя. Характеризуя основную направленность произведений писателя К.Паустовский писал: «Любовь Куприна к человеку проступает ясным подтекстом во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие тем и сюжетов… Прямо, в открытую Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто, но каждым своим рассказом он призывает к человечности.1
Эта мысль Паустовского должна в основном определять цель и задачи урока внеклассного чтения, посвященного рассказу Куприна.
«Куприн читается легко. Таково общее мнение. И это верно. Но для того, чтобы погрузиться в тот житейский материал, который поднимает Куприн, чтобы оценить всю обширность купринских познаний в науке жизневедения, надо читать его книги медленно, надо запоминать множество точных и метких черт «быстротекущей жизни», схваченных острым глазом писателя и целиком перенесённых им из жизни на страницы книг, где они продолжают жить, как в действительности»1.
Эта особенность прозы писателя должна учитываться при проведении урока внеклассного чтения. Учащимся заранее предлагается прочитать рассказ «Белый пудель». Урок проходит в форме беседы, которая даёт возможность постоянно обращаться к тексту, чтобы на примере главных героев рассказа, Серёжки и старика Ладыжкина, показать мир обездоленных людей царской России, их бесправие, нищету и вместе с тем раскрыть богатые душевные качества героев, их превосходство по сравнению с хозяевами жизни.
Вопросы:
Почему Серёжа и старик Ладыжкин были вынуждены скитаться? Каким образом добывали они средства к существованию? Расскажите о том, как обычно проходил их день? Приведите конкретные примеры.
«Старик Лажыжкин с негодованием и гордостью бросил монету, которая слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль». Почему он поступил таким образом? Чем это вызвано? Что предшествовало этому?
С каким необычным для них миром столкнулись бродячие артисты на даче «Дружба?. Какие чувства вызвали у вас её обитатели?
Почему старик Ладыжкин отказался продать Арто? Найдите слова в тексте, объясняющие его поведение.
Что заставило Серёжу принять решение выкрасть собаку? Как, по – вашему, характеризует его этот поступок?
Какие чувства испытал мальчик, находясь в незнакомом саду?
Кто, по – вашему, оказался более достойным в столкновении, произошедшем на даче «Дружба»? На чьей стороне писатель? Подтвердите конкретными примерами.
Судьбу каких литературных героев напоминает участь Серёжки и старика Ладыжкина?
Программа 7 класса предлагает нам для изучения два рассказа И.А.Бунина «Цифры» и «Лапти». Автор – составитель учебника В.Я.Коровина предлагает рассказ «Цифры» для чтения и изучения в классе, а рассказ «Лапти» для самостоятельного прочтения дома и обсуждения в классе. Конечно, появление вначале этих рассказов Бунина в программе поставило учителя в затруднительное положение. Методических пособий по изучению этих рассказов не было, и программа мало что поясняла. Например, «Бунин. «Цифры». Герой рассказа. Сложность взаимоотношений взрослых и детей». А рассказы замечательные. Читая их, дети многое открывают для себя, начинают понимать очень важные истины.
Большую помощь при подготовке к урокам по творчеству Бунина мне как учителю оказало знакомство с опытом работы учителя Прхоровской школы – гимназии Белогородской области Даньковой Р.С. и учителя из г. Казани Гиматутдиновой И.Л. В своих работах они возвращают нас к разговору о мастерстве Бунина – писателя, о его тонком чувстве родного языка. В основу аналитического чтения произведения положен принцип, выдвинутый ещё Ходасевичем: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».
Итак, рассказ «Цифры».
Тема: Сложность взаимоотношений взрослых и детей».
Эпиграф к уроку: « В области русского языка Бунин был мастером непревзойдённым»
К.Паустовский.
В основу вступительного слова беру высказывания К.Паустовского об особенностях творчества И.А.Бунина, помещённые в учебнике литературы.
Вопросы для обсуждения:
Прочитать первую главу рассказа, что мы можем сказать об отношениях дяди и мальчика?
Прочитайте последнюю фразу первой главы. Какое чувство здесь преобладает? (Ирония).
В чьём восприятии дана писателем жизнь. Почему в восприятии именно этого героя рассказа?
Доступно ли это восприятие ребёнку?
Кто же виновен в ссоре мальчика и дяди? На чьей стороне автор? А вы? Какое решение принимает мальчик?
Как меняется дядя после объявленного бунта? Следит пи он за собою? Владеет ли собою?
Кто же первым пошёл на примирение?
Когда и почему это произошло?
Каким становится мальчик? (деликатным). Что значит это слово? (нежный, тонкий, хрупкий, мягкий)
А вы часто употребляете это слово? При каких обстоятельствах? Какое слово находит Бунин, говоря о желании мальчика? (Алкать. Поясняю: это старинное слово. Значение: сильно хотеть, желать, жаждать чего – то. Бунин – мастер русского языка. Мы убедились в том, что это слово как нельзя лучше подчёркивает огромное желание мальчика).
Удовлетворён ли дядя?
Какие чувства возникают у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?
Отвечая на эти вопросы, семиклассники сделают для себя выводы на взрослое будущее.
Рассказ И.А.Бунина «Лапти».
Этот рассказ очень интересен для ребят. В.Я.Коровина предлагает учащимся прочитать самостоятельно, написав отзыв о нём, предварительно советуя подумать над вопросом: «Что хотел сказать им писатель?» (Смотри задание 4, страница 190 учебника).
Этот вопрос может остаться без ответа. Поэтому анализ рассказа необходим. Перед уроком даю рекомендации: не стоит стремиться читать Бунина «запоем»: впечатление от его искусного владения языком рождается глубиной и обстоятельностью прочтения.
Вопрсы:
1. Как вы прочли бунинский рассказ? О чём он на ваш взгляд?
2. Обращаю внимание на статью И.Бунина «Как я пишу» (Одному учащемуся работу со статьёй даю в форме индивидуального задания, сформулировав заранее вопросы к ней).
3. В какой взаимосвязи, по мнению Бунина, находятся форма и содержание?
4. Далее проводится тест на знание некоторых литературоведческих терминов: олицетворение, аллитерация, метафора, эпитет.
5. В какое время года происходит действие рассказа? Найдите яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы.
6. Обратите внимание на эпитет в последней фразе («страшный снег»). Как он помогает понять чувства людей, которые вызывает разгул стихии?
7. это эпитеты, рисующие состояние души матери. Вам понятен её страх? Чем Бунин мотивирует её ужас перед природой?
8. Ещё средство раскрытия характера - речь. Какое обращение наиболее часто звучит в словах матери?
9. И всё же надежда приходит в образе ином, Нефёде. Почему? (Он главный герой рассказа).
10. В чём своеобразие речи Нефёда?
11. Как Нефёд объясняет своё решение пойти за 6 вёрст в лавку за лаптями и фуксином?
12. Что имеет в виду Нефёд, говоря, «душа желает»?
13. Немногословность и деловитость подчёркивается Буниным в портретной характеристике и в описании его действий.
14. Найдите эпитет, подсказывающий скорую развязку. (Зловещий стук). О чём мог поведать этот эпитет?
15. Одним из любимых слов бунинской стилистики является слово «свежесть». В каком контексте употреблено это слово в рассказе? Каково его значение? (вьюжная свежесть).
16. Какие цветовые эпитеты использует Бунин? Какие температурные характеристики? (белый снег, красные лапти).
17. Грустно – напряжённая тональность рассказа создаётся не только словами, но и знаками препинания. Какой знак здесь встречается? Какое значение имеет? (Многоточие. Горькое недоумение и одновременно радость).
18. Завершён ли рассказ? Оправдана ли эта сюжетная незавершённость? (Да. Нефёд спас не только мужиков, но и мальчика, он будет жить).
19. Так о чём же этот рассказ? (О жизни и смерти, о том, что родник человека и природу: за смертью всегда идёт жизнь).
В своём рассказе Бунин широко использует приём предвосхищения трагической развязки, приём предметной детализации, он не боится избыточной внешней изобразительности. Это помогает читателю проникнуться содержанием рассказа.

Девятый класс завершает новую ступень литературного образования (5-9 классы) и готовит тех, кто намерен учиться дальше к более сложному курсу в старшем звене. В 9 классе учащиеся не только читают и изучают новые художественные произведения, но и получают более или менее завершённые представления о движении литературы во времени. Ребята понимают, что глубокое прочтение какого – то автора невозможно без знания того периода истории, в котором он жил и творил. В 9 классе происходит первое обстоятельное знакомство учащихся с творчеством И.Бунина, без которого представление их о богатстве и художественном многообразии русской классики 19 – 20 веков были бы неполными. При изучении творчества Бунина, ориентируясь на уровень подготовки учащихся и на то, что ребята снова имеют возможность соприкоснуться с прекрасной поэзией, в своей работе я использую учебник - практикум Г.И.Беленького «Литература для 9 класса. Русская классика». Четыре стихотворения, посвящённых теме природы и размышлениям о тайнах человеческой судьбы и загадках окружающего мира и 4 рассказа рекомендовано для изучения в учебнике Г.И.Беленького. Для этого требуется не менее 4 уроков, учитывая при этом самостоятельную работу дома.
В начале первого урока я знакомлю ребят с основными событиями жизни писателя, даю представление о личности. В своё вступительное слово включаю небольшие фрагменты из произведения «Жизнь Арсеньева» ( с гл. 2,3, из книги 2 и 8 гл. из книги 3).
На дом учащимся было дано задание: подготовить выразительное чтение стихотворений, включённых в биографический материал. Ребята должны в своём сознании представить писателя жизнелюба, человека, любовью которого была Россия ( стихотворение «Молчат гробницы…»). Для Бунина слово «родина», «русский язык» неразрывны. Рассказываю об эмиграции писателя и его отказе вернуться на Родину после победы над фашистской Германией, этот момент биографии требует более детального разъяснения. А далее идет работа над лирическими произведениями. Цель первого урока: помочь учащимся почувствовать и осознать особенности лирики Бунина. В учебнике – практикуме есть высказывание Ю.Айхенвальда о лирике Бунина, которое и будет лейтмотивом остальной части урока: «Во – первых, Бунин не стеснялся петь то…, что воспевали уже многие чужие уста, и делает это свежо, не повторяя своих предшественников; во – вторых, он не навязывает природе своих душевных состояний, он любит её за неё самое». Далее идёт анализ двух стихотворений: «Ещё холоден и сыр» и
«Полями пахнет, - свежих трав…».
Для анализа текста «Ещё холоден и сыр» можно использовать вопросы учебника. И опять возвращаемся к бунинской работе над словом. Говоря о языке произведения, надо отметить слово «небо», которое является главным. Первая строфа стихотворения – « ясный взгляд неба»; вторая – «голубой отблеск неба на кустах и лужах», деревья сквозят на фоне небосклона; третья строфа – приметы наступающей весны, являющие красоту «Божьего мира». «Божий мир»- это природа, в красоте которой воплощены любовь и радость бытия, которую переживает лирический герой.
А разбор стихотворения «Полями пахнет…» начинается с выразительного прочтения учителем. Потом задаётся вопрос: первоначально Бунин озаглавил стихотворение «Под тучей». Затем заглавие изменил. Как вы думаете, почему? (Очевидно, поэтическое содержание стихотворения шире заглавия. Благоухание трав, движение ветра и туч, игра света и красы – это мгновения в жизни природы, и из них складывается предгрозовая картина, которая вызывает тревогу и ожидание. В заключительной строфе стихотворения поэт восхищается красотой и таинственностью этого явления природы.
Анализ стихотворения ведётся по вопросам учебника.
Второй урок посвящён стихотворениям, в которых Бунин размышляет о тайнах человеческой судьбы, о загадках окружающего мира. Очень было бы хорошо обратиться к картине Васнецова «Витязь на распутье». Затем читается стихотворение и идёт работа по вопросам.
От какого лица написано стихотворение? (От первого).
Чем похожи стихотворение и картина? (Стихотворение довольно подробно воспроизводит детали картины Васнецова, но главное для поэта – её символический смысл: он увидел изображение ситуации, в которой оказывается каждый человек хотя бы раз в жизни. К пониманию этой ситуации необходимо привести учащихся.
Прочтите заключительную строфу стихотворения и проследите за лексикой, интонацией, за ролью пауз. (Интонация строфы определяется длительностью паузы после второго стиха. Две первые и две последние строчки противопоставлены друг другу. Отсюда, призыву быть отважным в своих жизненных решениях противостоят тайне судьбы человека, его жизни и смерти, тайна, которую символизирует чёрный ворон, сидящий на кресте.
И ещё одно из самых красивых стихотворений Бунина читает учитель. (Надо прочитать так, чтобы дети почувствовали его красоту). «Сапсон». Для анализа можно использовать вопросы и задания учебника. Главными же являются вопросы 2 и 6. М.Волошин назвал «Сапсон» «поэмой угрюмой зимней ночи, русской ночи». Все действия разворачиваются ночью, когда мир иначе, возбуждая нашу фантазию.
Вопросы:
Можно ли сказать, что «Сапсон» Бунина не столько о птице, сколько о человеке?
Какие чувства пробуждает в человеке убитая птица, а особенно её призрачный двойник?
Какие художественные приёмы использует автор? (Начиная со второй строфы изображаются переживания человека, застрелившего сапсана. Они переданы с помощью эмоциональных эпитетов, в которых раскрыто отношение лирического героя к предметам окружающего мира).
Сопоставим восьмую и заключительную строфы стихотворения. Каким мы видим сапсана в восьмой строфе? (В своих реальных чертах: седой, зобастый, круглоглазый). И в заключительной? (Возникает образ призрачной птицы).
Что же это значит? (У Бунина сапсан и реальный, и условно символический образ).
В чем заключается условно – символический смысл образа? (Этот образ не однозначен, а допускает множество толкований. Например: сапсан, призрачная птица – гений зла).
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Сапсан».
Третий урок: Знакомство учащихся с прозой писателя можно начать с рассказа «Сверчок». На первый взгляд рассказ кажется несложным. Главное событие – трагическая история блужданий шорника Сверчка и его сына в холодном тумане – кажется учащимся простым и ясным.
Вопрос: почему писатель, заявив в первой фразе, что этот рассказ об истории шорника Сверчка, саму историю приводит не сразу?
В учебнике (фрагмент статьи Ю.Айхетвальза) сказано, что «у Бунина трагедия одета в сермягу, оттого не сразу разглядишь её красоту, но это красота несомненная».
Отсюда задача урока: помочь учащимся заметить внутреннюю красоту главного героя, увидеть, как она изображена в рассказе. (Дети произведение читали дома).
Вопросы для анализа:
Найти подробное описание:
А) комнаты, где работает шорник;
Б) их внешний вид (особенно главного героя)
2. Сделаем вывод: история Сверчка, следующая далее, кажется неожиданной. Сам рассказчик не сознаёт своего «морального героизма», а только вновь переживает гибель сына. Вся история завершается сухо. Внешний вид героя создаёт впечатление обыденности.
3. Задача: надо быть внимательнее к деталям.
4. С кем сопоставляет автор Сверчка в 1 части? (С шорником Василием).
5. Каким мы видим Сверчка на фоне Василия? ( Рядом с сильным, уверенным в себе, прекрасно работающим Василием – находится маленький, лысый, разбитый, неказистый, шепелявивший Сверчок).
6. Как Сверчок относится к своей трагедии? (И вот тут – т о предстаёт внутренняя красота героя. Она не только в попытках спасти сына, она и в оценке своего поведения).
7. Найдите последнюю реплику Сверчка. О чём она говорит? ( о его добром сердце, не ожесточившемся после трагедии).
Домашнее задание: ответить на вопросы.
- Как построен рассказ?
- Выделить его основные части.
- Какова роль первой части, предшествующей истории Сверчка?
Четвёртый урок посвящён рассказу «Косцы», который написан в эмиграции. Это рассказ -воспоминание о подлинном случае, поразившем писателя своей свободой и мягкостью пения косцов в берёзовом лесу.
Два мотива в рассказе: восхищение прелестью русской народной песни и грусть о безвозвратно ушедшем.
Произведение читается на уроке учителем. К уроку надо предложить ребятам перечитать рассказ И.С.Тургенева «Певцы».
Задание: сопоставьте рассказ «Косцы» И.Бунина с рассказом И.Тургенва «Певцы». Что объединяет эти рассказы? (Любовь к Родине, к её людям, к их внутреннему миру).
Урок заканчивается кратким подведением итогов изученной темы «И.А.Бунин». Статьёй учебника завершаем изучение темы.
В методических рекомендациях Г.И. Беленького предлагается знакомство с рассказами «Птицы небесные» и «Молодость и старость». Но обычно их проанализировать в классе не удаётся из – за нехватки времени.
В учебнике Т.Ф.Курдюмовой предлагается знакомство с рассказом И.Бунина «Чистый понедельник». (Бунин – прозаик. 2 часа).
Рассказ написан в 1944 году. Его события происходят в 1912 - 1914 годах. Анализ рассказа можно провести по вопросам учебника:
Чем можно объяснить такую точность хронологии?
Найдите портрет описания героев. Удивило ли вас что-то в них?
Как вы представляете характер героини?
Автор был убежден, что именно такие характеры часто волнуют чувства и воображения мужчин, хотя не приносят счастья ни себе, ни другим. Убеждает ли вас в этом рассказ?
Сможете ли вы рассказать о характере героя рассказа? Какие чувства он вызывает у вас? Как вы к нему относитесь и оцениваете?
Курс литературы 10 – 11 класса включает в себя образные и монографические темы, что позволяет познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями и показать их место в историко – литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть творчество более подробно, другие – кратко, но все они обязательно включают изучение текста произведения.
Современные программы все больше и больше учитывают значимость и важность для изучения в курсе 11 класса писателей по каким – то причинам оказавшихся в эмиграции, продолжавших там свое творчество. Большинство из них не изменили до конца жизни чувству любви к России, не изменили русским литературным традициям. В программе они стоят в одном ряду с литераторами, не покидавшими страну.
Первым идет изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина. Рассматривается философичность его лирики, тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого; осуждение бездуховности существования. Учителю не имеет смысла делить его творчество на созданное не в эмиграции и созданное в эмиграции. Бунин всегда оставался Буниным. «Самое трудное для российского человека в эмиграции – это остаться самим собой. К сожалению, бывает так, что писатель, бежавший из своего дома от необходимости кривить совестью, идти на сомнительные компромиссы; вынужден опять умертвлять дух, чтобы суметь выжить, но уже за рубежом. Одно ярмо заметно или нет сменяется другим… Меня, к счастью чаша сия миновала». Слова эти, сказанные в Париже Андреем Синявским, относятся и к Ивану Бунину. Несмотря ни на какие испытания, придуманные для него временем и историей, Бунин всегда оставался самим собой, и до эмиграции, и после отъезда из России, и до Нобелевской премии, и после ее присуждения, он оставался милейшим представителем старой России… Он был не стар, но старомоден… Да, Бунин и сам больше причислял себя к поколению И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, нежели к поколению Горького и Вересаева. Может, именно в этой «старомодности» и заключается секрет избранничества Бунина? Во втором издании Большой Советской энциклопедии о писателе заявили, что он одержим «совершенно бешенной ненавистью к Советской России». Не в силах сталинских церберов было отлучить писателя от России. Единственно, как им удалось отомстить Бунину – это лишить его права быть похороненным на родной земле. Бунин спит вечным сном в окружении, если не близких ему людей (гений всегда одинок), то тех, кто причастен к нему и своей судьбой и своим талантом: Релизова, Шмелева, Зайцева, Теффи, Георгия Иванова, Алданова… Если не зарастает «народная тропа, к маленькому припарижскому городку Сент – Женевьев – де – Буа, то прежде всего потому, что на его муниципальном кладбище похоронен Бунин. Далекое и прекрасное созвездие светил русской литературы и из другого мира продолжает дарить россиянам свое тепло, и главная планета в этой галактике – Иван Алексеевич Бунин».
Эти заключительные трогательные строки, написанные Кириллом Праваловым, могут стать вступительным словом на уроке по творчеству Бунина. Они проливают свет на то, о чем будет говориться на последующих уроках. Уже на одном из первых занятий знакомлю ребят с особенной атмосферой, которая царит вокруг литературы русского зарубежья. Учителю дается реализовать возможности, заложенные в теме, если он включает в нее характерные для разных периодов деятельности писателя рассказы: «Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Господин из Сан – Франциско», «Митина любовь», «Солнечный удар» и рассказы из сборника «Тёмные аллеи». Перечень этих жемчужин прозы трудно прервать. Учителю хочется включить в тему больше произведений, но не всегда это оправдано. Разобрать на уроках несколько рассказов, остальные порекомендовать для самостоятельного прочтения. Следует проанализировать рекомендуемые рассказы, поделиться своими впечатлениями. Вообще собственное мнение учителя всегда важно для ребят. Рассказать, что он чувствовал, думал во время прочтения, какой вывод сделал для себя после – это один из самых действенных приемов пробуждения интереса у ребят. А прочитав несколько предложенных рассказов Бунина, учащиеся не смогут удержаться от соблазна познакомиться и с неплановыми. В каждом литературном произведении отражается личность его творца – писателя, выражается его авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Поэтому на уроке мы делаем все, чтобы ученики услышали голос писателя, увидели своеобразие его личности, характера и судьбы, могли объяснить его эстетические и исторические взгляды. Самостоятельно подготовленные старшеклассниками доклады «Окаянные дни у Бунина», «Бунин – Нобелевский лауреат», художественное чтение отрывков из его произведений, декламация его стихов, фотографии по теме, музыка, живопись, кино, и главное – не сухое изложение, а живой диалог учителя с классом – все это помогает воссоздать полную картину жизни и творчества писателя, сделать урок выразительным и легким для восприятия.
Следующим по программе 11 класса идет изучение творчества А. И. Куприна. В этой теме мы уже имеем право отметить, что литературное наследие позднего Куприна в целом слабее его дооктябрьского творчества. Это признавали и исследователи из стана самой эмиграции. «Как бы ни оценило потомство Куприна, - замечает литературовед Г. Струве, - его будут судить главным образом по его дореволюционным произведениям».
В основе изучения творчества А. И. Куприна в 11 классе его произведения «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».
Но какой – то большой особенности, специфичности в методике проведения уроков по творчеству Бунина И. А. и Куприна А. И. нет. Каждый педагог сам выбирает приемлемые для себя формы работы.
Работу в 11 классе над творчеством И. А. Бунина я планирую следующим образом:
1 – 2 уроки. Введение. Литература рубежа веков.
3 урок. И. А. Бунин. Жизненный и творческий путь (с включением сообщений учащихся: «Бунин – Нобелевский лауреат», «Художник и революция. Окаянные дни Бунина»).
4 урок. Лирика Бунина.
Цель: продолжить знакомство с поэзией, представить Бунина как поэта духовной культуры, поэта-философа.
5 урок. Рассказы и повести Бунина о деревне. («Деревня», «Антоновские яблоки»).
6-7 уроки. Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».
8 урок. Философия любви у Бунина. (Сборник «Тёмные аллеи»). Урок-практикум.
Заканчиваются уроки по теме домашним сочинением:
«Почему «Господин из Сан-Франциско»-лучшее произведение И.Бунина?»
«Мой Бунин» (по выбору учащихся).
На творчество А.И.Куприна отвожу 5 часов.
1 урок. А.И.Куприн. Жизненный и творческий путь писателя.
2-3 уроки. «Великая тайна любви» (Повесть «Олеся», «Гранатовый браслет»).
4 урок. Повесть «Поединок».
5 урок. Развитие речи. Письменная работа «Что в творчестве А.И.Куприна мне близко и понятно».
Итак, диапазон творчества И.А.Бунина и А.И.Куприна широк. Они отобразилимногие существенные явления российской действительности, человеческого бытия в целом. У них учиться точности, ясности. Они обладали простым и мудрым волшебством слова. Мастера языка, сюжета и композиции они оставили нам наследие, которое приближается к художественному уровню русской классики.
Несмотря на разность их художественных миров и манер, они остались в истории русской литературы как глубокие выразители тревожных умонастроений начала 20 века, а также идейно-философских и художественных исканий самой литературы, её трагических предчувствий и предвестий, её нравственной и социальной чуткости. Многие их произведения продолжают читаться и сегодня-не только как талантливое изображение тогдашней российской жизни, но и как воспроизведение сложного духовного мира человека на сломе эпох.