Урок по литературе на тему Александр Иванович Куприн «Гранатовый браслет». «И что же это было: любовь или..»


План-конспект урока (для 10 класса).
Александр Иванович Куприн «Гранатовый браслет». «И что же это было: любовь или..»Программа и учебник для 11 класса под ред. В. П. Журавлёва.
Цели урока:
Формировать осмысленное понятие слова и чувства любовь у учащихся.
Воспитывать правильное уважительное отношение к чувствам других людей.
Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусств: музыку, литературу, кино (фрагмент).
Подготовить учащихся к написанию сочинения.
Тип урока:Урок развития речи.
Оборудование
Для учителя: доска, мультимедийное оборудование,проектор, книга с произведением А. И. Куприна «Гранатовый браслет», специально подготовленные круги (для браслета).
Для учащихся: учебник, произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Ход урока
1)Учителем заранее на доске записываем тему урока «И что же это было:любовь или..»
«Любовь бескорыстна, самоотвержена, не жаждет награды. Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
2)Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок из одного музыкального произведения. Звучит музыка ( фрагмент сонаты Людвига Ван Бетховена «LargoAppassionato»).
Итак ребята, Здравствуйте. Известно ли вам, что за мелодия сейчас прозвучала?
Мне радостно познакомить вас сегодня с одним из прекраснейших произведений классической музыки, а именно с сонатой Людвига Ван Бетховена «Largo Appassionato».
Учитель прикрепляет к доске 1-ый круг (СОНАТА).
3)Помните ли вы где звучала эта мелодия?
(Да, в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет»).
Как раз сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы знаете это произведение.
(Викторина по произведению).
4)Вспомните, какова главная тема произведения?
(Любовь).
Верно, молодцы. Сегодня на уроке мы подведём итоги по этому произведению и постараемся разобраться в том, что же это было «Любовь или сумасшествие..». После чего, на дом вам будет задано сочинение.
5)А сейчас давайте постараемся найти ответ на вопрос –Какая же бывает любовь? Назовите свои ассоциации со словом любовь.
(Ответы учащихся).
6)А теперь, обратимся к самому произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и посмотрим,как любит каждый из персонажей. И любит ли вообще. Ведь не каждый человек способен на это чувство.
Начнём с главной героини.
7)Как зовут главную героиню?
(Вера Николаевна Шеина)
Учитель прикрепляет к доске 2-ой круг (Вера).
Верно. Ищем ответ в тексте.
(«Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы..»)Давайте запишем основное: Любовь-дружба
Теперь обратимся к мужу Веры .8)Как зовут мужа княгини Веры?
(Князь Василий Львович Шеин)
Учитель прикрепляет к доске 3-ий круг(Князь Шеин).
Верно. Что же князь Шеин думает о любви?
(«И правда, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь,- чувством которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя»).
Запишем в тетрадь основное из слов князя: Любовь – чувство, которым нельзя управлять.
Обратимся к сестре Веры Николаевны.
9)Как зовут сестру Веры Николаевны?
(Анна Николаевна Фриессе)
Учитель прикрепляет к доске 4-ый круг(Анна Фриессе)
Верно. Ищем её отношение к любви.
10)Была ли Анна Николаевна замужем?
(Да.)
11)Какие взаимоотношения у неё с мужем? Способна ли она любить?
( «Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении и имел звание камер-юнкера. Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей- мальчика и девочку».)
Вывод и запись в тетрадь: Любовь – корысть(выгода).
А теперь обратимся к генералу Аносову.
Учитель прикрепляет к доске 5-ый круг(Аносов).
12)Что это за персонаж? Как называет его Вера? Ищем ответ в тексте.
(«Генерал Аносов был боевым товарищем и преданным другом покойного князя Мурза-Булат-Тугановского. Всю нежную дружбу и любовь он после смерти князя перенёс на его дочерей». Вера и Анна зовут его дедушкой.)13)Найдите в тексте мысли Аносова о любви.
(«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная,самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость».)Вывод: Любовь – жертва
14) Какому герою принадлежит цитата, ставшая эпиграфом к нашему уроку?
(Генералу Аносову) Подпишите авторство.
Но мы нашли и прочитали лишь одну из мыслей Аносова о любви. Находим следующие мысли.
(«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».)Вывод: Любовь- трагедия/тайна.
И ещё одна ценная мысль принадлежит Аносову. Найдите её и прочитайте.
(«Я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдаётся – и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения».)Запись: Любовь –вселенная
Любовь - развлечение
Как мы видим, у генерала Аносова различные мысли по поводу любви и роли в ней женщины.
Именно этот персонаж альтер эго писателя. Именно через него Куприн доносит до читателя свои взгляды на любовь.
Резонёр – один из героев произведения, выражающий отношение автора к событиям.
Но у нас есть ещё один персонаж, который не менее важен.
Учитель прикрепляет к доске 6-ой круг(Желтков)
Обратимся к письму Желткова. Внимательно прочитаем его.
15) Какого же отношение Желткова к любви? Отличается ли оно от предыдущих?
(«..Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь..Это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Да святится имя Твоё..»)Давайте запишем основную мысль Желткова о любви: Любовь – Божий дар, вознаграждение, громадное счастье.
Посмотрите на доску. Мы прикрепили последний круг. Он зелёный в отличии от других красных. И это не случайно, ведь отношение к любви у Желткова тоже – особое.
16) Хорошо ли вы помните описание гранатового браслета? Найдите его в тексте.
(«Браслет был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами.Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиною с горошину».)
Кабошон –(от фр. «голова») способ обработки драгоценного камня, пи котором он приобретает гладкую выпуклую поверхность без граней.
А теперь обратимся к концовке произведения. Все ли её хорошо помнят?
17) Что происходит с Желтковым в конце?
(Он заканчивает жизнь самоубийством.)
18) О чём просит Веру Желтков в своём прощальном письме?
(«Если Вы обо мне вспомните, то..Я знаю, что Вы очень музыкальны, я вас видел чаще всего на бетховенских квартетах,-так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату «LargoAppassionato»).
19) Что делала Вера в день смерти Желткова?
(Вера навещает тело Желткова. Оставляет розу. А вечером,вернувшись домой попросила пианистку сыграть ей что-нибудь. И та сыграла ей ту самую сонату, которую мы с вами слышали в начале урока.)Давайте прочитаем этот момент.
Домашнее задание:
Дома вам предстоит написать сочинение на одну из предложенных тем:
1.Любовь – это сумасшествие?
2.Любовь – это сумасшествие!
3.Любовь – это не только сумасшествие…
Но помните, какую бы из трёх тем вы бы не выбрали, каждую из них при написании необходимо подкреплять цитатами из произведения А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Всего доброго. До новых встреч.