Тема урока: Тема любви в рассказе А.Куприна Гранатовый браслет


Урок №
Тема урока: Тема любви в рассказе А.Куприна "Гранатовый браслет"
Тип урока: практикум.
Цели:
- исследование мастерства А.Куприна в изображении мира человеческих чувств, определение автором значения такого чувства, как любовь, в жизни человека;
- развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания, культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения;
- создание условий для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование ценностного отношения к поставленной проблеме;
- воспитание понятия о любви как великой и вечной духовной ценности человека, о ее влиянии на жизнь человека.
Ход урока:
Выразительное прочтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил…”
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
А. С. Пушкин
Вступительное слово учителя:
Я думаю, вы поняли, что выбор данного стихотворения неслучайный – тему любви в литературе считают “вечной”, к ней обращались многие писатели: и поэты, и прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение. Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её. Как же эта тема раскрывается Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-композиционные особенности и систему образов данного произведения.
 Ознакомление учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).
“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)”. (Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”) В опубликованных недавно мемуарах “На чужбине” писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:
“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…
Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.
Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.
Под запись в тетрадь: Рассказ «Гранатовый браслет» написан в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества – любви. В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова. В эпиграфе стоит первая нотная строка из второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка» о том, что любовь – это талант сродни музыкальному.
Учитель:
– Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа “случай из жизни” и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).
– Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?
Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения. Беседы с учащимися по вопросам:
– Жанр своего произведения А. И. Куприн определил как рассказ. Скажите,пожалуйста, что называется рассказом? (Рассказом называется небольшоеповествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).
– Что вы знаете о композиции рассказа? (В композиции рассказа можно выделить следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
– Объясните, что представляют собою вышеназванные части.
Композиция рассказа предусматривает следующие части:
Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где? когда? что происходит? и даёт первоначальное представление о действующих героях.
Завязка – событие, с которого начинается действие.
Развитие действия.
Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
Спад действия.
Развязка – событие, которым заканчивается действие.
Учитель: Обратимся к тексту письма и сформулируем отношение Желткова к Вере, подтверждая своё мнение примерами из текста.
Зачитать письмо № 1.
Ученик: Желтков бережно, нежно, почтительно относится к Вере, он скромен, тактичен, его чувства искренни.
Учитель: Обратите внимание учеников на слова Желткова из письма: “нет права”, “нет тонкого вкуса”, “нет денег”. К какому известному нам литературному типу мы можем отнести героя с такой характеристикой?
Ученики называют тип “маленького человека”, подтверждая своё мнение доказательствами из текста: невысокий социальный статус героя, бедность обстановки, смешная фамилия,- отмечают особенности внешности героя, “говорящие” детали одежды, его мимику, жесты.
Выдержки из текста:
«…Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в
замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами.»
«…Он сделал по направлению к Тугановскому два шага с протянутой рукой. Но в тот же момент, точно не замечая его приветствия, Николай Николаевич обернулся всем телом к Шеину.»
«…Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы.»
«…Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с
голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.»
Учитель: Скажите, каким видит гранатовый браслет Вера? И что он значит для Желткова?
Учитель: давайте вернемся к кульминационному эпизоду – разговору Желткова с пришедшими мужем и братом Веры - и ответим на вопросы: в какой момент и почему меняется ход разговора и поведение главного героя? Каким вдруг предстаёт перед нами Желтков? Как автор развивает тему “маленького человека”?
Ученик: автор “распрямляет” своего героя, придавая его образу значительность и глубину (помогают детали: имя героя – Георгий (Победоносец), сравнение его лица в гробу с лицами Наполеона и Пушкина).
Учитель: автору важно показать, что большое чувство делает “маленького человека” “большим”.
- Почему талантом любви Куприн наделил "маленького человека"?
(Автор показывает благородство души простого человека, его способность к возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся благополучие, спокойствие, положение в обществе. "Маленький человек" возвышается, становится велик своей любовью).
Зачитывается второе письмо Желткова к Вере.
Учитель: Чем является любовь к Вере для Желткова?
(громадным счастьем, которое ему послал Бог)
Учитель: Желтков оставляет Вере письмо, в котором желает ей счастья, слова из молитвы “Да святится имя Твоё” во славу любимой и музыку, наполненную радостью. Бессмертная душа Желткова говорит с Верой, её слёзы, очищающие, приносящие облегчение и радость.
- Желтков погибает? Могло быть иначе?
Ученики отмечают, что смерть как решение проблемы выбирает сам Желтков. Неизбежность такой развязки осознают и Вера, и Василий Львович. Вероятность “земного” счастья в данном случае невозможна.
Учитель: Василий Львович говорит:
- Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но
вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать.
Ключевые слова здесь – трагедия души. А генерал Аносов говорит Вере: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
- Какие трагические примеры любви приводит генерал Амосов? (две истории)
- В чем видит причины таких развязок любви Аносов?
Но вот в большинстве-то случаев
почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках,
особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в
семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной... К
тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы
начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость
от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от
грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от
бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что
семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут
детишки, - я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... нечто
вроде иллюзии бессмертия. В-четвертых, соблазн невинности, как в моем
случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то?
Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую
сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой
совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а
одна радость.
Отрывок 2.
Я даже больше скажу: я уверен, что почти каждая
женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует,
обнимает, отдается - и она _уже_ мать. Для нее, если она любит, любовь
заключает весь смысл жизни - всю вселенную! Но вовсе не она виновата в
том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до
какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты
мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими
душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к
нежности и обожанию перед любовью. Говорят, что раньше все это бывало. А
если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и
души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники? Я на днях
читал историю Машеньки Леско и кавалера де Грие... Веришь ли, слезами
обливался... Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в
глубине своего сердца не мечтает о такой любви - единой, всепрощающей, на
все готовой, скромной и самоотверженной?
Учитель: оба случая и случай с Желтковым заканчиваются трагически. Что этим хотел нам сказать Куприн?
Любовь это трагедия души, тайна, болезнь, сумасшествие, следовательно, по Куприну, любовь обречена на трагический исход. А почему трагедия души? Потому что жизнь тела заканчивается, а жизнь души – нет. В этом мире Желтков решил проблему неразделенной любви, но для вечности эта проблема не решена. Любовь побеждает смерть.
Учитель: Под звуки бетховенской сонаты Вера слушает то, что завещал Желтков – она принимает в свое сердце все, что перенес он. И заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает “ жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Теперь эта жизнь навсегда останется с Верой и для нее.
Звучит мелодия Бетховена и на ее фоне зачитывается 13 глава.
"Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как
громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в
жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем
счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь
чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если
можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и
ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я
проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою
богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая
Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "_Да святится имя Твое_".
Восемь лет тому назад я увидел Вас в пирке в ложе, и тогда же в первую
секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего
на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни
человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся
красота земли...
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно
сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, - ну, что же? - ошибка.
Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.
Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить
письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, - о, как я ее целовал, - ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur, N 2, op. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то,
что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Г.С.Ж.".
Письмо № 1
"Ваше Сиятельство,
Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна!
Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение".
"Ах, это - тот!" - с неудовольствием подумала Вера. Но, однако,
дочитала письмо...
"Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь - ни денег. Впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища,
достойного украсить Вас.
Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени,
его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната - зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.
Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета,
и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал.
Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку или подарить ее
кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки.
Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей
дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать
глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам.
Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.
Ваш до смерти и после смерти покорный слуга
Г.С.Ж.".
Отрывок 1.
Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной... К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость
от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от
грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от
бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что
семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвертых, соблазн невинности, как в моем случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то?
Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость.
Отрывок 2.
Я даже больше скажу: я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается - и она _уже_ мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты
мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники? Я на днях читал историю Машеньки Леско и кавалера де Грие... Веришь ли, слезами обливался... Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви - единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?