План-конспект урока по физической культуре Подвижные игры-эстафеты как средство совершенствования физических качеств»


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
План – конспект урока
по физической культуре
для учащихся 6 класса
Тема: «Подвижные игры-эстафеты
как средство совершенствования физических качеств»

Урок составила
учитель физической культуры
Степанова Татьяна Михайловна


г. Черногорск, 2013
План-конспект урока
по физической культуре для учащихся 6 класса.
Тема: «Подвижные игры-эстафеты как средство совершенствования физических качеств».
Цель: воспитывать познавательную активность и интерес к занятиям физическими упражнениями, культуру общения взаимодействие в учебной и игровой
деятельности.
Задачи:
укреплять здоровье, физическое развитие и повышать работоспособность
обучающихся;
закреплять общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые формируются в процессе освоения обучающимися содержания учебного предмета «Физическая культура».
формировать навыки правильной осанки в статических положениях и в движениях;
усваивать обучающимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре;
воспитывать уважение друг другу, помогать в выполнении заданий слабым детям, соблюдать дисциплину на уроке.Тип урока: урок-соревнование
Инвентарь и оборудование:
Продолжительность урока: 45 минут.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: фишки – 10 шт., обручи – 12 шт., набивные мячи – 12 шт., автомобильные покрышки – 12 шт., волейбольные мячи – 12 шт., баскетбольные мячи – 12 шт., автомобильные покрышки – «упряжки» - 2 шт., канат 10 м – 2 шт., гимнастические палки – 4 шт., дуги – 4 шт., кубики – 8 шт.Учитель физической культуры: Степанова Татьяна Михайловна.
Урок-соревнование «Занимайтесь физкультурой, будете здоровы!»
Части
урока Содержание Дозировка Методические указания
I Вводная часть урока 5 мин. Построение.
Учитель даёт команду: «Ребята, внимание! Сейчас вы закроете глаза! Сделаете глубокий вдо-о-х через нос! Воздух содержит в себе колоссальный запас энергии. Вы-ы-дох выполните через рот! С помощью небольших порций воздуха мы заполним своё тело этой энергией, которая поможет выполнять все физические упражнения на уроке с радостью и огромным желанием. Приготовились.
Закрыли глаза. Сделали вдо-о-х через нос! Дыхание спокойное и ровное! Вы-ы-дох через рот!
И так, вы готовы выполнять физические упражнения?
(Ответ детей).
Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня у нас урок-соревнование и называется он «Занимайтесь физкультурой, будете здоровы!»
Наше здоровье – это та главная жемчужина, которую необходимо охранять и укреплять. Однако порой мы не знаем, как это сделать, или не обращаем на это внимание. Хотя здоровье зависит от самого человека, от его образа жизни и стиля поведения. Сегодня я предлагаю вам стать ловцом жемчуга, приоткрыть тайну жемчужины здоровья. На станциях вы найдете ответы. Ну как, вам захотелось раскрыть тайну жемчужины? Всем хочется быть здоровыми? Тогда начинаем. Повторить
3 раза Организовать обучающихся
к началу урока.
Создать мотивацию урока, объяснить, для чего это нужно.
II Подготовительная часть урока 10 мин. Строевые команды:
а) команда «Равняйсь! Смирно!»
б) повороты направо, налево.
Ходьба:
а) друг за другом.
Ходьба с заданием:
а) на носках, руки вверх;
б) на пятках, руки за голову;
в) на внешней стороне стопы, руки за спиной;
г) быстрой ходьбой.
Бег:
а) друг за другом.
Бег с заданием:
а) с прямыми ногами вперёд;
б) захлёст голени назад, руки за спиной;
в) с высоким подниманием бедра;
г) змейкой.
Ходьба:
а) друг за другом.
Перестроение в колонну по три к обручам, которые лежат на полу, в обручах набивные мячи для общеразвивающих упражнений.
Станция № 1
«Общеразвивающие упражнения»
Утренняя гимнастика (зарядка) выполняется ежедневно в домашних условиях (при открытой форточке) или на свежем воздухе. Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Движение – это кладовая жизни!
Общеразвивающие упражнения
с набивными мячами
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, мяч в руках перед собой.
1-4-перебрасывать мяч перед собой из рук в руки;
5-8-поднять руки вверх, перебрасывать мяч вверху из рук в руки.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч на ладони левой руки.
1-передать мяч перед собой из левой руки в правую; 2-и.п.: мяч на ладони правой руки;
3-4-тоже, в другую сторону.
И.п.: стоя в обруче, правая нога
вперед, мяч в правой руке перед
собой.
1-4-подбросить мяч правой рукой перед собой;
5-8-смена и.п. (мяч в левой руке).
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине
плеч, мяч на ладони в левой руке перед собой.
1-подбросить мяч вверх левой рукой;
2-поймать мяч правой рукой;
3- подбросить мяч вверх правой рукой;
4-поймать мяч левой рукой.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч, руки прямые вперед, мяч в руках.
1-подбросить мяч вверх двумя руками;
2-поймать мяч.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках перед собой.
1-подбросить мяч перед собой высоко;
2-присесть;
3-встать;
4-поймать мяч.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине
плеч, мяч в левой руке. Вращение
мяча вокруг талии.
1-6-в правую сторону;
1-6-в левую сторону.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч, мяч в левой руке.
1-поднять левую ногу, согнутую в колене, передать мяч под коленом в правую руку;
2-и.п.: мяч в правой руке;
3- поднять правую ногу, согнутую в колене, передать мяч под коленом в левую руку.
И.п.: выпад вперед правой ногой (нога находится впереди обруча), мяч в левой руке.
1-передать мяч под коленом в правую руку;
2-левую ногу отставить назад за обруч, мяч передать под коленом в левую руку.
3-4-смена и.п.
И.п. о.с.: вращение обруча.
Перестроение в колонну по одному.
Дети уносят набивные мячи с площадки (обручи остаются лежать на полу) и кладут в обручи баскетбольные мячи. 30 сек
8 раз
8 раз
4 раза
4 раза
4 раза
правой рукой
4 раза
левой рукой
4раза
4 раза
8 раз
8 раз
6 раз
6 раз
4 раза
4 раза
4+4 раза
4+4 раза
20 сек
Быть внимательным при выполнении команд.
Соблюдать дистанцию,
следить за осанкой.
а) руками тянуться вверх, ноги в коленях не сгибать;
б) локти отвести назад, прогнуться в спине;
в) ноги в коленях не сгибать, руками достать локти; г) согнуть руки в локтях, ходьбу начинать с пятки.
Соблюдать дистанцию дыхание равномерное.
а) выполнять на носках;
б) пятками касаться бедра; в) выполнять на носках, руками
касаться коленей;
г) соблюдать дистанцию.
Соблюдать дистанцию, следить за осанкой.






Фишка № 1
с заданием и текстом о зарядке.
Один из учащихся читает текст
(по желанию).
Общеразвивающие упражнения выполняются под музыку. Исполняет группа «Волшебники двора», песня «Бибика».
Локти внизу, в стороны не разводить. Мяч отбивать, не задерживая
его в руках.
Кисть руки не расслаблять, подбрасывать мяч прямой рукой.
Выполнить полуприседание и при броске мяча вверх ноги выпрямить, потянуться за мячом. Подбрасывать мяч чуть выше головы.
Выполнить полуприседание и при броске мяча вверх ноги выпрямить, потянуться за мячом. Подбрасывать мяч чуть выше головы.
Руки в локтях не сгибать.
Выполнить полуприседание и при броске мяча вверх ноги выпрямить, потянуться за мячом. Подбрасывать мяч чуть выше головы.
Выполнить полное приседание. Подбрасывать мяч прямыми руками. Быстро встать.
Спина прямая, не качаться.
Спина прямая, колено поднимать до пояса.
Сделать большой шаг вперед, согнуть ногу, сохраняя туловище выпрямленным.
Спина прямая, энергично двигать туловищем.
III Основная часть урока 25 мин. Учитель: «Первую тайну жемчужины здоровья мы узнали. А теперь пойдём дальше!»
Станция № 2 «Прогулка по городу»
Большое значение для жизни человека имеет режим дня – это правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха.
Здоровому всё здорово!
Задание. Все дети становятся в «домики» - обручи, расположенные в разных местах площадки. В руках у каждого - баскетбольный мяч, у учителя тоже мяч (для показа). Как только раздается первый свисток, все учащиеся выбегают из своих «домиков» и выполняют ведение мяча в ходьбе между «домиками»; по второму свистку – бегом. По третьему свистку игроки должны взять свой мяч в руки и быстро занять свободный «домик». Учитель то же занимает свободный «домик». Тот, кто не успеет занять свободный «домик», проиграет.
Дети уносят обручи и баскетбольные мячи с площадки.
Станция № 3 «Строители башни»
Подвижные игры помогают человеку бегать, прыгать, метко и далеко метать, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным.
Быстрого и ловкого болезнь не угонит!
Задание. Игра-эстафета. Игроки делятся на две команды и строятся по одному. Около каждой команды лежат автомобильные покрышки, их должно быть столько, чтобы хватило на каждого игрока. В 15 м от места находится фишка – это финиш. По сигналу учителя игрокам надо последовательно, соблюдая правила эстафетного бега, перекатить покрышки до фишки и сложить друг на друга, построив, таким образом, башню. Команда, игрокам которой удастся сделать это раньше других, выигрывает.
Станция № 4 «Точно в цель»
Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благотворное влияние на состояние костей и суставов.
Здоровье дороже богатства!
Задание. Играющие делятся на две команды. Участники команд строятся в колонну по одному перед башней, сложенной из автомобильных покрышек, на расстоянии 3 м. У каждого участника по волейбольному мячу. По сигналу учителя игроки по очереди стараются забросить мяч внутрь башни. Игрок, успешно выполнивший задание, отходит в сторону, а тот, кто бросил мяч мимо цели, должен подобрать его и встать в конец своей колонны для повторной попытки. Команда, закончившая первой, побеждает.
Станция № 5 «Бег в упряжке»
Человек с давних времен пользуется солнцем, свежим воздухом и чистой водой для укрепления своего здоровья. Под воздействием закаливающих процедур улучшается деятельность нервной и дыхательной системы, работа сердца и сосудов. Не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Задание. Игра-эстафета. Игроки делятся на две команды и строятся по одному. Первые одевают «упряжку» на пояс. По команде учителя игроки бегут и тащат за собой автомобильную покрышку 15 м (до фишки) и возвращаются назад, передавая эстафету следующему участнику команды. Команда, закончившая первой, побеждает.
Станция № 6 «Тропинка здоровья»
Занятия физической культурой и вредные привычки (наркомания, алкоголизм, курение) несовместимы. Ясно одно, что сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения. Поэтому говорят:
«Бросай курить, вставай на лыжи, здоровьем будешь не обижен!»
Задание. Дети делятся на две команды.
1. Пройти по канату, гимнастическая палка в руках впереди;
2. Проползти под дугами;
3.Перепрыгнуть через гимнастическую палочку на h – 15 см;
Оббежать фишку и вернуться к своей команде, передавая эстафету следующему.
30 сек
5 мин.
Задание повторить
3 раза
30 сек
3 мин.
30 сек
5 мин.
30 сек
4 мин.
Задание повторить
2-3раза.
30 сек
5 мин. Фишка № 2
с заданием и текстом
о режиме дня.
Один из учащихся читает текст
(по желанию)
Ведение мяча в ходьбе и беге с обычным отскоком мяча до уровня пояса. При ведении мяч постоянно закрывается туловищем от соперников (обручей). «Домики» надо обходить, выполняя ведение дальней от них рукой.
Фишка № 3
с заданием и текстом
о подвижных играх.
Один из учащихся читает текст
(по желанию).

Колесо катить впереди себя, складывать друг на друга ровно. Помогают сильные дети слабым.
Фишка № 4
с заданием и текстом
о физических упражнениях.
Один из учащихся читает текст
(по желанию).

Бросок выполнять сверху из-за головы. Основное требование к бросках – это одновременное разгибание ног и рук. Отрыв мяча от пальцев происходит, когда рука образует почти прямую линию.
Фишка № 5
с заданием и текстом
о закаливании.
Один из учащихся читает текст
(по желанию).

Оббегать фишку, не мешая участникам из других команд.
«Упряжку можно придерживать руками.
Фишка № 6
с заданием и текстом
о вредных привычках.
Один из учащихся читает текст
(по желанию).
1.Следить за осанкой, стопы ног ставить на канат;
2. Прогнуться в спине, не касаться спиной дуг;
3. Прыжки выполнять толчком двух ног.
IV Заключительная часть урока 5 мин. Учащиеся образуют круг.
Подведение итогов урока.
Учитель: «А сейчас, внимание. Хлопните в ладоши один раз те, кто считает, что зарядку нужно делать каждое утро, два раза – те, кто считает, что нужно соблюдать режим дня, и потопайте ногами те, кто считает, что для здоровья полезно много смеяться. И, наконец, можете хлопать, топать, громко смеяться, если считаете, что уроки физической культуры помогают сохранять и укреплять здоровье. Ребята, занимайтесь физкультурой, соблюдайте режим дня, закаляйте себя, не поддавайтесь вредным привычкам. Будьте здоровы! ».
Домашнее задание.
День начинать с зарядки.
Учиться вращать обруч.
Дети уходят из зала.
Снизить двигательную активность учащихся.
Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.


Литература
Воронкова В.В. Программа специального (коррекционного)
общеобразовательного учреждения VIII вида. Москва:Издательство «Владос», 2007.
Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе // Ростов-на-Дону, 2006
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. Москва: Издательство «Просвещение», 2005.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Ерёмина А.А. Основы олигофренопедагогика. Москва: Издательство «Педагогическое образование», 2006
Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Красноярск: Издательство «Учебное пособие», 1991.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е издание, стереотипное. Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы. Универсальное издание. Москва: Издательство «ВАКО», 2005.

Самоанализ урока
Функциональные возможности организма, в большей степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка.
Значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей организма учащегося.
Поэтому, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности.
Одна из основных форм физического воспитания – это урок физической культуры.
Мой урок – урок соревнование называется «Занимайтесь физкультурой, будете здоровы!»
Тема урока: «Подвижные игры-эстафеты как средство совершенствования физических качеств».
Цель урока: воспитывать познавательную активность и интерес к занятиям физическими упражнениями, культуру общения взаимодействие в учебной и игровой
деятельности.
Перед детьми я ставила следующие задачи:
укреплять здоровье, физическое развитие и повышать работоспособность
обучающихся;
закреплять общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые формируются в процессе освоения обучающимися содержания учебного предмета «Физическая культура».
формировать навыки правильной осанки в статических положениях и в движениях;
усваивать обучающимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре;
воспитывать уважение друг другу, помогать в выполнении заданий слабым детям, соблюдать дисциплину на уроке.
Заранее был подготовлен инвентарь соответствующий данной теме урока.
Урок состоит из четырёх частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Цель вводной части урока: организовать обучающихся к началу урока.
Подготовительной части урока: заинтересовать обучающихся к уроку, создать эмоциональный фон, подготовить организм детей к предстоящей нагрузке. Для этого использовала игровой метод.
Для создания эмоционального фона использовала музыкальное сопровождение во время выполнения общеразвивающих упражнений.
В подготовке организма детей к предстоящей нагрузке применила такие средства как:
дыхательные упражнения, упражнения на формирование осанки, упражнения для профилактики плоскостопия (различные виды ходьбы), упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, икроножных мышц (общеразвивающие упражнения с набивными мячами). Упражнения выполнялись с удовольствием т.к. эти упражнения были детям знакомы по своему содержанию и соответствовали возрасту детей. Организм детей был подготовлен к предстоящей нагрузке.
В основной части урока использовала подвижные игры-эстафеты для совершенствования физических качеств и двигательных действий. Для детей эстафеты с автомобильными покрышками были новые, но не составили сложности в применении. В каждой игре-эстафете наблюдалась смена деятельности, что характерно для данного возраста.
В эстафетах «Прогулка по городу» и «Точно в цель» совершенствовались элементы баскетбола (ведение мяча, броски мяча сверху). При проведении игр-эстафет старалась развивать и совершенствовать не только физические качества и двигательные действия, но и психологические процессы такие как: память, внимание, воображение, логическое мышление. На уроке использовала межпредметную связь: чтение текста на карточках. Соблюдение принципа доступности и систематичности способствовало лучшему усвоению программного материала. Во время игр-эстафет учащиеся проявили организованность, самостоятельность, взаимовыручку, что подтверждает значение воспитательной задачи. Данный урок строился в соответствии с общими закономерностями построения урока по физическому воспитанию. Эффективность урока зависела от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной дозировки нагрузки, учёта индивидуальных особенностей обучающихся. В зависимости от этих факторов и этапов подготовки в уроке использовались различные организационные методы:
групповой метод обучения создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений;
фронтальный метод обучения позволяет одновременно контролировать выполнение задания всеми обучающимися, так как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно;
поточный метод использовался в разминке;
игровой и соревновательный методы использовались для закрепления изученного, с учётом решения намеченных задач, уровня подготовленности учащихся, их пола и возраста.
Умение радоваться победам и переживания возможных поражений в команде прививает обучающемуся чувство сотрудничества внутри команды, умение терпеть и ровно относиться ко всем членам его команды независимо от их характера и физических возможностей, поэтому при выполнении заданий обращала большое внимание обучению правилам ведения «честной борьбы» (соблюдению техники безопасности, правил игры, достойному отношению к «слабому»). В заключительной части подвела итог урока, оценила умения и навыки учащихся, определила их отношение к уроку. Ребята поняли, что нужно заботиться о своём здоровье, поэтому предложила каждое утро делать зарядку. Так как не у всех получается вращать обруч, посоветовала поучиться дома и на уроке физкультуры. Это и было домашним заданием.
С поставленными задачами справилась. Весь урок дети проявляли интерес к предстоящему виду деятельности, прослеживался большой эмоциональный подъем. На протяжении всего урока учащиеся были активны, организованы; прекрасно слышали и выполняли задания. Думаю, что по окончанию занятия получили заряд бодрости и энергии.