Методическая разработка. Методические рекомендации для студентов по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине Литература для специальности СПО Дошкольное образование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОТРАДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»














Методические рекомендации
 для студентов по планированию и организации самостоятельной работы
по литературе
Специальность СПО:
44.02.01 Дошкольное образование (гуманитарный профиль)






Подготовила:
преподаватель русского языка и литературы
 Иванова Джульетта Ванцетьевна










 Отрадный
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации созданы в помощь студентам по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (гуманитарный профиль) при подготовке заданий внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык и  литература.
 Ключевой проблемой современного профессионального образования становится внедрение в учебный процесс средств и методик, развивающих у студентов способности к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать  на базе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно.
              Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.  Объем самостоятельной работы для студентов по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (гуманитарный профиль) определен федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом в количестве 117 часов.
        Данные методические рекомендации содержат материалы по планированию и организации самостоятельной работы студентов:
- перечень заданий для самостоятельной работы;
- правила выполнения;
- список рекомендуемой литературы;
- критерии оценивания.
1. Виды и содержание самостоятельной работы студентов
 
1.1  Виды самостоятельной работы
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, которая  проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения полученных ранее теоретических знаний;
формирования умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
 
Можно выделить два вида самостоятельной работы студентов:
1) аудиторная самостоятельная работа  (практические занятия, контрольные  задания, работа с учебником и др.);
2) внеаудиторная самостоятельная работа  (выполнение домашних заданий и творческих работ, докладов и рефератов,  подготовка к зачётам и экзаменам и др.)
 
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы):
- составление схем и таблиц по тексту;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками,
- ознакомление с нормативными документами;
- учебно-исследовательская работа;
для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции (обработка текста);
- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление библиографии;
- тестирование и др.;
для формирования умений:
 - выполнение упражнений по образцу;  
- подготовка к семинарам, публичным выступлениям и др.
1. 2. Функции и этапы выполнения самостоятельной работы.
В ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения закрепление полученных знаний и перевод их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости при выполнении самостоятельной работе зависит успех обучения.
Совместно с учебными занятиями под руководством преподавателей хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает развитие таких качеств, как организованность, дисциплинированность, активность и целеустремленность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели. Приобретается культура умственного труда, т. е. те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту.
Самообучение  один из самых ценных способов познания, когда развивается мышление, формируются ценнейшие качества человеческой личности: интерес к наукам, потребность в духовном обогащении, способность к творчеству, воля. Вместе с тем, самообучение доставляет человеку огромную радость и удовлетворение. Знания и навыки, приобретенные самостоятельно, остаются на всю жизнь.
Перечень видов самостоятельной работы
Таблица 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№ п/п
Наименование темы
Наименование работы
Кол-во часов

1.
Тема 1. Русская литература первой половины XIX века
Рефераты:
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.
Лирика любви и дружбы.
Философская лирика А.С. Пушкина.
Выписки:
Критики об А.С. Пушкине.
Конспект:
В. Г. Белинский о Пушкине.
2



Доклады:
Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
1



Сообщение:
Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира.
Выписки:
А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.
1

2.
Тема 2. Русская литература второй половины XIX века
Конспект:
Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».
2



Выписки:
Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).
2



Выписки:
Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Теория литературы: 
развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман); замысел писателя и объективное значение художественного произведения.
Самостоятельное чтение:
«Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», «Стихотворения в прозе» - отзыв
4



Сообщение:
Связь творчества А.А.Фета с традициями немецкой школы поэтов.
Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики А.А.Фета.
Наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета
3



Реферат:
Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Своеобразие языка.
Доклад:
Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.
Выписки:
Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).
3



Реферат:
Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
2



Рефераты:
Объекты сатиры и сатирические приемы.
Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.
Своеобразие писательской манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Теория литературы: 
развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»)
5



Доклад:
Идейные искания Толстого.
Подготовка к изложению:
«Князь Андрей на поле Аустерлица».
Обзор творчества позднего периода: 
Аннотированный список по произведениям Л.Н Толстого: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
Доклад:
Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.
Теория литературы: 
понятие о романе-эпопее.
6



Выписки:
Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.).
Доклады:
Роль пейзажа.
Своеобразие воплощения авторской позиции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
5



Доклады:
Чехов и МХАТ.
Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
Выписки:
Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).
Теория литературы:
развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.).
Реферат:
Своеобразие Чехова-драматурга.
4

3.
Тема 3. Русская литература
 на рубеже  веков
Сообщение:
Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.
Теория литературы:
развитие понятия о драме.
3



Рефераты:
Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Поэтика И. А. Бунина.
3



Доклад:
Символическое и реалистическое в творчестве А.И. Куприна.
2

4.
Тема 4. Поэзия начала XX века.
Рефераты:
Тема исторического прошлого в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать»: лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
3



Рефераты:
Поэтическая новизна ранней лирики В.В. Маяковского: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.
Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.
Проблемы духовной жизни.
Характер и личность автора в стихах о любви.
Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
4



Домашнее сочинение:
Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Реферат:
Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
4

5.
Тема 6. Литература 30-х – начала 40-х г.г. (обзор).
Сообщение:
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике  Марины Цветаевой.
Своеобразие стиля поэтессы.
4



Домашнее чтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Рефераты:
Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.
Своеобразие писательской манеры М.Булгакова.
4



Домашнее чтение романа М.Шолохова «Тихий Дон»
Доклад:
Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
5



Домашнее сочинение:
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
3



Рефераты:
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Особенности поэтического восприятия.
Простота и легкость поздней лирики.
Своеобразие художественной формы стихотворений.
Самостоятельное чтение романа «Доктор Живаго».
4



Домашнее сочинение:
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского.
Сообщение:
Поэма «По праву памяти» – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого.
Лирический герой поэмы, его жизненная позиция.
Доклад:
Художественное своеобразие творчества А. Т. Твардовского
4

6.
Тема 7. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Сообщения:
Произведения первых послевоенных лет.
Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича,
В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
5



Домашнее чтение:


7.
Теме 8. Литература 50–80-х г. (обзор)
Самостоятельное чтение: 
К. Воробьев «Убиты под Москвой» - отзыв.
В. Некрасов «В окопах Сталинграда» - отзыв.
В. Кондратьев «Сашка»
4



Самостоятельное чтение:
Роман А.И. Солженицына «В круге первом» - отзыв.
Рассказ «Матренин двор» - отзыв.
4



Самостоятельное чтение рассказов В.М. Шукшина (по выбору) – аннотированный список.
3



Доклады:
Место авторской песни в историко-культурном процессе.  
Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни
1



Итого:
99

Последовательность выполнения самостоятельной работы:
1.     Изучить данные методические рекомендации.
2.     Получить у преподавателя индивидуальное задание.
3.     Найти литературные источники  и изучить их (в библиотеке, сети Интернет и т.п.)
4.     Оформить работу на компьютере в соответствии с требованиями, изложенными  в данных методических рекомендациях.
5.     Сдать самостоятельную работу преподавателю.
 Методические рекомендации по подготовке письменных работ
         Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, эссе, контрольных работ.
Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются подготовка доклада, реферата или конспекта.
I.   Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
 Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3. Составить план доклада.
4. Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5. Прочитать текст и отредактировать его.
6. Оформить в соответствии с требованиями  к оформлению письменной     работы.
 
Примерная структура доклада:
1.   Титульный лист  2.   Текст работы
3.   Список использованной литературы
 
II. Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение.
 В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1.     Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
2.     Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
3.     Заключительный - оформление реферата.
4.     Защита реферата  (на экзамене, студенческой конференции и пр.)
 Структура реферата:
1. Титульный лист
2. Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.
Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.
Объем введения составляет 2-3 страницы.
3. Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью и вниманием.
4. Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов.
Объем заключения 2-3 страницы.
 
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать  безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.
 Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
Каждая глава начинается с новой страницы.
Если подготовленный реферат должен быть принят преподавателем в форме защиты, то студент ориентируется на следующие критерии оценивания результата исследовательской работ.
Критерии оценки проверочной работы в виде защиты реферата
Таблица 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Критерии оценивания  реферата
Баллы

К1.
 Умение сформулировать цель и задачи работы
5


Цели и задач исследования сформулированы неточно, неясно
2


Цель и задачи работы не сформулированы
0

К2.
Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования)
5


Обзор научной литературы представлен неполно, допущены ошибки в цитировании
3


Отсутствие работы с научной литературой
0

К3.
Полнота и логичность раскрытия темы
5


Тема раскрыта неполно, частично нарушена логика изложения
2


Тема не раскрыта, отсутствует логика изложения
0

К4.
Степень самостоятельности мышления
5


Работа частично самостоятельна
3


Работа не отличается самостоятельностью мышления
0

К5.
Корректность выводов
3


Выводы сделаны без опоры на содержание реферата
2


Выводы сделаны не корректно
0

К6.
Реальная новизна работы
2


Работа частично обращена
1


Работа не отличается новизной исследования
0

К7.
Трудоемкость работы
2


Работа по содержанию и структуре имеет нарушения
1


Работа по объему не соответствует требованиям
0

К8.
Культура оформления текста
(соответствие требованиям оформления, стилистика изложения, грамотность)
5


Текст реферата оформлен с нарушениями, имеются негрубые грамматические ошибки
2


Текст не соответствует требованиям оформления, допущены грамматические ошибки
0

К9.
Эрудированность автора в рассматриваемой области
(владеет материалом, терминологией; знаком с современным состоянием проблемы)
5


Слабо владеет материалом, не ориентируется в современном состоянии вопроса.
2


Автор не владеет материалом , терминологией, не знаком с современным состоянием проблемы
0

К10.
Качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии).
3


Аргументы слабые, ответы неполные, неумение реагировать позитивно на критику
1


Отсутствие аргументации, готовности к дискуссии
0

Максимальное количество баллов за защиту реферата (К1 – К10)
40

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе
Таблица 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отметка
Необходимое количество баллов

«3 («удовлетворительно»)
23 - 28

«4» («хорошо»)
29 – 34

«5» («отлично»)
35 - 40




Краткая инструкция для студентов по защите реферата
1. Реферативная  работа предоставляется на проверку за 2 недели до защиты. В работе должны быть соблюдены все структурные части реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная честь, заключение, список использованной литературы.
2. Перед началом защиты реферата студент сообщает преподавателю о цели и задачах выполненной работы, проблемой исследования.
3. В процессе защиты студент должен показать умение работать с научной литературой, излагать  полно и логично тему исследования;  степень самостоятельности мышления, корректность выводов, эрудированность в рассматриваемой области (владеет материалом, терминологией; знаком с современным состоянием проблемы), готовность к дискуссии.
4. Выступление оценивается по ранее объявленным критериям (К1 – К10).  Баллы, полученные за все соблюденные критерии,  суммируются. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе показывает, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить отметку «3», «4», «5». Постарайтесь набрать  как можно больше баллов!
 III. Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой.
1. Конспект и правила его составления
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.
Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры.
Конспектирование может осуществляться тремя способами:
- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
- передача основных мыслей текста «своими словами»;
- смешанный вариант.
Все варианты предполагают использование сокращений.
При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:
- проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные части  по смыслу;
- выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
- записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
2. Виды конспекта
Разделяют четыре вида конспектов:
- текстуальный
- плановый
- свободный
- тематический.
Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.
Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. 
Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.
Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 
3. Как составлять конспект:
определите цель составления конспекта.
записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения, например: "Автор считает...", "раскрывает...".
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
4. Оформление конспекта:
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т. д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
5. Основные ошибки при составлении конспекта:
Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
Конспект не связан с планом.
Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.
При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.
Цитата должна совпадать с текстом произведения. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения, то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.
Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.
Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны: - "Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру. - Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь". В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную речь, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.
Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.
После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например:  Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать"
Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).
Стихотворный текст можно цитировать двумя способами:   1.  Соблюдая графический облик строфы, например:  "Чудная картина" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:
Чудная картина,  Как ты мне родна:  Белая равнина,  Полная луна
      В этом случае текст надо писать без кавычек. 2.  Одну-две строки можно цитировать "в строчку", например: "Чудная картина" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: "Чудная картина, // Как ты мне родна" В этом случае необходимы кавычки.
Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например:  А. Фет пишет:
Чудная картина,  Как ты мне родна:  Белая равнина, Полная луна
Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например: В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж:
Чудная картина,  Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна(А. Фет)
Мчатся тучи,  вьются тучи;
Невидимкою луна  Освещает снег летучий;  Мутно небо, ночь мутна (Пушкин А.С.)
Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например:
Под голубыми небесами  Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит
("Зимнее утро")
Мчатся тучи,  Вьются тучи;  Невидимкою луна  Освещает снег летучий;  Мутно небо, ночь мутна
("Бесы")       Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.
 3. Требования к оформлению и содержанию письменной работы
Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям.
       На титульном листе необходимо указать следующие данные:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОТРАДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
 
Название реферата (доклада)
 
 
Выполнил:
ФИО студента,  курс, группа
 
Руководитель:
ФИО преподавателя
 
г. Отрадный, 2014г.
 

       
 Список  использованной литературы оформляется следующим образом:           
-    порядковый номер в списке;
-    фамилия и инициалы автора;
-    название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);
-    место и год выпуска.
 Например:
 Драчева Е.Л. Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2009.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: МТУ, 1995.
          При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.
Например:
-  Виноградов П. Г. Очерки по теории права. М.: Тов-во А. А. Леверсон, 1915. С. 36.
Оформление работы
         Письменная работа выполняется на листах А 4, на одной стороне листа. Кегль – Times New Roman , размер шрифта – 14, межстрочный интервал - 1,5. Рекомендуемый объем:
Доклад -   3-5 листов формата А 4;
Реферат – 10-15 листов формата А 4.
         При написании письменной работы  необходимо соблюдать следующие поля:               - сверху 2 см               - снизу   2 см               - слева   3 см               - справа 1,5 см
  Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.
       Все страницы работы  нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис.  и  её номера.
Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
Цифровой материал  оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста.  Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица».  Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных букв. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм, например:
 
Характеристика процесса
 Таблица 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наименование
процесса
Виды деятельности
Количество
Единица измерения
Примечание

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
Безусловно, при написании доклада недопустимо ограничиваться одними только учебниками или пособиями. Следует изучить многие источники, что позволит вам полнее представить рассматриваемую проблему. 
 
 IV. Изложение
Изложение является одной из основных форм проверки речевого развития. Эта комплексная работа, с помощью которой проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрывать тему высказывания, передавать основную мысль, излагать материал последовательно и связно, находить для него соответствующую композиционную и языковую форму;
языковые навыки, или соблюдение в речи норм литературного языка;
навыки правописания – орфографические и пунктуационные
В качестве проверочного материала предлагается текст художественного  стиля речи («Князь Андрей на поле Аустерлица»).  Студенты должны уяснить содержание и смысл исходного текста,  передать его логически стройно и последовательно, создать на его основе новый текст. Данная работа оценивается двумя отметками: первой отметкой оцениваются коммуникативные умения, второй – все навыки (языковые, орфографические, пунктуационные).
Первая отметка – это оценка содержания  и его речевого оформления. При оценке содержания работы учитываются следующие критерии:
соответствие высказывания теме, наличие в нем определенной коммуникативной установки, замысла, основной мысли;
соответствие стиля и типологической структуры текста теме и основной мысли;
композиционная стройность, логичность и последовательность высказывания;
правильность фактического материала;
 разнообразие использованных средств языка.
Вторая отметка оценивает грамотность пишущего – соблюдение в письменной речи норм русского литературного языка, норм орфографии и пунктуации.
V. Сочинение
Сочинение – это умение сказать о прочитанном произведении, сказать осмысленно заинтересованно и интересно.
Умение сказать о прочитанном – значит отозваться на прочитанное, высказать свое впечатление от прочитанного, отношение к прочитанному, свои размышления по поводу прочитанного.
1. Написанное вами сочинение должно показать уровень вашей эрудиции, умение отстаивать свою точку зрения.
2. Выбирайте тему сочинения того произведения, которое вы помните больше всего.
3. Не используйте большое количество цитат, всего должно быть в меру. Не забывайте о наличии собственных мыслей в сочинении.
4. Объем сочинения оговорен заранее. Если вы раскрыли тему, а заданного объема не достигли, лучше закончить. А вот если объем выполнен, а тема не раскрыта, то лучше писать до тех пор, пока это не произойдет.
5. В сочинении на свободную тему должны быть раскрыты навыки приемов литературного письма
Композиция сочинения
Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения.Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки
Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.
Задача вступления – это ввести в тему, дать предварительное, общие сведение о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратить  внимание на самое главное.
Как начать сочинение?
Наибольшую трудность обычно вызывает построение вступительной части сочинения.  Достаточно 2 - 3 вступительных, вводных предложений. Любое сочинение можно образно сравнить с путешествием в мир произведения: сборы в дорогу и составление маршрута это вступление, само путешествие и приобретение сувениров (фактов того, что вы действительно побывали в этих местах, т. е. цитат) это основная часть, возвращение домой и подведение итогов путешествия это заключение.
Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении.
Вступление может вводить в тему и анализ произведения.
Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть там факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют большое значение для последующего анализа текста.
Заканчивается сочинение заключение. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Преподаватель не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.
В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть кратким, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.
Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа  литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.
Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.
Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны.
Главное, при написании любого сочинения студент должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанные с анализом  литературного произведения.
В связи с обновлением содержания литературного образования изменились и подходы к сочинению.
«Первоэлемент»  творческой работы  – его форма.
Если традиционно сочинение писалось в одном жанре литературно- критической статьи, то сегодня оно по своей форме может соответствовать различным жанрам речи (художественной, публицистической, научной), одному из жанров.
Сочинение считается творческой работой, ибо студент создает свой текст. Однако написать любой текст вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя существуют мнения, что сочинение – самостоятельный жанр.
Эпиграф – желательный, но не обязательный элемент творческой письменной работы. Расположение эпиграфа общепринято: с правой стороны перед работой, в кавычки не берется, в конце ставится разделительный знак; обязательна ссылка на автора (без скобок и точки после фамилии).
Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого- либо, которые приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитаты должны занимать незначительную часть объема сочинения (достаточно трех – четырех).
Жанры выпускных сочинений
- сочинение-рассуждение литературоведческого характера,
- сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему,
-сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую или иную проблемную тему.
Жанровая типология сочинений впоследствии может быть изменена или дополнена.
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли.
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия).
Рассуждение очень важный тип речи: надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента,  с которым вы не согласны.
Структура сочинения - рассуждения такова:
тезис – положение, которое надо доказать;
аргументы – примеры- доказательства из текста, предложенного для анализа;
вывод – общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным).
Необходимо помнить, что в сочинении-рассуждении:
от тезиса к аргументам можно поставить вопрос  почему?
аргументы доказывают тезис и отвечают: потому что.
Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным.
Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, тем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.
Рекомендации по написанию сочинения – рассуждения
Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: все комментарии и аргументы должны соответствовать только этой проблеме;
Соблюдайте за абзацное  членение текста;
Не пишите  длинные предложения;
Заменяйте слова, значения которых не знаете;
Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более двух – трех раз);
Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, публицист, известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик;
Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным.
 
Критерии оценки сочинения
Сочинение - письменная форма проведения практической работы по русскому языку и литературе.  Поэтому студент  должен показать не только хорошее знание литературного материала и наличие историко-литературных, теоретико-литературных и биографических знаний, но и уровень орфографической и пунктуационной грамотности, умение стилистически грамотно излагать свои мысли. За  сочинение выставляется двойная оценка - за полноту раскрытия темы и за грамотность.
       Оценка «5» ставится за сочинение, полностью соответствующее теме, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения так же, как и других материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.). Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Оно должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей и написано в соответствии с нормами литературного языка. В сочинении, оцененном на "5", допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки.
       Оценка «4» ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме. В сочинении, оцененном на "4", допускаются 1 - 2 фактических неточности, не более 2 речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических ошибок.               
Оценка «3» ставится за сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы. В сочинение допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушена последовательность и логичность изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря. В сочинении, оцененном на "3", допускаются не более 4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок. При выставлении оценки учитываются и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении.
       Оценка «2» ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание литературного текста и критического материала, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. Сочинение оценивается на "2", если в нем наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка. Сочинение оценивается на "2" и в том случае, если тема раскрыта, но имеется много орфографических и пунктуационных ошибок (более 8 - 9 в общем количестве).
        Наличие исправлений, сделанных в сочинении, на оценку не влияет.
        Оценка сочинения иногда аргументируется в рецензии преподавателя, где отличаются сильные и слабые стороны проделанной студентом работы.
               Наиболее типичными ошибками в письменной работе по русскому языку являются:
непонимание или недопонимание темы сочинения (отклонение от темы, расширение или сужение ее);
нарушение логики в изложении идеи сочинения или в подаче материала;
замена анализа (суждений) пересказом художественного текста или критической статьи;
неверная оценка смысла (идеи) художественного произведения или позиции автора;
отсутствие или недостаточность цитатной аргументации, искажение цитатного материала;
нарушение композиционной структуры сочинения, отсутствие соразмерности его отдельных частей (введения, основной части, заключения);
отсутствие вывода и обобщения;
допущены фактические ошибки (неверные даты, имена персонажей, писателей, критиков, названия, искажение сюжета);
орфографические, стилистические (речевые), пунктуационные ошибки.
Рецензия
Это разновидность сочинения, восходящая к одному из жанров критики. Это отклик на художественное произведение.
Целью рецензии являются критический разбор и оценка художественного произведения, с указанием на его достоинства и недостатки. В отличие от отзыва в рецензии мнение о художественном произведении и его оценка высказываются на основе детального анализа произведения, характеризуются его проблематика, литературные качества, место в творчестве данного автора, в современной литературе и т.п.  
Рецензия состоит из трех композиционных частей: вступление, основная часть и заключение.
Во вступлении автор рецензии представляет произведение читателю и дает его общую характеристику – краткую библиографическую справку. В основной части помещаются собственные впечатления от прочитанного, критический разбор произведения в единстве формы и содержания: смысл названия, особенности композиции, сюжета, художественной речи и авторской концепции. Заключение содержит критическую оценку произведения (с указанием достоинств и недочетов), пожелания автору или читателям.  
4. Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации
 
4.1 Работа с книгой
         Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения.
Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в колледже, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой.
Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, Вы должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “Экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “Книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой и интернетом, чтобы быстро найти нужную информацию.
       Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, профессией либо специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.
      Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник, а в нем нужные материалы); из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.
      В чем заключается самостоятельная работа студента при работе над источником информации? Разумеется, работать самостоятельно - значит читать рекомендованную литературу и источники, делать записи прочитанного с целью подготовиться к ответам на вопросы семинара, углубить свой знания по дисциплине, подготовить реферат, доклад  по той или иной теме курса.
Для поиска специальной научной литературы следует использовать:
предметные и систематические каталоги библиотек;
указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере журнала за истекший год.
 Чтение текста
 Общепринятые правила чтения:
 4.2. Работа с Интернет- ресурсами
Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой.  Несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности.
В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:
- представляет ли она факты или является мнением?
- если информация является мнением,  что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
-подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет - журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
Оформление Интернет - информации:
 Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.
Например:
1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В. В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры.
Иногда преподаватели просят указывать подобные источники отдельным списком, после «традиционных» источников.
 Например, под заглавием «Ресурсы Интернет».
Разумеется, сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет - источники. Это вторичная информация, уже переработанная кем-то до вас. Достоверность и актуальность ее под сомнением.
6. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если:
обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
неполно, но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
неполно, но правильно изложено задание;
при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:
неполно изложено задание;
при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.






Список  литературы
1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2010.
2. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2011.
3. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. М., 2011.
4. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2012.
5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013.
6. Маранцман В.Г. и др. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2011.
7. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.
8. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учебное пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2009.
9. Михайлов, Валерий Федорович. Лермонтов: Один меж небом и землёй / В. Ф. Михайлов. – М. : Молодая гвардия, 2012. ЖЗЛ.
10. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) / Сухих, И. Н. Русская литература для всех. От “Слова о полку Игореве” до Лермонтова / И. Н. Сухих; худ. В. Ноздрин. – СПб. , 2013.
11. Юрьева, О. Ю. Русская литература XIX века: В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов : учебное пособие : в 4-х ч. Ч. 1 / О. Ю. Юрьева ; науч. ред. И. Г. Сацюк. – Иркутск: ИГПУ, 2008.
12. Версаев В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. //М.: московский рабочий, 2011.  13. Колосова И. В.. Болдинская осень. //М.: Молодая гвардия, 2010.  14. Новиков И. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. 5-е издание. М., 2010. 15.  Анненский И. О формах фантастического у Гоголя, - М.: Наука, 1999.
16. Бурков И.А. Николай Гоголь, - М.: Просвещение, 2011.
17. Виноградов В. В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. «Материалы и исследования по истории русского литературного языка», М.: Просвещение, 2009, т. III.
18. Лочин Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 2005.










Интернет-ресурсы
1. http://www.gramota.ru
 
2. http://www.slovari.ru
 
3. http://www.sokr.ru
 
4. http://www.megakm.ru/ojigov
 
5. http://www.redactor.ru
 
6. http://www.ruscenter.ru
 
7. http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html
 
8. http://www.hi-edu.ru
 
9. http://cultrechi.narod.ru
 
10. http://www.ru/rhetoric
11. http://www.nikolaygogol.org.ru/









13PAGE 15


13PAGE 14315




15