Урок Житие Сергия Радонежского
Житие преподобного Сергия Радонежского
Основы православной культуры
Матвеева Вера Владимировна, учитель начальных классов
Тема. "Житие преподобного Сергия Радонежского".
Цели. Рассказать детям о Святой Руси, о святом Сергии Радонежском. Обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом. Воспитывать у детей любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование. Икона Сергия Радонежского; магнитофон, аудиокассета с колокольным звоном; рисунок храма, слайд-программа «Житие преподобного Сергия, выставка книг, макет Храма.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Учитель: Да, Россия, или Русь, как ее называли раньше. Чем же славится наша страна?
Дети: Своими необъятными, широкими полями, лесами.
Жура-жура-журавель!Облетал он сто земель.Облетал, обходил,Крылья, ноги натрудил.Мы спросили журавля:– Где же лучшая земля?Отвечал он, пролетая:– Лучше нет родного края!
Учитель: А еще наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много их было на Руси. И сейчас стали строить церкви. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. В тяжелые времена нашествия врагов именно церковь сплачивала россиян на борьбу с ними. Храмы строители возводили один от другого на расстоянии звона: где затухает звон колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнилась божественным голосом и освящалась им.И льется над землей колокольный звон. Люди называют колокола "гласом Божьим", так как они зовут в церковь, на службу. Вот уже скоро будет 1600 лет, как христиане слышат колокола. Русские мастера издавна научились отливать самые звонкие и самые крупные колокола.
Учитель включает грамзапись с колокольным звоном.
– Величайшая слава и гордость России – ее люди.
– Перед вами икона великого русского святого Сергия Радонежского, жившего более 600 лет назад. В знак любви и уважения я зажгу перед иконой свечу.
1 СЛАЙД
Родился Преподобный Сергий в 1314 году в семье боярина Кирилла и жены его Марии в городе Ростове.
Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым, а вы мне поможете. В детстве Сергия Радонежского звали Варфоломеем, что означает «сын радости», а мама ласково называла его Варфушей. Его родители часто ходили в церковь и всегда помогали бедным людям. Таким же добрым и отзывчивым рос и Варфуша. Представьте себе карапуза с белесыми бровками и ярко-синими глазами. Вот на полу он нашел жука, зажал его в кулачок и несет во двор, чтобы выпустить. Жук больно вцепился челюстями в ладошку, но мальчик терпит, лишь приговаривает: "Не кусяй, не кусяй".
А вот он стоит в белой рубашонке на крыльце. К нему склоняется белая конская морда, и теплые мягкие губы берут с ладони хлеб – кусок за куском. Как все дети на свете, Варфуша любил сказки. Няня рассказывала сказку так, что ему казалось, что он уже не здесь, на печке, а в лесу, едет на Сером Волке. Он представляет, как выводит волшебного коня, как ловит Жар-птицу. Он бы, конечно, послушался волка, не трогал клетку, и не зазвенели бы струны, и не пришлось бы обманывать грозного царя. А мама читала ему книги о жизни святых и Иисуса Христа. Варфуша с нежностью заботился о младшем братике Пете, водил его за ручку.
Время, когда жил Варфоломей, было очень страшным. На Русь постоянно нападали иноземные племена. Они грабили и жгли города и села, убивали русичей и оставшихся в живых забирали в плен. Однажды отец Варфоломея нашел в снегу обмороженных русских людей, которые бежали от захватчиков. Среди них была и пятилетняя девочка Уля. Варфоломей всю ночь ухаживал за ней, поил горячим молоком. Он очень устал, ему хотелось спать, но он не уходил. А девочка все повторяла: "Нас в сарай посадили, а мама говорит "Беги!", я все бегу, бегу. Где в стогу заночую, где в поле". Варфуша успокаивал ее, а когда она все-таки умерла, читал молитвы.Варфоломей рос очень трудолюбивым. Он ухаживал за лошадьми, работал в огороде. Но больше всего он любил молиться.
2 СЛАЙД
Дети: Рос Варфоломей мальчиком кротким и послушным, но когда он пошел в школу, учеба ему давалась с трудом. Он никак не мог научиться хорошо читать. Однажды случилось с ним такое чудо. Послал отец Варфоломея в поле искать жеребят. И там под дубом встретил он таинственного старца-монаха. Поделился мальчик с ним своим горем. Старец помолился и дал ему просфору. После этого случая Варфоломей стал хорошо учиться.
Дети: Просфора, просвира – маленький круглый белый хлебец, употребляется в православном богослужении.
Учитель: Вам понравился мальчик? Чем? Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик? Можем ли мы назвать его трудолюбивым?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Да, ребята, Варфоломей добрый, трудолюбивый мальчик. Хотя он жил много лет назад, мне кажется, что он очень похож на вас. Как и вы, он любит все живое на земле, умеет трудиться, любит сказки, как и вы, он очень хотел учиться. До сих пор к преподобному Сергию в молитве обращаются за помощью дети, которым трудно дается ученье. И он как скорый помощник дает утешение всем нуждающимся.
Продолжу рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым.Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар.Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними.
3 СЛАЙД
Дети: После смерти своих родителей юный Варфоломей отдал все свое отцовское наследство младшему брату и вместе со своим старшим братом Стефаном отправился искать место для молитвы в дали от людей. На холме, среди дремучего леса, они срубили себе келию, а рядом с ней небольшую деревянную церковь в честь Святой троицы. Жизнь в лесу была трудной, и Стефан ушел, а Варфоломей остался.
Дети: Келья – жилище монаха.
Учитель: Три года он прожил в лесу совершенно один, и тогда его постригли в монахи с именем Сергий.
4 СЛАЙД
Дети: В дремучем лесу он мужественно переносил голод, холод и всевозможные опасности и страхи. Мимо кельи целыми стаями пробегали волки, а однажды большой бурый медведь забрел к нему в поисках пищи и Сергий поделился с ним своим хлебом. С этого дня медведь стал часто приходить к святому, когда у Сергия оставался последний кусок хлеба, он всегда отдавал его медведю. И медведь с покорностью служил ему.
Дети: Медведь Н. Спирина Ему с тобою было хорошо. Тянулся он звериною душою К тому, что именуют добротою,
· К тому, что Светом Духа мы зовем. Он слов не знал, но сердце зверя знало, Кто друг ему и кто его поймет, Краюшку хлеба принесет, И в облике мохнатом узрит брата.
5 СЛАЙД
Учитель: Как ни старался Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась. Многие люди приходили к преподобному Сергию за советом, а некоторые просили разрешения остаться с ним. Сергию нравилась быть одному, но он соглашался и помогал строить здесь себе кельи своим ученикам. Так создавался новый монастырь – Троице-Сергиева Лавра.
Дети: Лавра – название некоторых крупных мужских монастырей.
Дети: Нелегкой была жизнь в монастыре. Преподобный Сергий все терпел, молился за всех и брал на себя большую часть монастырских трудов: пек хлеб, носил для всех воду, рубил дрова, шил одежду и обувь.
6 СЛАЙД
Учитель: За смирение, молитву, любовь к своим ученикам и неустанные труды господь наделил Сергия даром совершать чудеса.
Дети: Однажды ученики, жившие с ним стали жаловаться, что источник воды очень далеко. Преподобный Сергий выслушал их, спустился в овраг и стал просить Господа о помощи. Вдруг из недр земли забил родник.
Дети: Однажды Сергий в чудном сиянии увидел множество дивных птиц. И услышал голос, что потом умножится и стая его учеников и Лавра станет здесь святая.
Учитель: К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением. Набеги татаро-монголов на Русь продолжались. Горели города, села, гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.
7 СЛАЙД
Дети: Преподобный Сергий часто мирил враждующих князей друг с другом. Когда татарский хан Мамай хотел захватить Русь, Сергий благословил войско и князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, а во время битвы молился в храме со своими учениками и видел своими очами победу и все что происходило на Куликовском поле.
Учитель читает стихи Николая Старшинова о Куликовской битве:
Черной тучей конница МамаяЗатянула весь простор степной.Но, ее удары принимая,Выстроились русичи стеной.Вот порубят, как снопы соломы,А потом – бесчинствуй и топчи...Но крепки у русичей шеломы,Но остры у русичей мечи!Кони, обезумев, рвут поводья –И своих растопчут, и врагов.И от крови, словно в половодье,Скоро выйдет Дон из берегов."Други! Мы живем под небом Божьим,А в бою сражаться нам самим.Братья! Лучше головы положим,Но своей земли не посрамим.Лучше пасть, достойно смерть приемля,Чем позором жизнь свою сберечь.Чтобы защитить родную землю,Мы готовы в эту землю лечь!"
Дети: Шелом (шлем) – старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов.
Учитель: Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь. А в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защитить Русскую землю.
– И русичи одержали победу! Добро победило зло. Русские воины во главе с Дмитрием Донским совершили ратный подвиг, то есть военный. А Сергий Радонежский совершил подвиг духовный – он помирил князей, помог русскому народу поверить в свои силы.
- За что боролись русские люди? Что они хотели? Как Сергий помог победить татар?
Ответы детей.
Учитель: Да, истинная слава принадлежит лишь тем, кто отдал себя на служение истине, добру, благу всех людей.
8 СЛАЙД
– Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел на поросшую лесом гору Маковицу никому не известным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре прославленным русским праведником. Его сейчас знает каждый.
Учитель читает стихотворение:
Прошли века, и там, где преждеБыла лесов дремучих ширь,Стал в белокаменной одеждеОплотом веры монастырь.Кресты и главы золотыеВенчают иноков приют,Где мощи Сергия святыеНетленно в раке почиют.Он отвращал молитвой бедыИ в грозный час у Бога силДар силы, славы и победыСтране любимой испросил.Толпы несчетные народаК святыням дивным на поклонСюда приходят год от годаСо всех концов, со всех сторон.И в дивных храмах многократноПод сенью дивных алтарейВнимает небо благодатноСвятым молениям людей.И на мгновенье не смолкаютЗдесь песнопений голоса,И каждый миг проистекаютНебесной силы чудеса.И верят все, что здесь пред БогомПредстатель чудный есть за нас,И благодать его во многомВсе видят каждый день и час.Его святую память нынеПочтим молитвой от души,Придя туда, где он в пустынеМолился Господу в тиши.С молитвой нашею сердечнойПредстанет он пред Богом сам,И Царь миров, Творец Предвечный,Дарует мир и благо нам.
Дети: Инок – монашеский чин.
Дети: Рака – гроб, где лежит тело святого.
Через 30 лет после кончины Преподобного Сергия, во время постройки каменного Троицкого собора, был обретен гроб, а в нем нетленные мощи Преподобного. Маленький монастырь в лесной чаще превратился в белокаменный монастырь – Троице-Сергиеву Лавру
Народ со всех концов земли стекается к мощам преподобного просить его о помощи в своих бедах. И не прекращаются чудеса: исцеляются больные, улаживаются семейные несчастья, подается помощь в духовной жизни. Преподобный Сергий считается заступником земли русской и покровителем русского образования.
Что, ребята, вы узнали о Сергии Радонежском? Почему Русь называется Святой?
Ответы детей.
Сегодняшнее занятие подошло к концу. Я думаю, ребята, что вы так же будете любить Родину, как любил ее Сергий Радонежский.
- Творческая работа детей: рисование на тему «Житие преподобного Сергия» под сборник «Русская Голгофа» в исполнении Жанны Бичевской.
Словарь
Лавра – название некоторых крупных мужских монастырей.
Просфора, просвира – маленький круглый белый хлебец, употребляется в православном богослужении.
Шелом (шлем) – старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов.
Рака – гроб, где лежит тело святого.
Инок – монашеский чин.
Келья – жилище монаха.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515