Конспект урока литературного чтения по теме: Житие Сергия Радонежского
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского».
Цели:
- дать обучающимся представление о житие; продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа, расширять кругозор обучающихся; акцентировать внимание на добро, на силу воли, на духовную чистоту преподобного Сергия Радонежского;
- воспитывать у детей любовь к родной земле, к её истории, чувство гордости за свою Отчизну, прививать духовно-нравственные качества;
- развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
Предметные: использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); научить детей осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, побудить детей участвовать в его обсуждении;
Метапредметные: - продолжать учить формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;
- помогать овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- продолжать учить правильно формировать мысль при ответе на вопросы учебника на основе художественного произведения.
Личностные: формировать чувство гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Оборудование: карточка с заданиями, карточка с текстом речевой разминки, аудиозапись колокольного звона, ноутбук (картинки).
Ход занятия:
1. – Здравствуй Саша. Сегодня урок снова буду вести я.
- Начнём с проверки домашнего задания. (Пересказ по плану)
- Выбери из списка слов те слова, которые характеризуют Илью Муромца. (карточки)
- Прочитай стихотворение.
Он долго был безвестен люду.
Но наступили времена,
И имя Сергия повсюду
Узнала Русская земля.
И в тишине лесной пустыни,
Где начал дивный подвиг он,
Искать небесной благостыни
Пришёл народ со вех сторон.
Он пришлецов встречал со страхом,
Хотел опять уйти в леса.
Но быть наставником монахов
Ему судили небеса».
- Теперь прочитай его «жужжащим» способом.
(Звучит запись колокольного звона)
- скажи мне, что ты сейчас услышал? (колокольный звон)
- где его можно услышать?2. - Сегодня мы продолжим с тобой путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.
- Какие еще жанры древнерусской литературы ты знаешь? (Летопись, былина)
- Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.
- Житие – это повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.
В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.
4. – Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок из «Жития Сергия Радонежского»
- Знаешь ли ты что-нибудь об этом человеке?
- Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давай перенесёмся на 700 лет назад.
(Картинка «Сергий Радонежский») – Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотри, перед нами портрет человека, который жил в том далеком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?
- Что ты видишь необычного? (Одежда, которую сейчас не носят.)
- Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.
Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.
- Итак, перед нами Святой Сергий Радонежский
На Руси писали иконы (Картинка «Икона»), на которых изображали святых людей. С тех далеких времен сохранились иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского.
- О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. (Картинка «Книга») Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал книгу монах Епифаний Премудрый. (Картинка «Епифаний Премудрый») Почему Премудрый? В том далеком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.
(Картинка «Рождение СР») - Родился преподобный Сергий в 1314 году в городе Ростов.
5. – Теперь открой учебник на странице 22.
Чтение текста на стр. 22-23 (до слов У раба Божьего)
- Как звали преподобного Сергия в детстве?
- Как звали его родителей?
5. - Слушай дальше и следи по тексту. (Продолжение, стр. 23-24, до слов Однажды..)
(Иллюстрация на стр. 23) – Однажды отец отправил его искать лошадь. Там мальчик встретил святого старца. Старец посмотрел на отрока (Варфоломея) и понял, что мальчик будет избранным сосудом Святого Духа. Варфоломей рассказал ему о своей беде с грамотой. Старец помолился и подал мальчику кусок святой просфоры (богослужебный хлеб) и сказал съесть его. С этим хлебом и пришел Варфоломею дар чтения, случилось чудо: отрок, получив благословение от старца, стал хорошо знать грамоту. Сыновья Кирилла Стефан и Пётр женились, а Варфоломей стремился к иноческой жизни (образ жизни отшельников) и просил благословения родителей.
(Дальше пересказ со стр. 27 со слов Но родители)
6. Вопросы 1, 2 учебника
- Тебе понравился сегодняшний урок? Было интересно, правда?
- Что для тебя было трудным на уроке? Что тебе показалось легким?
- Как ты оценишь свою работу на уроке?
Домашнее задание: стр. 22-24 до слов Однажды читать.
Выставление оценок.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15