Конспект урока по литературному чтению по теме Житие Сергия Радонежского, 4 класс.
Тема : Жития. «Житие Сергия Радонежского»
Цели: дать обучающимся представление о житие; продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа, расширять кругозор обучающихся; акцентировать внимание на добро, на силу воли, на духовную чистоту преподобного Сергия Радонежского;
воспитывать у детей любовь к родной земле, к её истории, чувство гордости за свою Отчизну, прививать духовно- нравственные качества.;
развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.
Оборудование:
Презентация
Ноутбук
Карточки с заданиями для групповой работы
«Символы» для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее,Начнём скорей урок.
2. Речевая разминка. Слайд.
- Прочитайте слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный. глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, бескорыстный, способный к состраданию.
3.Проверка домашнего задания.
1) Выберите из списка слов те слова, которые характеризуют Илью Муромца.
Работа в группах. Слайд.
Задание: восстановите последовательность событий.
2.Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, -
туда и свалилась королевична.
4.Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов.
1.Въехал Илья на широкий двор, выбежали ему навстречу двенадцать девушек, среди них и королевична – красавица.
5.Остальное серебро- золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
3. Повели они Илью в подземелья глубокие:сыскал Илья двери погреба.
1. Мотивация.
Введение в тему.
Он долго был безвестен люду.
Но наступили времена,
И имя Сергия повсюду
Узнала Русская земля.
И в тишине лесной пустыни,
Где начал дивный подвиг он,
Искать небесной благостыни
Пришёл народ со вех сторон.
Он пришлецов встречал со страхом,
Хотел опять уйти в леса.
Но быть наставником монахов
Ему судили небеса».
Работа по теме урока.
- Сегодня мы продолжим с вами путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.
– Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.
Слайд. Житие – повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.
В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.
д.– Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок из «Жития Сергия Радонежского».
– Что вы знаете об этом человеке?
Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.
Слайд. - Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?
- Что вы видите необычного?
Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.
Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.
-И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский
На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением пр. Сергия Радонежского.
Изучение нового материала
Слайд.– .О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Давайте полистаем страницы этой книги и узнаем, как жил этот святой человек.
Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый. Почему Премудрый?
В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.
Родился пр. Сергий в 1314 году в городе Ростов.
Работа с учебником.
Чтение текста на стр. 22 – 23( до слов У раба Божьего)
Ответить на вопросы:
-Как звали преподобного Сергия в детстве?
-Как звали его родителей?
Слайд. С течением времени, семья переселилась из Ростова в местечко называемое Радонеж.
Слайд. Кроме Варфоломея в семье были ещё 2 брата: старший Стефан и младший Пётр. Они тоже, как и вы, любили играть в разные игры, гулять, кататься на лошадях. Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, он пошёл в школу. Это был деревянный дом, в котором стояли большой стол и лавки. Дети писали гусиными перьями, обмакивая острый кончик пера в баночку с чернилами. Варфоломей был примерным и старательным мальчиком. Он любил и хотел учиться. Но никак не получалось у него читать. И Варфоломей очень из-за этого переживал.
Работа с учебником ( продолжение, стр. 23 -24, до слов Однажды.).
Слайд.- Однажды отец отправил его искать лошадь. Там мальчик встретил монаха и рассказал ему о своей беде. Монах предложил мальчику войти в дом, чтобы Варфоломей показал, что у него не получается. Но случилось чудо! Вопреки всему мальчик стал читать. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее.
Время шло. Варфоломею исполнилось 18 лет. Родители его умерли и были похоронены в храме, который находится в г. Хотькове.
Слайд. Он вместе со старшим братом решают стать монахами, пойти в лес, построить там монастырь и служить богу. Так и сделали. Облюбовали место на горе Маковец и построили там небольшой деревянный монастырь. Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства.
Ребята, а легко ли жить в лесу? Нет, конечно. Там страшно, голодно, холодно зимой, да ещё бродят дикие звери. Старший брат не выдержал такие трудности и ушёл в г. Москву. А Сергий остаётся один в лесу.
Слайд. Посмотрите, с кем подружился Сергий в лесу?
А можно ли медведя назвать тихим, добрым, мирным животным? Нет, конечно. Но обратите внимание, медведь, всё-таки, сдружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком.
Физкультминутка
Слайд. О Сергии Радонежском узнали другие люди. Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строить себе деревянные дома, церковь.
А какие инструменты люди использовали для строительства?
Все работали сообща, вместе. Сергий Радонежский трудился вместе со всеми.
Попробуйте определить, где он на картине? С нимбом над головой.
На территории монастыря не было питьевой воды, только недалеко протекала речка. Было даже такое, Сергий Радонежский, пока все спали, вставал рано утром, шёл на речку, чтобы потом каждому рабочему поставить у крыльца ведро воды. Это ещё раз говорит о
душевной доброте Сергия и заботе ближнего. Он всю жизнь был скромным, милосердным.
Что же ещё монахи делали вместе? (Мололи муку, пекли хлеб, шили одежду, гладили) Ребята, монахи делали всё для себя сами.
Монастырь сначала был деревянным, но по истечении времени монахи построили каменный храм.
Слайд. На территории монастыря строятся церкви. Это особые здания, у которых крыша – это купол с крестом. Внутри стены церкви украшали особыми рисунками, иконами. Сергий Радонежский почитал самую главную икону Святая Троица.
Слайд. То время для Руси было очень тяжёлым. Народ страдал от жестокости монголо-татарского войска. Великий московский князь Дмитрий Донской решил сразиться с монголо-татарами. Перед битвой он пришел в монастырь к Сергию Радонежскому за советом – стоит ли ему вступать в такую страшную и трудную битву? Сергий успокоил, благословил князя и предсказал победу русского войска. Что и свершилось. Много в этом сражении погибло русских воинов-богатырей. Но битва была выиграна, как и предсказал Сергий Радонежский.
Монастырь строился, жить приходили туда не только монахи, но и простые люди. Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад.
Слайд. В честь Сергия Радонежского и его любимой иконы Святой Троицы монастырь стали называть Троице-Сергиевым. В Троицком храме покоятся мощи пр. Сергия Радонежского.
Подведение итогов.
Чтение и объяснение смысла пословицы.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
(Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)
Подведение итогов урока.
- С чем мы познакомились на уроке?
- Что вас особенно удивило, поразило?
РЕФЛЕКСИЯ.
- Оцените свою работу на уроке.
1. Что было трудным?
2. Что легко удавалось выполнить?
3. На уроке чувствовал себя.
4. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке
5. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу...
Возьмите в руки символы. Что это? (сердце в руках)
Все в ваших руках! Вам самим решать какими вам быть. Ведь Бог дал вам свободу выбора. Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.
Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – закрасьте сердечко красным цветом.
Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – закрасьте сердечко зеленым.
А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – закрасьте сердечко синим цветом. (Как только дети закрасили сердечко, они прикрепляют его на доску на облачко).
Слайд.: Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, любовь, спокойствие, радость, счастье. А как здорово жить с такими чувствами!
Спасибо вам за это занятие!
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка, прочитанного на уроке (с. 22–29, часть 1-я). Найти в библиотеке дополнительные сведения о Сергии Радонежском.
15