ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ПРЕДМЕТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦИКЛА

Лебедева О.В., к.п.н., доцент
кафедры музыки КГУ им. Н.А. Некрасова,
учитель предметов духовно-нравственного
направления Лицея №17 г. Костромы

ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ПРЕДМЕТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦИКЛА
«Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, – писал великий Н. В. Гоголь, – нужно непременно по ней проездиться самому. Слухам не верьте никаким Велико незнание России посреди России. Все живем в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей! Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей до тех пор, пока не послужите им Потому и любимо дитя матерью, что она долго его носила в себе, все употребила на него и вся из-за него выстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш – Россия!» [1, с. 139, 145].
Согласитесь, как актуально звучат эти слова Гоголя в наши дни! Актуально звучат и другие слова поэта о том, что «при свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя». И «рассматривая себя», русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которых не знало европейское Просвещение. Таким сокровищем является и житие святого Сергия Радонежского.
Русский народ многогранен и велик, так же как и земля, на которой он проживает. И, безусловно, те свойства, которыми обладает русский характер, не повторяются в такой своеобразности ни у одного другого народа. Именно поэтому реформы, проводимые в России в прошлом и настоящем, терпят, в основном, крах, так как в них не учитывается главный фактор – менталитет русского народа, который обусловлен именно духовно-нравственным воспитанием, национальными традициями и культурой.
Итак, знание России должно стать основой нашего школьного дела. Родной язык, родная литература, искусство, отечественная история, этнография, фольклор – вот те духовно-нравственные основы, на которых только и возможно утвердить дело возрождения современной школы. Предметы гуманитарно-эстетического цикла (история, литература, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство) и предметы духовно-нравственного цикла (Истоки, Основы православной культуры) призваны дать эти духовные основы школьникам.
Что есть духовность? Это самый главный признак, который отличает Человека с большой буквы, так как только духовный человек, который, стремясь к Истине, способен бескорыстно, не ища земной выгоды для себя, творить Добро и Красоту. Важно, чтобы учащиеся обратили внимание в этом определении, к которому пришли в своих размышлениях вместе с учителем, на слово «бескорыстно». Можем ли мы в этой связи назвать духовным человеком того, кто делает добро, стремится к истине, но при этом с выгодой для себя?
Ф.М. Достоевский находит синтез и завершение всех добрых свойств русского народа в его христианском духе. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос», – размышляет Достоевский. Он доказывает эту мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце как идеального человеколюбца, поэтому он обладает истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, в сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ, по мнению Достоевского, не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг «священных» принципов. В романе «Бесы» (съемки фильма по которому, кстати, проходили этим летом у нас в Костроме) Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть «народ-богоносец». Его исторические идеалы – святые Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский.
Рассмотрим, как в содержании предметов духовно-нравственного цикла в общеобразовательной школе представлен образ преподобного Сергия Радонежского.
Широкой общественности хорошо знакома программа «Истоки», по которой обучаются учащиеся 52 регионов России и Костромского региона в частности. Слово «Истоки» вызывает массу ассоциаций, размышлений. Но прежде всего истоки – это начало. Разве человек не задумывается над вопросом, где его корни, его истоки? Какими были его далекие предки, каким был мир их увлечений?
Первое упоминание о преподобном Сергии  в учебнике 3 класса. В содержании этого учебника ценности внутреннего мира человека раскрываются через весьма емкую и в то же время доступную формулу: Вера, Надежда, Любовь и София. О ее сути красноречиво свидетельствует хотя бы тот мир категорий, в котором целый учебный год находятся третьеклассники – вера, верность, правда, честь, надежда, согласие и т. д. Образ прп. Сергия раскрывается в разделе «Честь», в параграфе «Поклон Преподобному». Третьеклассникам в доступной форме раскрываются такое понятие, как «преподобный» (подобный Богу, так как «пре»  это приставка, означающая «очень», «весьма»); смысл выражения «Ангел-хранитель земли Русской».
Учитель в раскрытии образа прп. Сергия Радонежского знакомит учащихся с его житием, демонстрируя богатый иллюстративный материал: это и клейма житийных икон, и картины русских художников прошлого и настоящего.
Например, икону 16 века «Житие Сергия Радонежского» (ГТГ) и картины М.В. Нестерова. При знакомстве с иконописью важно обратить внимание детей на то, что житийный жанр есть не только в литературе, но и в иконописи. Третьеклассники легко усваивают иконописную терминологию: «клейма иконы», «средник иконы» и др.
Известно, что Михаил Нестеров много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Именно эти святые места вдохновляли художника на картины, связанные с образом прп. Сергия. На уроке третьеклассникам демонстрируются картины «Труды прп. Сергия» и «Видение отроку Варфоломею».
Многие педагоги на своих уроках используют Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева, русского писателя, мемуариста и переводчика (1881  1972, Париж). Приведем небольшой фрагмент, сюжетно связанный с картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
«Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.
И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело  этою чертой отмечена вся его жизнь.
Теперь он  очень удрученный неудачами  нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял.
 Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей  через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
 Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей» [2, с.15].
Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что Варфоломей был боярского роду, но его воспитывали строго, заставляя трудиться: отец посылает не слугу отыскивать отбившихся от стада жеребят, а своего сына. У современных детей это вызывает недоумение и удивление, так как многих дома не приучают даже убирать за собой.
Рассматривая картины из триптиха М.В. Нестерова «Труды прп. Сергия», учащиеся самостоятельно приходят к выводу о том, что Сергий был не только трудолюбивым человеком, но и скромным: он не хотел, чтобы его братия выделяла и освобождала от тяжелого труда. Скромность, душевная чистота, бескорыстие  нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Современных школьников удивляет и другой поступок преподобного: он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой  грешный и худший из всех человек?» Согласитесь, как необычно звучат эти слова в настоящее время, когда, стремясь к так называемой успешности, большинство людей стремятся «сделать карьеру» любыми путями.
Д.С. Лихачев отмечал в «Житии...» «особую музыкальность». Важно обратить внимание школьников на эту музыкальность, основой которой являются длинные перечисления многочисленных добродетелей Сергия, многочисленные его подвиги или трудности, с которыми он борется в пустыне. Чтобы подчеркнуть перечисление, сделать его заметным для читающего и слушающего, Епифаний часто пользуется единоначатиями. И опять-таки эти единоначатия имеют не столько формально риторическое значение, сколько смысловое. Таким образом, учащиеся приходят к выводу: важно не само слово, а повторение мысли.
Большую помощь в раскрытии учащимся Жития Святого Сергия оказывают картины Сергея Николаевича Ефошкина – талантливого художника-живописца, ученика народного художника СССР Ильи Глазунова. Творчество художника С.Н. Ефошкина, яркого представителя современной историко-жанровой школы – доброе, теплое, светлое. Как-то раз посетительница одной из выставок этого художника воскликнула: «Такая красота, благодать здесь, что просто хочется молиться!». Может быть, эта оценка и есть самая большая награда для живописца, чьи картины не оставляют равнодушным никого, даже самого неподготовленного зрителя... Кстати Ефошкин, так же как и русский художник М.В. Нестеров, с картинами которого учитель знакомит учащихся в данной теме, расписывал храмы России. Сергей Ефошкин.
Очень нравится учащимся акварельная работа С.Н. Ефошкина «Преподобный Сергий. Весна". О чем повествует нам эта картина? Во время пустынножительства Сергий не остался один. Однажды перед хижиной оказался большой медведь, который был не столько свиреп, сколько голоден. Святой сжалился над зверем и вынес ему кусок хлеба. После этого животное стало часто приходить к дому Сергия. Иногда Сергий отдавал весь свой хлеб гостю, а сам оставался без пищи.
Учащиеся с интересом рассматривают картины художника С. Ефошкина «Преподобный Сергий. По воду», «Преподобный Сергий. Строительство обители», «Преподобный Сергий. Труды в пекарне».Это моменты жизни, когда Святой жил вместе с братией. Сергий, сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь художник приблизился к осуществлению своей мечты создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго. В Сергии нет не только ничего, показного, нарочитого. Он просто живет среди себе равных и себе подобных, ничем не выделяясь. Когда смотришь на эти картины, на память приходят слова Б. Зайцева: «Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь, был, по Епифанию, для всех «как купленый раб». И, наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок, «имел силу противу двух человек»» [2].
В учебнике 5 класса курса «Истоки» учащиеся знакомятся с чудесами России, среди которых и Рублевская «Троица» (первой четверти XV в.). Эта икона иконописца Андрея Рублева, подробности жизненного пути которого почти неизвестны, тесно связана с образом преподобного Сергия Радонежского.
Как и всякий средневековый мастер, Рублев не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Все же, тщательные исследования историков древнерусского искусства позволяют предполагать, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого он и написал свой шедевр. Вспомним, что и основатель монастыря, Сергий Радонежский, и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей, их борьбу с монголо-татарским игом. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Таким образом, в память о Сергии Радонежском – объединители Русской земли  написал свою икону Андрей Рублев: «взиранием на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего»
При анализе знаменитой иконы «Троица» Андрея Рублева можно обратить внимание не только на особенности эпохи того времени, на биографию иконописца, главную идею, средства художественной выразительности иконы, но и на то, что она побуждает православного человека к становлению в себе образа Божьего. На иконе символически изображено то, чего человек должен достичь в жизни. Ему нужен Разум (храм или дом за спиной левого ангела есть символ разумного мироустройства, олицетворяет Бога-Отца); нужны сила воли, Дух (позади правого ангела, символизирующего Святого Духа, мы видим гору как символ духовного восхождения); необходимы Человечность, Доброта (известно, что средний ангел – это Бог-Сын; его символы – чаша (жертвенность) и дерево (жизнь). Разум, сила духа и доброта (человечность) – вот важное триединство, вот идеал, к которому должен стремиться человек в своем становлении.
Таким образом, практика показывает, что при передаче художественного содержания произведения любого искусства (и иконописного в частности) следует выстраивать его как гармоничную систему художественно-эстетических и нравственных ценностей, а стратегической задачей всей работы считать воспитание соответствующего отношения к ним.
В курсе предмета «Истоки» богатый иллюстративный материал, а в содержании учебника 8 класса рассматриваются вопросы, связанные с истоками творчества и искусства, в частности.
Искусство – источник человеческой духовности. Помните пушкинские строчки: «Веленью Божию, о муза, будь послушна», «И Бога глас ко мне воззвал»? А строки Жуковского: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли»? А сколько свидетельств об озарениях, отказах от собственной воли в процессе творчества! «На меня нашло». «Пришло». «Я писал под диктовку». «Осенило». Владимир Соловьев определял гениальность как полную пассивность перед небесной волей. Свидетельств так много, что они дают основание утверждать, что творчество – это процесс таинственный, который не может осуществляться вне взаимодействия с миром неземным. Вдумайтесь в этимологию слова «вдохновение». Оно восходит к старославянскому глаголу «вдохнуть» и обозначает скорее не физиологический вдох, а акт божественного «одушевления» человека.
Творчество многолико и говорит на разных языках. Это не только язык разума (в учебнике «Истоки» 8 класса представлен творческий путь писателя и историка Н.М. Карамзина), язык образов (речь идет о таланте русских художников), язык звуков (о композиторах и исполнителях России), но и язык духа. На примере преподобных Сергия Радонежского и Нила Сорского восьмиклассникам раскрывается понятие «нестяжание», то есть отказ от собственности, излишеств. «В какое безумие впадаем, стремясь к преуспеванию в этом мире и приобретая вещи тленныя, и ради в них в споры и разговоры входим и творим тщету душе своей» [4, c. 16].
Знакомятся восьмиклассники и с Житием Сергия Радонежского, написанным крупным русским средневековым писателем Епифанием, прозванным Премудрым. Учащиеся узнают о том, что это самый достоверных источник, раскрывающий жизнь Святого. Писатель начал собирать о Сергии сведения в 1393 – 1394 годах. В течение 20 лет он написал некоторые разделы Сергиева Жития, но не в хронологическом порядке. Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 г.
Учащимся будет интересна и дополнительная информация о том, что житие пишут после смерти человека, после признания его церковью святым; первое русское житие Антония Печерского (одного из основателей Киево-Печерской лавры) до нас не дошло. В наше время канонизированы, то есть признаны святыми, Андрей Рублев, Амвросий Оптинский, Ксения Петербургская, написаны их жития.
Важно, чтобы учащиеся задумались над вопросом: зачем современному человеку знать о жизни Святого, который жил сотни лет тому назад? «Житие...»  это повесть о выборе человеческого пути. Значение слова «путь» многозначно. Два его значения противостоят друг другу: это путь географический и путь духовный.
Весной 2010 года, перед началом введения нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), во всех школах были проведены родительские собрания, на которых родителям были выданы книги издательства «Просвещение». В них раскрывались условия апробации нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и основное содержание всех модулей программы ОРКСЭ.
Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, которое он может осуществить только за пределами государственных и муниципальных школ, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер. Родители Лицея №17, в котором я преподаю предметы духовно-нравственного цикла, четвертый год большинством выбирают модуль «Основы православной культуры».
В данном курсе есть уроки, в которых можно вместе с детьми рассмотреть страницы из биографии преподобного Сергия Радонежского. Это уроки «Защита Отечества», «Икона», «Храм», «Зачем творить добро», «Отношение христианина к природе». Таким образом, в течение учебного года на уроках ОПК у младших подростков складывается целостный образ Святого Сергия: образ-защитника земли Русской, молитвенника, подвижника; человека милосердного, скромного, трудолюбивого.
Автор данной статьи много лет вела уроки предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. В конце 80-х годов стал не актуальным тот музыкальный материал в программе Д.Б. Кабалевского, который был связан с темой революционных событий 1917 года (в основном это были песни этого периода в истории нашего государства). Мы, учителя, стали заменять этот материал на православный. Так, вместо урока, посвященного Дню рождения В. И. Ленина, появился урок на тему «Благовещение», где учащиеся знакомились с музыкой С.В. Рахманинова «Богородице дево, радуйся» и иконописью. Появились в практике учителей музыки уроки, связанные с православным календарем: «Рождество» (разучивание и исполнение христославных песен, колядок), «Крещение Господне» (разучивание и исполнение русской народной песни «Ходит Илья») и др.
По-другому учителя музыки посмотрели и на ставший уже традиционным музыкальный материал. Например, в «Детском альбоме» П.И. Чайковского» педагоги вместе с детьми услышали интонации церковных песнопений («Утренняя молитва», «В церкви»). Кстати, в нотах выпуска 70-80 годов эти пьесы (первый и последний номера этого фортепианного цикла Чайковского) назывались «Утро» и «Хор». Примечательно, в этой связи, и другое произведение из школьной программы по музыке – французская народная «Пастушья песня». Много лет мы учителя музыки пели эту песню с детьми и не знали, что она связана с Рождеством Христовым, потому что в хрестоматии (80-е годы) она была представлена не полностью.
О Сергии Радонежском педагоги и учителя музыки, в частности, узнали в 1992 году, когда отмечалось в России 600-летие со дня преставлении преподобного Сергия. Песнопений, посвященных преподобному, учителя на уроках с детьми не пели, но косвенно этой темы касались. Звучали на уроках колокольные звоны Троице-Сергиевой Лавры, икона «Троица» А. Рублева анализировалась на уроках как яркий пример музыкальной живописи: говорилось о плавных переходах одного цвета в другой, о форме круга, в который можно вписать все образы Троицы и т.д.
Таким образом, учителя музыки еще в 80-е годы включили в учебную программу по музыке православный компонент. Сделали они это смело, уверенные в правильности своих шагов. Благо, никто не запрещал вносить поправки в материал программы. Заметим, что педагоги были подготовлены к этому, так как у автора программы  Д.Б. Кабалевского – была установка на творческое прочтение музыкального репертуара его программы.
Заканчивая свои размышления об изучении жития преподобного Сергия Радонежского в педагогическом опыте учителей музыки и предметов духовно-нравственного цикла, хотелось бы обратиться к мыслям Д. С. Лихачева  авторитетнейшего ученого России, который всегда воспринимал проблемы образования с глубокой болью.
«В религиозном духе воспитываются с детства, – писал Д. С. Лихачев. – Не сковывает ли это свободу людей в выборе религии, свободу вообще? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих <> Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести. Религия же – именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмысливать жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остается соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах» [3, с. 224–225].

Используемая литература
Гоголь Н. В. Нужно проездиться по России (Из писем к гр. А. П. Тму) // Гоголь Н. В. Духовная проза. – М. : Русская книга, 1992.
Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.
Лихачев Д.Б. Письма о добром. – Л.: Нотабене, 1994.
Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Изд. Дом «Истоки», 2006.