Статья по древнерусской литературе Функция пейзажа в Житии Сергия Радонежского Епифания Премудрого.


Функция пейзажа в «Житии Сергия Радонежского» Епифания Премудрого
Бинарность мышления древнерусских книжников определяла суть их воззрений на взаимоотношения человека и природы. Все они находились во власти символических представлений о двойственности мира, о неразрывной связи земного и небесного, временного и вечного. «Природные явления,- указывает Н.И. Прокофьев,- привлекали писателей, прежде всего, своим выражением величия сверхприродных сил, знаменующих доброе или злое начало по отношению к человеку».
Функция пейзажа в произведениях древнерусских авторов была различной. В одном случае она была связана с красотой человека и природы, которая воспринималась ими как «богодарственная» красота. В другом – с проявлением зла и бесовского начала в окружающем человека мире. На фоне природы человек зачастую казался беспомощным и беззащитным, но всегда стремился подчинить себе стихию.
Отражение взглядов древнерусских авторов на взаимоотношения человека и природы, а также специфическая позиция агиографа, инока Епифания Премудрого, обнаруживаются в «Житии Сергия Радонежского». Уделяя лишь небольшое место, Епифаний акцентирует внимание читателя на духовной аскезе преподобного. Тем не менее, картины природы не теряют своего важного значения. По мнению Д.С.Лихачева, «в тех немногих случаях, когда природа присутствует в древнерусских произведениях, она играет в них прямую, а не косвенную роль, она «событийна», описываются ее изменения, ее влияния на человека, она включена в самый ход повествования, в развитие сюжета.
Пейзаж в «Житии Сергия Радонежского» неразрывно связан с традиционным агиографическим мотивом испытания. Природа является одним из препятствий на пути покаяния и трудничества житийного героя. Преподобный Сергий живет не только суровой постнической жизнью, но и преодолевает испытания пустыни: выкорчевывает пни и колоды, стоически переживает природные ненастья: «снег сильный», ветер, отсутствие проточной воды и т.д. Агиограф указывает на своеобразие подвига святого: освоение природного пространства, глуши лесной, соединяется в нем с активной борьбой против бесов. В главе «Об изгнании бесов молитвами святого» сами «нечистые», «стадом бесчинствующим» напавшие на блаженного, заставляют его покинуть лес, мотивируя тем, что «… место здесь пустынное, место неудобное и труднодоступное, отсюда во все стороны до людей недалеко…»Однако любовь и крепкая вера в Бога помогают преподобному избавиться «от таких бесовских происков». В своем воображении автор создает образ будущего монастыря, поставленного Сергием «с Божьей помощью», деревушку с небольшим «селением» и некий «воздвигнутый городок», что и сбывается «по благодати Христовой». Описывая природу вокруг церкви, агиограф подчеркивает неоспоримую связь деяний преподобного с процветанием монастырской обители: «Ведь удивительно поистине было видеть то, что у них было тогда: был от них недалеко лес,- не так, как теперь, но где кельи строящиеся были поставлены, здесь же над ними и деревья были, осеняя их, шумели над ними. Вокруг церкви много пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена и выращивали огородную зелень». Он не углубляется в изображение пейзажа, а прерывается повествуя: «Но вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного Сергия». Для рассказчика гораздо важнее показать духовность святого, его боголюбие, чистоту и непорочность помыслов, нежели рассказывать об освоении пустынных земель, создания монастыря («много писать о насаждении святым плодов духовных»). Авторская задача- показать значение преподобного Сергия для русского народа и государства, увековечить его имя в истории России. Создавая пейзаж, автор, по сути, не пользуется изобразительно-выразительными средствами, но и в то же время не скупится на различные метафорические обороты, если речь заходит о щедрости и любви главного героя к людям. Словно из рога изобилия льются слова «похвальные» преподобному отцу Сергию: «Так была рука его раскрыта для нуждающихся, как река полноводная с тихим течением. И если кто-нибудь оказывался в монастыре в зимнее время, когда морозы суровый стоят или же снег сильным ветром заметается, так что нельзя из кельи выйти, какое бы время он не оставался здесь из-за сильного ненастья, - всё нужное в обители получал». В этом отрывке четко прослеживается противопоставление сурового «ненастья», лютой зимы теплой открытой душе Сергия, его безграничной добродетели.
В сюжетной организации текста не только мотив испытания, мотив чуда тесно связан с описанием природы. В глуши леса у монастыря святой находит в одной канаве немного воды и превращает ее своей молитвой в большой источник чистой воды. Другой пример – эпизод укрощения моря, когда ученик Сергия молитвой «Всесильному» Господу и обетом построить церковь , усмиряет бушующий ветер.
Чудесное спасение, укрощение бушующей стихии, появление большого источника – все это означает торжество веры святого над мистическими силами природы.
Таким образом, природа в «Житии Сергия Радонежского» - не только фон для повествования, но и действенный образ, непосредственно связанный с личностью главного героя. Наделяя мертвую природу определенными настроениями по отношению к нему, древнерусский книжник пытается представить читателю целостную картину средневекового мира.