Конспект урока русского языка в 9 классе» Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.»
Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.
Цели урока:
Формировать основные навыки работы с текстом: учить видеть структуру текста, выявлять микротемы, находить тезисы и аргументы, различать главную и второстепенную информацию.
Закрепить навыки краткого пересказа текста, соблюдая логиеские связи между его частями.
Учить сжимать текст при помощи основных приемов: обобщения и исключения.
Продолжить воспитание у школьников любви к книге и чтению.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения ( из сб. «Диктанты и изложения по русскому языку». Изд. «Экзамен» Москва 2012)Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение ученикам темы и целей урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Такой вид работы с текстом предполагает знание структуры текста, правильное выделение его смысловых частей, умение использовать приемы сжатия текста.
- Что означает слово «сжатое»?
- Какие приемы сжатия текста нам известны?
На партах у учащихся : текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения ( из сб. «Диктанты и изложения по русскому языку». Изд. «Экзамен» Москва 2012).Текст Д.С. Лихачева.
Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллекту-ального развития – чтение.
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям куль-
туры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере
результатом самовоспитания.
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтбы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, ко-торые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры. Чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение – то, которое выдержало испытание време-нем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную лите-ратуру. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.
4.Работа по тексту.
Прочитайте текст. К какому типу речи он относится? (Рассуждение).
Какова основная мысль текста? (Основная мысль: чтение – основной способ интеллектуального развития человека).
Вспомните определение основных понятий: микротема, тезис, аргумент.
Как можно озаглавить текст? «Чтение – основа развития человека»,«Любите читать».
Из скольких частей состоит текст? Текст состоит из шести частей.
Выделите основные мысли каждой из микротем.
№ абзаца Микротема1 Каждому человеку нужно заботиться о своем
интеллектуальном развитии.
2 Чтение – основной способ интеллектуального развития.
3 Интерес к чтению – результат
самовоспитания.
4 Читать нужно с удовольствием, тогда
литература дает понимание жизни.
5 Читать нужно больше и с величайшим
выбором.
6 Нужно читать не только классику, но и
современную литературу. Главное – не быть
суетным, не терять время.
Поскольку данный текст относится с рассуждению, необходимо выделить тезис и аргументы автора.
Тезис: Чтение – основной способ интеллектуального развития человека.
Аргументы: 1)Необходимо развивать в себе интерес к чтению. 2) Чтение с удовольствием делает человека мудрым и развивает понимание жизни. 3)Читайте больше и с величайшим выбором. 4)Современная литература дает ответы на вопросы сегодняшнего дня.8.Работа над сжатием текста.
Мы будем сжимать текст при помощи способов исключения и обобщения информации.
В своей работе мы объединим первые три абзаца исходного текста:
Каждый человек должен заботиться о своем интеллектуальном развитии при помощи чтения. Оно должно быть интересным читателю. Интерес к чтению – результат самовоспитания человека.
В первом предложении обозначается тезис автора. Используем обобщение близких по смыслу предложений, объединяя их в одно. Далее используем прием исключения однородных членов и замену сложного предложения простым.
В следующем абзаце следуют аргументы-доказательства авторского тезиса.
Литература дает жизненный опыт, делает человека мудрым и интеллигентным, развивает понимание жизни. Все это возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, вникаете в каждую мелочь. Смотрите телепередачи и читайте книги с серьезным выбором. Не растрачивайте время на несущественные произведения. Уделяйте внимание как классической, так и современной литературе. Она даст ответы на вопросы сегодняшнего дня.
Здесь мы исключили повторы слов (понимание, мелочи), авторское пояснение в скобках (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), вопросительные предложения. Конструкции предложений сделали более простыми. Обобщаем предложения, связанные одной мыслью.
Далее следует заключение:
Поэтому больше читайте, но не будьте суетны в своем выборе литературы. Это убережет вас от потери самой большой ценности — времени.
Мы заменили часть предложения местоимением, устранили повторы слов, однородных членов предложения. Обобщили предложения, близкие по смыслу.
Логические связи между частями текста обеспечивают слова одной тематической группы (книга, чтение, литература), резюмирующие слова (поэтому), использование личных и указательных местоимений.
5.Подведение итогов урока.
Какие приемы сжатия текста мы использовали?
Все ли цели урока были достигнуты?