Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»






Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

(по тексту Л. Сергеева, сб. С.Ю. Иванова «Готовимся к государственной аттестации по русскому языку в 9 классе», Самара. 2011.ОФОРТ).


Автор: Мартынова Н.А.-учитель русского языка и литературы






Маломикушкинский филиал ГБОУ СОШ им. В.С.Чекмасова с. Большое Микушкино
Цели урока:
совершенствование обучающимися умения использовать приемы компрессии при написании сжатого изложения;
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации
(ГИА-9)
Задачи:
закрепление знаний о приемах компрессии текста;
совершенствование умения использовать приемы содержательной компрессии текста (выделять главную информацию в тексте, свертывать информацию);
совершенствование языковой и коммуникативной компетенций: умения отбирать лексические и грамматические средства языка,
нужные для краткой и связной передачи информации;
развитие внимания, памяти, логического мышления.

Тип урока – урок закрепления изученного материала.
Методы, используемые на уроке: репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы работы: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: раздаточный материал, памятки.
Ход урока:
1.Оргмомент

2.Повторение изученного материала
- Объясните, что такое компрессия текста?
( Краткий пересказ текста, при котором оставляется только самое главное, существенное).
- Какими способами можем сжимать текст?

( Способом исключения, обобщения и упрощения. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности. При обобщении выделяем единичные факты, затем объединяем специальными языковыми средствами. Упрощая, соединяем несколько предложений в одно, заменяем предложение или его части указательным местоимением, заменяем сложноподчинённое предложение простым или заменяем часть предложения синонимичным выражением).
- Что такое микротема?
( Тема фрагмента текста, его части. Микротемы передают основное содержание текста).
- Какая информация текста является главной?
(Информация, которая передает основное содержание текста).

3. Слово учителя.

На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Отдельные фрагменты текста будем передавать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы, последовательно и логично воспроизводить их в своем изложении.

Вспомним алгоритм написания изложения:
1)Слушаем текст.
2)Находим микротемы.
3)Находим опорные слова.
4)Строим предложения, используя опорные слова.
5)Соединяем микротемы, образуя текст.
6)Редактируем текст.

4.Работа с текстом
- Перед вами текст, в котором нет абзацев. Определите, сколько абзацев в данном тексте?

(1)Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «деревянные» люди, то есть люди, лишенные индивидуальности. (2) Главное для них – не выделяться, быть «как все». (3) И мысли у них «деревянные» : как бы побольше всего накупить, накопить, заиметь, «сколотить». (4) Они уверенны: изобилие вещей – основа жизни. (5) У этих людей многие чувства недоразвиты. (6) Они живут пресно. (7) Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. (8) Они ворчат на ребят, которые, по их понятиям устраивают слишком шумные игры. (9) Они швыряют камни в бездомных животных, уверенные, что те только разносят заразу. (10) И, конечно, не любят чудаков, потому что сами никогда не смогут быть такими, то есть никогда не создадут ничего необыкновенного. (11) Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! (12) Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живет дух красоты! (13) Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. (14) И вот ты уже видишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. (15) Это как прорыв в космос. (16) Огромный, многоликий, жестокий и благодушный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства. (17) Настоящее волшебство: картины, музыка, поэзия заражают своим настроением! (18) Бывает, нахлынет беспричинная радость, развеселишься без всякой меры, кажется, что сейчас всем весело, и вообще вся жизнь – веселая штука, но вдруг увидишь, например, картины Босха или услышишь «Седьмую симфонию» Шостаковича, и сразу становится стыдно за свою беспечную веселость. (19) А бывает, наоборот: от вполне конкретных причин найдет такая тоска, что, и жить невмоготу, но увидишь, скажем, солнечные пейзажи Левитана или услышишь легкие, воздушные вальсы Шопена и подумаешь: «Все не так уж и плохо в этом мире!» (20) Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. (21) Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца! (22) И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше.

( В данном тексте можно выделить 4 абзаца).
- Подчеркните ключевые слова каждого абзаца.
(«Трафаретные», «деревянные» люди, лишённые индивидуальности; чувства их недоразвиты; живут пресно, не создадут ничего необыкновенного; радость общаться с человеком-творцом; дух красоты; помогает открыть то, чего ты е видел до сих пор; картины, музыка, поэзия заражают своим настроением; благодаря искусству зреет дух Красоты, дух Творца; делаем открытия; хочется сделать мир лучше; стать самим лучше).
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана в таблицу.


№ абзаца
Микротема

1
Страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «деревянные» люди, лишенные индивидуальности, так как чувства их недоразвиты, живут они пресно и никогда не создадут ничего необыкновенного.

2
Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живет дух красоты, потому что он помогает открыть то, чего ты не видел до сих пор!

3
Настоящие произведения искусства: картины, музыка, поэзия – заражают свои настроением!

4
Благодаря искусству, в нас зреет дух Творца, мы делаем в своей душе открытия, стараемся стать лучше, внести в мир дух Красоты.


- А теперь, используя различные способы сжатия текста, подвергнем сжатию каждую микротему.

Первая микротема.

Работаем с первым абзацем текста, маркером выделяем информацию, в которой заключена главная мысль.
- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться?
(1)Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «деревянные» люди, то есть люди, лишённые индивидуальности. (2)Главное для них – не выделяться, быть «как все». (3)И мысли у них «деревянные»: как бы побольше всего накупить, накопить, заиметь, «сколотить». (4)Они уверены: изобилие вещей – основа жизни.(5) У этих людей многие чувства недоразвиты. (6)Они живут пресно. (7)Их раздражает всё, что выходит за «деревянные» рамки. (8)Они ворчат на ребят, которые , по их понятиям, устраивают слишком шумные игры. (9)Они швыряют камни в бездомных животных, уверенные, что те только разносят заразу. (10)И, конечно, не любят чудаков, потому что сами никогда не смогут стать такими, то есть никогда не создадут ничего необыкновенного.
( Можно исключить одно из однородных обстоятельств, контекстуальные синонимы из предложения 1, одно из сказуемых (предложение 2). В предложении 3 оставить 1 из однородных сказуемых. Исключить предложение 4, заключающее в себе вывод из предыдущего предложения. Исключить предложения 8 и 9, иллюстрирующие предыдущее. Убрать часть предложения 10 и оставшуюся часть объединить с предложением 7).
Страшно представить, чтобы нас окружали только люди, лишённые индивидуальности. Главное для них - не выделяться. И мысли у них «деревянные»: как бы побольше всего заиметь. У этих людей многие чувства недоразвиты. Живут они пресно. Их раздражает всё, что выходит за «деревянные» рамки и никогда не создадут ничего нового..
- Мы сжали микротему более чем в два раза. Какими способами компрессии текста вы воспользовались?

( Способом исключения и обобщения).

Вторая микротема. Работаем в парах.
(11)Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! (12)Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух Красоты! (13)Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. (14)И вот ты уже видишь привычное под другим углом и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. (15)Это как прорыв в космос. (16)Огромный, многоликий, жестокий и благодушный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.
(Исключим 2-ю часть предложения 11, которая поясняет 1-ю. Используя способ упрощения, сливаем предложения 12-16 в одно).
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что он помогает открыть то, чего ты не видел до сих пор.
Третья микротема. (Работа в парах)
- Каким способом будем сжимать этот абзац?

(Способом обобщения, т.к. можно обобщить однородные члены предложения 17: «картины, музыка, поэзия», заменив их выражением «настоящие произведения искусства». Упрощая, соединим предложения 18 и 19 в одно, т.к. они поясняют смысл предложения 17).
(17)Настоящее волшебство: картины, музыка, поэзия заражают своим настроением! (18)Бывает, нахлынет беспричинная радость, развеселишься без всякой меры, кажется, что сейчас всем весело, и вообще жизнь – весёлая штука, но вдруг увидишь, например, картины Босха или услышишь «Седьмую симфонию» Шостаковича, и сразу становится стыдно за свою беспечную весёлость. (19)А бывает наоборот: от вполне конкретных причин найдёт такая тоска, что, кажется, и жить невмоготу, но увидишь, скажем, солнечные пейзажи Левитана или услышишь лёгкие, воздушные вальсы Шопена и подумаешь: «Всё не так уж и плохо в этом мире!» Настоящие произведения искусства заражают своим настроением. Они напоминают нам, что в мире не всё так радужно, как иногда кажется, и в то же время они помогают пережить жизненные трудности, вселяя в нас веру в добро.
Четвёртая микротема. (Самостоятельная работа).
(20)Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. (21)Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца! (22)И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и, главное, стать самим лучше. ( В этом абзаце исключим предложение 20. Используя способ упрощения, соединим предложения 21 и 22 в одно).
Благодаря искусству, в нас зреет дух Творца, мы делаем в своей душе открытия, стараемся стать лучше, внести в мир дух красоты. 5. Редактирование текста.

- Один из критериев – не менее 90 слов в изложении. У кого больше, необходимо сократить до 90.
- Перечитайте, что у вас получилось, отредактируйте, зачеркнув лишние слова, но это не должно влиять на целостность, смысловую зависимость текста. Обоснуйте для себя выбор знаков препинания, уточните, какие слова вызывают затруднение. Если не поняли какого-нибудь слова или выражения, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами. Если сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение. Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания.

6.Проверка работ в парах по критериям.

7.Подведение итогов.
- Сравним исходный текст и сжатый тексты. Что сохранилось, изменилось?
(- Сохранилось: вид текста, микротемы.
- Изменилось: текст стал лаконичным).

8.Написание изложения.





























Приложение.

Как проверить написанное

После написания текста на черновик, прочитай его минимум 3 раза.
Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
- Передаю ли основное содержание исходного текста?
- Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
- Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
- Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3. Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
- Можно ли текст назвать связным?
- Правильно ли выделены абзацы?
- Нет ли грамматических ошибок?
- Нет ли речевых ошибок?
- Выразительна ли речь?
4. Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5. После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.































Критерии оценивания изложения (С1).
ИК1
Содержание изложения
Баллы


Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице для проверяющего.
2


Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.
1


Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.
0

ИК2
Сжатие исходного текста



Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
3


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.
2


Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем.
1


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста,
или
экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.
0

ИК3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
-в работе нет нарушения абзацного членения текста.
2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3
7







Список использованной литературы
Материалы курса педагогического университета «Первое сентября» «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика» - М.: Педагогический университета «Первое сентября», 2010.
ГИА – 2011. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Автор-составитель С.Ю.Иванова. – Самара: «ОФОРТ»,2011.










15