Конспект урока по литературе на тему: А.С. Пушкин. Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия. (гл. II-III) (6 класс. ФГОС)


№ ___ 6 КЛАСС (16)
Тема: Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия. (гл. II-III)
Цель урока: продолжить работу над романом, вникнуть в суть взаимоотношений между героями.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.
Метапредметные –
Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.
Коммуникативные: учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.
Предметные: авторское отношение к героям.
ХОД УРОКА:
I. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
1) Работа над I, II, III главой романа А.С. Пушкина «Дубровский» (с. 64—79). Ответы учащихся на вопросы к этим главам (с. 138).
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Беседа
Анализ 1 главы
— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? («Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».— Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
— Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? («Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:
— Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? («В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых...»).Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.
Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.
Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?
Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б.М. Кустодиева (с. 68).
— Какой способ мести избрал Троекуров?
— Что было главным законом Кирилы Петровича?
Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?
Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.
Анализ II главы
Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».
Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.
— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.)
«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.
2. Анализ III главы. «Отец и сын».
Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.
Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.
— Как встретил Дубровский-старший своего сына?
IV. Итоги урока. – Что узнали нового и интересного на уроке?
V. Д/з. Прочитать и пересказать главы IV – V (с. 79 – 85). Ответить на вопросы учебника к этим главам (с. 139). Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».