Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Анализ 7-10 глав».


Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Анализ 7-10 глав».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
Образовательные:
работать над содержанием романа;
учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.
добиться понимания сюжета и проблематики романа;
обучать умению  видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
продолжить формирование навыка сопоставительного анализа.
Развивающие и коррекционные:
развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение работать в парах;
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
развитие логического мышления;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные:
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г
Ход урока
Этап урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) - Добрый день!
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.
2. Опрос домашнего задания.
- Что было задано на дом?

Отвечать на вопросы по 5-6 главе;
Чтение в лицах «Пожар в Кистенёвке».
Прочитать 7-10 главы; озаглавить.
3. Сообщение темы урока
-Прочитайте тему урока
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.
Мы будем работать над темой…
Мы будем анализировать…
Мы повторим…
Мы познакомимся с …
Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Дубровский».
Работа над содержанием 7 - 10 глав.
1.Словарная работа
2. Аналитическая беседа по прочитанным главам
Анализ 7-ой главы
Проверка знания текста с использованием приема «Верю — не верю»1). Некоторые утверждали, что виновником пожара был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.
2). Владимир Дубровский вместе с кузнецом Архипом, кучером Антоном, Гришей и няней Егоровной после пожара были схвачены полицией.
3). Дубровского и Архипа-кузнеца видели за несколько минут перед пожаром.
4).Кузнец Архип – главный виновник пожара.
5). В округе появились разбойники.
6).Меры, принятые правительством, дали свои результаты: грабительства прекратились.
7) Разбойники разъезжали днём по губернии, грабили помещичьи дома.
8).Начальник шайки славился умом, отважностью и великодушием.
9). Владимир Дубровский со своими людьми напал на имение Троекурова и ограбил его.
- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
- Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
- Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
-Составьте план 7 главы
Анализ 8–ой главы.
1). Беседа по вопросам
- Какое новое лицо появилось в доме Троекурова?
-Чем учитель понравился Кириле Петровичу? Чем он остался недоволен?
-Как к нему отнеслась Маша?
- О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали?
- Какому испытанию подверг учителя Дефоржа Кирила Петрович?
2). Выразительное чтение эпизода «Случай с медведем» (от «Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая» до «.и не думал уже его пробовать»
3). Работа с иллюстрацией Р.Штейна к роману «Дубровский» (Дефорж-Дубровский в комнате с медведем)
- Изменилось ли отношение Маши к Дубровскому после истории с медведем?
4). Работа над планом 8-ой главы
Анализ 9–ой главы.
1). Беседа по вопросам
- По какой причине стали съезжаться гости?
- С кем приехал Кирила Петрович на обедню?
-Почему взоры присутствующих были обращены на Марию Кириловну?
-Куда все поехали после обедни?
-Кто ещё приехал на праздник к Кириле Петровичу?
-Опишите его.
- Почему он опоздал на праздник?
-Почему Спицын не поехал через Кистеневский лес?
- Почему он боится Дубровского?
-О чём рассказала Анна Савишна Глобова? Какой случай с ней произошёл?
-Как она описывает человека, который к ней приходил и вернул деньги, украденные приказчиком?
-Как описывает Дубровского Троекуров?
-Какие приметы Дубровского были записаны у исправника?
2). Составление плана 9 главы.
Анализ 10–ой главы.
1).Игра «Лови вопрос»
-Почему гости не поехали вечером домой?
-Чем они были заняты?
-Кто не принимал участия в веселье? Почему?
-Где он хранил деньги?
-Почему А.П.Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем?
-Каково было его пробуждение?
2). Составление плана 10 главы Работа со словарём:
Обращаю внимание на словарь:
Стряпчий – ходатай по судебным делам
Губернатор – начальник губернии.
Храмовый праздник – церковный праздник
Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.
Они были преданы своему хозяину, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.
Что это смелый, умный и великодушный человек.
Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе.
Работа в группах
План 7 главы «Дубровского» 1.      Расследование случившегося пожара
2.      В окрестностях появляется шайка разбойников
3.Поместья Троекурова разбойники не грабили.

Работа со словарём:
Аттестаты – здесь: документы
Гувернёр – воспитатель, а иногда и учитель
Флигель – боковая пристройка при главном здании или домик во дворе
Кирила Петрович выписал из Москвы для маленького Саши француза-учителя
«Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель для нее был род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».
Маша смотрела на него с изумлением. Воображение её было поражено. Стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее.
Глава 8.
1.      Появление молодого учителя-француза Дефоржа2. «Благородные увеселения» Троекурова.
3.      Француз убивает медведя
4.Дефоржа полюбили.
Работа со словарём:
Паперть – крыльцо и площадка перед входом в церковь.
Трапеза – здесь: праздничный обед.

Антон Пафнутьич Спицын.
Толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком.
Глава 9.
1.      В день храмового праздника 1 октября
2.      Праздничное застолье в Покровском
3.      Разговор о разбойниках
4. История Анны Савишны Глотовой
Самостоятельная работа.
Учащиеся читают главу и составляют вопросы.
Глава 10
1.  Веселье продолжилось до полуночи.  
2.Антон Пафнутьич не веселился. 
3. Спицын и Дефорж в одной комнате.
4.      Ограбление и запугивание Спицына ночью
5. Физкультминутка
(проводится в середине урока) Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело! 6. Домашнее задание Отвечать на вопросы по 7 - 10 главам.
Выборочный пересказ сцен:
«Рассказ Анны Савишны Глотовой»
«Ограбление Спицына».
Прочитать 11-12 главы; озаглавить. Открывают дневники, записывают домашнее задание.
7. Рефлексия.
Подведение итогов урока. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Подведем итоги урока:
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
Закончите предложения
На уроке я узнал …
На уроке я научился …
Я сейчас думаю о …
Я сейчас чувствую …
Я могу себя похвалить за Заполняют бланк самооценки.