Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Анализ 3-4 глав.


Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Анализ 3-4 глав.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
Образовательные:
работать над содержанием романа;
определять характер отношений героев; учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.
добиться понимания сюжета и проблематики романа;
обучать умению  видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
продолжить формирование навыка сопоставительного анализа.
Развивающие и коррекционные:
развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение работать в парах;
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
развитие логического мышления;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные:
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г
Ход урока
Этап урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) - Добрый день!
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.
2. Опрос домашнего задания.
- Что было задано на дом?
Подготовить рассказ об одном из помещиков по плану:
(ребята работают в группах:1 группа: рассказ о помещике Кириле Петровиче Троекурове;
2 группа – о помещике Андрее Гавриловиче Дубровском)1. Социальное положение2. Занятия3. Отношение соседей4. Отношение к крестьянам5. Общее в судьбах6. Качества характера
3. Сообщение темы урока
-Прочитайте тему урока
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.
Мы будем работать над темой…
Мы будем анализировать…
Мы повторим…
Мы познакомимся с …
Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Дубровский».
Работа над содержанием 3 - 4 глав.
1.Словарная работа
(смотреть сноски на стр.76-84)
2. Аналитическая беседа
Чтение с остановками.
Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием
Анализ 3 –ей главы.
-С кем знакомимся мы в 3-ей главе?
- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?
- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
-Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?
- Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
- Что мы узнаём об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?
-В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается?
Как вы думаете, кто мог бы сказать такие слова?
-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие отношения.
Анализ 4 главы.
- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?
- Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?
- Что решил Кирила Петрович?

- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?
Устное рисование.
- Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.
3.Составление плана 3 и 4 глав
Работа со словарём:
Обращаю внимание на словарь:
Кадетский корпус – закрытое военное училище для детей дворян.
Корнет –младший офицерский чин в кавалерии.
Камердинер –комнатный слуга.
Смотритель – здесь: начальник почтовой станции.
Исправник – начальник местной полиции.
Бельведер – башенка над крышей дома.
Поверенный – человек, которому доверено вести судебное дело.
С главным героем романа Дубровским Владимиром Андреевичем
Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".
Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".
Будучи расточителен и честолюбив
Работа со словарём:
Расточительный –
Честолюбивый –
"Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного ужасало его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и он срочно выезжает к отцу.

(гл. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»).«Зачем ты встал с постели, - говорила ему Егоровна, - на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди».
Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински.
Зачитывают (стр.81-82)
Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.
Кирила Петрович смутился. Совесть его роптала. Победа не радовала его сердце.
Работа со словарём:
Роптать -
Он решил помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние.
Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его ударил".Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.
Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.
Работа в группах
План 3 главы «Дубровского»
1.      Нянька уведомляет о случившемся молодого Дубровского
2.      Приезд Владимира в Кистенёвку
Глава 4.
1.      Кирила Петровича мучают угрызения совести 2.      Приезд Троекурова к Дубровскому
3.      Смерть старого Дубровского
5. Физкультминутка
(проводится в середине урока) Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело! 6. Домашнее задание Прочитать 5-6 главы;
Выписать пословицы из 3 главы, кто их произносит Открывают дневники, записывают домашнее задание.
7. Рефлексия.
Подведение итогов урока. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Подведем итоги урока:
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
Закончите предложения
На уроке я узнал …
На уроке я научился …
Я сейчас думаю о …
Я сейчас чувствую …
Я могу себя похвалить за Заполняют бланк самооценки.