Конспект урока по чтению на тему «Звук [я] в начале, в конце, в середине слов» (3 И класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15 ГОРОДА БЕЛОВО"
Конспект урока по чтению
в 3 классе со сложной структурой дефекта:
«Звук [я] в начале, в конце, в середине слов»
Разработала:
Королева Татьяна Петровна,
Учитель начальных классов школа-интернат № 15
Города Белово
Белово 2016
Урок по чтению № 63.
Тема: Звук [я] в начале, в конце, в середине слов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формирование у учащихся навыка составлять слова с буквой я в середине, в начале, в конце слов.
Задачи:
Образовательные:
Научить учащихся, составлять слоги, слова с буквой я.
Формировать навык звукобуквенного анализа.
Закреплять в памяти учащихся образ письменной буквы «я»;
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать пространственную ориентировку.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать память, внимание, речь.
Корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать дисциплину, культуру поведения на уроке.
Воспитывать правильную мотивацию к процессу обучения.
Оборудование: букварь, касса букв, тетрадь, ручка.
Индивидуально-дифференцированная работа с безречевым ребёнком (Алина Г.) и ребёнком с синдромом Дауна (Варя С.) Фариддуни К., Димой Ф., Егором П.
Ход урока.
I. Организационный момент (1 мин.).
-Вот звенит для нас звонок – начинается урок.- Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели.
-Ноги на пол мы поставим,
-Спинку все мы разогнём,
-Локотки на стол поставим,
-Руки домиком сведём,
-Руку правую кладём,
-Руку левую кладём.
Настраиваемся на урок.
- Какое сейчас время года? (время года весна)
- Назовите весенние месяцы? (весенние месяцы: март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц? (месяц май)
- Который по счёту урок? (по счёту первый урок)
- Как называется урок? (урок называется чтение)
- Какой день недели? (день недели четверг)
- Какое сегодня число? (сегодня 05 число)
II. Подготовительный этап (3 мин.).
Мотивационный настрой.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руке? (смайлик - человечек)
За правильные ответы я буду давать маленькие смайлики, у кого их будет больше, тот получит в конце урока большой смайлик.
Дыхательная гимнастика.
Вдох, выдох носом.
Вдох, выдох ртом.
Вдох носом, выдох ртом.
Артикуляционная гимнастика«Заборчик»«Улыбочка»«Лопаточка»«Качели»Развитие речевого дыхания и силы голоса.Говорит Весна:- Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:- Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:- С крыши капает вода?- Да! Да! Да! Да!- Тают горки во дворах?- Ах! Ах! Ах! Ах!- А на речке треснул лед?- Вот так! Так вот! III. Повторение пройденного материала (5 мин.)
Выходит ребёнок к доске проговаривает алфавит.
Д/И. (Игра на внимание).
На доске буквы среди них буква я которую будем изучать на уроке. Например, ё, д, и, г, я. Дети закрывают глаза. Убираем букву. Какой буквы не хватает. Какие буквы изучали? Какая буква на доске новая? (я) Какую букву мы будем изучать на уроке? (я)
Письмо буквы в воздухе (я).
Повторение правила посадки.
-Ноги на пол мы поставим,
-Спинку все мы разогнём,
-Локотки на стол поставим,
-Руки домиком сведём,
-Руку правую кладём,
-Руку левую кладём.
- Ребята, какую букву мы изучаем? (я)
V. Изучение нового материала (15 мин.)
Сообщение темы и целей урока.
Тема: Звук [я] в начале, в конце, в середине слов.
Цель: формирование у учащихся навыка составлять слова с буквой я в середине, в начале, в конце слов.
Составление слов из разрезной азбуки.
Индивидуально-дифференцированная работа:
Женя В., Ксюша К. составляют слова самостоятельно: яблоко, Яша, поляна.
Кирилл Б., Дима Ф., Лера Б., Вероника В., Фариддун К., Егор П. с помощью педагога слова: Зоя, ягода, яма, Ляля.
Сейчас мы составим слова:
- Какую букву положим первой?..
- Прочитайте, что получилось.
Составим вместе слово
Показ записи слова на доске.
Пропишем в воздухе слова.
Физминутка (2 мин.)
- Вы, наверное, устали?
- Ну-ка, быстренько все встали.
Яблоня в моём садуГнётся низко на ветру.Наклонилась вправо, влево.Покачаться захотела.Ветки вниз и вверх качнулаИ вперёд их протянула.А как стихнет ветерокМоя яблонька заснётVI. Закрепление нового материала (10 мин.).
Коррекция фонематического слуха. Игра.
Учитель показывает картинки и называет их. Если в начале слова учащиеся слышат звук (я), они хлопают в ладоши. Если в слове нет заданного звука, дети топают ногами. Те, кто правильно выполнял задание, награждаются смайликом (Автобус, ягода, гриб, яблоко).
Выставляется картинки с буквой на доску, и посмотрим на печатную букву на парте. Дети рассматривают их. С помощью учителя выделяют элементы букв. Обводят букву пальчиком на доске.
VI. Закрепление нового материала (10 мин.).
VII. Итог урока. (3 мин.)
- Ребята, замечательно трудились вы сегодня на уроке.
- А о чём мы говорили?
Смайлики.
Список литературы:
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002.
Интернет-ресурсы:
Стих на закрепление звукопроизношения
http://detky.info/6-7-let/razvitie-rechi-6-7-let/stihi-na-zakreplenie-zvukoproiznosheniya.html«Стихи на начало» http://www.proshkolu.ru/user/ruban45/blog/319448Физминутка http://festival.1september.ru/articles/522080/