Конспект урока по письму и развитию речи Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII вида
Тема урока: Буквы е, ё, ю, я в начале слова
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Ё, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука).
Задачи:
Создать на уроке ситуацию, помогающую вспомнить, что буквы е, ё, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.
Способствовать развитию умения обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.
Предметные результаты
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;
- определять «работу» букв е, ё, ю, я после согласных и в начале слова.
Метапредметные результаты
- строить понятные для партнера высказывания;
- давать адекватную самооценку;
- слушать, оценивать друг друга;
- формулировать вывод по результатам наблюдений.
Коррекционная и практическую направленность урока.
В направлении личностного развития:
Развивать логическое и критическое мышление, культуру речи, способность к умственному эксперименту;
Формировать у учащихся способность к преодолению мыслительных стериотипов;
Воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном обществе.
В метапредметном направлении:
Формирование представлений о письме и развитии речи как части общечеловеческой культуры, о значимости культуры речи в развитии цивилизации и современного общества;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, делового письма, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
В предметном направлении:
Использовать процесс обучения письму и развитию речи для повышения уровня общего развития учащихся с нарушениями интеллекта и коррекции недостатков из познавательной деятельности и личностных качеств;
Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать ее различными частями речи;
Воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, трудолюбие, навыки контроля и самоконтроля, воспитывать орфографическую зоркость.
Оборудование:
«Русский язык», 9 класс, Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, Москва «Просвещение», 2012 г.
Раздаточный материал (карточки)
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Анализ (особенности урока и реализующие задачи)
I.Организация класса.
- Запишите число, классная работа.
Дети делают записи
Подготовить учащихся к работе на уроке
II.Актуализация знаний. Чистописание.
- Посмотрите на доску.
Речь ключ мёл мяч
е ю ? ?
- Найдите связь между верхним и нижним рядами.
- Вместо ? поставьте подходящую букву.
Обоснуйте свой ответ.
- Что общего у всех этих букв?
- Пропишите эти буквы (учитель записывает на доске).
- А теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик.
1.Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную (ракету)
2. Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому что мать – луна,
А дочурки - (звёзды)
3. Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
4. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
5. Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже
Целый день. (юла)
- Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.
- Какие буквы подчеркнули?
Дети рассматривают и читают записи (слайд 2)
- Нужно вставить буквы ё и я, потому что это гласные.
- Потому что в слове речь – гласная буква е, а в слове ключ – ю.
- Это гласные буквы.
- Они обозначают мягкость согласного, который стоит перед ними.
Дети записывают отгадки
- Я подчеркнул буквы е и ё.
Активизировать мыслительные операции:
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление;
- классификация.
Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, ё, ю, я.
III. Постановка проблемы
- А в каких словах буквы не подчеркнули?
- Почему? (вопрос задается, если дети сами не сказали об этом)
- Тогда почему эти слова также предложены для записи?
- Верно, сегодня на уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, ё, ю, я. Кто-то догадался, о какой?
- Конечно, вот над этим мы и поработаем на уроке (слайд 3 – высвечивается тема урока).
- В словах язык, юла и ёлка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука.
- Мне кажется, мы еще не все повторили о буквах е, ё, ю, я.
- Они в начале слова обозначают два звука.
Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.
IV. Поиск решения
- Итак, вернемся к нашим словам. Мы не случайно записали их в столбик. Какое задание можно выполнить, чтобы доказать, что буквы ё, ю, я в этих словах обозначают два звука?
- Теперь убедились в верности своих выводов? Сравним их с выводами авторов учебника с.67. (слайд 4)
- Составить транскрипции этих слов. (Дети записывают транскрипции)
Дети читают правило.
V. Физ.минутка
- Я буду называть слова, а вы, если буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного, делаете наклон вправо; если они обозначают два звука – наклон влево.
Слова: ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён, ирис.
- А почему на последнем слове не наклонились?
Дети наклоняются.
- В слове ирис нет этих букв.
Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику в учебном процессе.
VI. Закрепление
Учебник с.68, 69.
Упражнения 124, 127 – по вариантам (Текст см. Приложение 1). Взаимопроверка
- Прочтите текст, найдите слова с йотированными гласными
В лесу.
Надя и Юра пришли в лес. Вот полянка. В траве земляника. Вкусна первая ягодка!
- Какое задание можете предложить?
- А есть ли слово, которое можно записать в обе группы? Какое? (вопрос задается, если дети сами об этом не заговорили)
- Это слово оказалось в тексте не случайно. Как вы думаете, почему?
– Мы с вами продолжим разговор о йотированных гласных на следующем уроке.
- Дети выполняют упражнение, затем при взаимопроверке ставят на полях + или – в зависимости от правильности выполнения задания.
- Дети читают текст со слайда, находят слова.
- Разделить слова на группы. Выписать их по группам.
- Это слово «первая», т.к. в нем есть буква е, она обозначает мягкость согласного звука, и есть буква я, она обозначает два звука.
На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий
VII. Итог урока.
- Какое открытие сегодня сделали?
- Какие задачи на следующий урок?
VIII. Домашнее задание.
- На доске развешаны карточки. Это – домашнее задание (слайд 6). Подойдите к доске и возьмите понравившуюся.
Дети выбирают домашнее задание.
Выработка умения оперировать полученными знаниями.
Используемые источники:
«Русский язык», 9 класс, Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, Москва «Просвещение», 2012 г.
Л.И.Тикунова, В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач.шк. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.
Приложение 1.
Карточки для домашнего задания.
1. Назови звуки, которые обозначены выделенными буквами.
Гроза – грёза, лук – люк, рад – ряд, мал – мял, нос – нёс, воз – вёз.
2. Выпиши слова с буквами мягких согласных звуков.
Запиши слова в два столбика. В один столбик пиши слова, где буквы йотированных гласных обозначают мягкость согласных, в другой – слова, где они обозначают два звука.
Юра, ель, весна, Лёва, ответ, ёжик, ёлка, люк, Ваня, юла.
Подбери по три слова с буквой «я» в начале слова и в середине слова после согласного. В каких словах буква «я» будет обозначать два звука? Подчеркни их.
Раздели слова на две группы. Запиши каждую группу слов
на отдельной строке через запятую.
Юра, клюшка, мел, ель, юбка, лёд, ёж, мяч, яблоко, язык, вяз.
Рисунок 315