Конспект урока по обучению грамоте на тему Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я.
Обучение грамоте (1 класс, Образовательная система «Школа 2100»)
Урок 76
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений.
Цели:
– формировать умение различать гласные и согласные звуки;
– формировать умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формировать умение выделять звук в слове;
– формировать умение составлять предложения;
- развивать навыки коллективной работы, работу в парах.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: физическая карта России, карточки, мультимедийная презентация, чистые листы А4.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
2. Актуализация знаний (ситуация успеха)
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок обучения грамоте принесет нам радость открытий, общения друг с другом. Желаю нам успехов.
– Послушайте и скажите, истину я говорю или ложь (софизмы):
- буквы я, е, ё, и указывают на мягкость согласного звука; (И)
- звуки д, л, з – звонкие; (И)
- в словах ягода, язык, дятел – 2 слога; (И)
- слова барсук, Борис, Барсик – пишутся с заглавной буквы. (Л)
- Чему учились вчера на уроке?
- Для чего вам нужно это знать?
(2 слайд) - Прочитайте слова на экране и определите, в каких словах буква обозначает 2 звука?
Яблоко, дятел, зяблик, вишня, ягода, земля, маяк.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
4. Применение нового знания
(3 слайд) - Посмотрите на экран. Что заметили? Посоветуйтесь в паре.
- Чему будем учиться на уроке?
- Откройте разворот учебника на с. 122 -123. Рассмотрите.
- Какие задачи поставим сегодня на уроке?
Составление плана урока:
Знакомство с заглавной буквой.
Знакомство с написанием буквы Я.
Чтение слов.
Чтение предложений и текстов.
Письмо слов и предложений.
- Я очень рада, что вы нуждаетесь в новом знании. И нам предстоит еще сделать один шаг вперед в ваших открытиях.
(4 слайд) - Посмотрите на печатные и письменные буквы. Сравните их.
Работа в тетради для печатания: печатание букв Яя.
- Зачем нужна заглавная буква Я?
На партах у детей карточки со словами, в которых пропущены буквы. Необходимо определить, в каких словах пишется заглавная буква Я, а в каких – маленькая. Дети работают в парах.
.ша .стреб
.на .ковлев
.рослав .понское море
После выполнения задания дети у доски доказывают свой выбор (2 пары).
- Составьте устно предложения с данными словами.
Физкультминутка
Работа в «Букваре» с. 122
– Прочитайте про себя слова.
– Что у них общего?
Выборочное чтение вслух.
– Прочитайте имена людей. Подчеркните заглавную букву.
– Прочитайте фамилии. Подчеркните заглавную букву.
– Прочитайте 3 столбик. Почему слова записаны с заглавной буквы Я?
(дети предполагают)
- Подчеркните заглавную букву.
(5 слайд) Чтение предложений, поясняющих названия и подтверждающих правильность ответов (Географические названия учитель показывает на физической карте).
(6 слайд) - Звуко-буквенный анализ слов Ялта и Азия (Взаимопроверка).
5. Закрепление знаний. Творческое задание.
6. Рефлексия.
- Ребята, а вы любите читать?
(7 слайд) Борис Заходер написал стихотворение, которое называется «Буква Я». Возьмите эту книгу в библиотеке и прочитайте, и вы узнаете еще больше об этой букве.
- Составьте по картинке предложение, используя слова, которые пишутся с заглавной буквы. Схему своего предложения начертите на листочках цветными карандашами (дети показывают получившиеся схемы и читают предложения)
На доске буква Я:
- Давайте раскрасим её:
желтый – узнал на уроке что-то новое;
оранжевый – закрепил знания.
- Кто использовал желтый цвет? Оранжевый? (дети объясняют свой выбор)
- Наша буква Я превратилась в яркую и красочную. А дома расскажите
родителям, чему учились на уроке обучения грамоте.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.