Местоимение как часть речи открытый урок в рамках семинара Совершенствование урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса


МКОУ « Средняя общеобразовательная школа с.Улыбино»
День школы
«Совершенствование урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса»
Информационная карта урока
Дата проведения: 24 марта 2014 г.
Предмет: русский язык
Класс 6
Учитель Кириллова Людмила Леонидовна
Тема урока: «Местоимение как часть речи»
Тип урока: обобщающий.
Формы работы на уроке: беседа, доклады - сообщения учащихся, самостоятельная работа по карточкам, тестирование
Оборудование: таблицы групп и разрядов местоимений, карточки для индивидуальной работы, тесты
Цели урока: 1)систематизировать знания о местоимении; проверить степень овладения умением правильно употреблять в речи и писать местоимения; 2) развивать умение сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы; пользоваться теоретическим материалом на практике;
3) воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, уважение к своему родному языку
Структура урока:1) занимательная минутка; 2)фронтальная беседа; 3)доклады – сообщения учащихся; 4)обобщение о местоимении , вывод; 5) самостоятельная работа по карточкам; 6)тестирование; 7)рефлексия (анкетирование); 8) итог урока.

Оборудование: таблицы групп и разрядов местоимений, карточки для самостоятельной работы, тесты.


Конспект урока

1. Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания

2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы завершаем изучение темы «Местоимение как часть речи», постараемся вспомнить и обобщить всё то, что узнали на предыдущих уроках о местоимении: о его роли в нашей речи, о грамматических, морфологических и синтаксических признаках; вспомним основные правила правописания отдельных местоимений. В течение урока будет проходить проверка усвоения материала темы.
Немного из истории слова «местоимение». Оно заимствовано из старославянского языка. А в нём его создали по образцу греческого слова антонимиа , которое сложено из анти(вместо) и онима (имя)

3. Занимательная минутка.
(Ученик у доски):
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Для чего существуют эти слова в речи? Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
(Учитель):
Я буду читать строки из известных стихотворений без местоимений , а вы попробуйте их подобрать правильно и все дружно вовремя проговорить, а заодно проверим как помним строки из сказок Пушкина



Воротился старик ко старухе, Приплыла к нему рыбка, спросила:
Рассказал ей великое чудо « Чего тебе надобно, старче?»
В темнице там царевна тужит, Отвечает золотая рыбка:
А серый волк ей верно служит. « Не печалься, ступай себе с Богом
Будет вам новое корыто»
4. Обобщение
(Учитель): вот ведь не мог обойтись наш великий поэт без местоимений.
-Так что же это такое? (ученик отвечает)
-А зачем они нужны? (дети отвечают)
- Давайте вспомним разряды местоимений, их морфологические , грамматические и синтаксические признаки.

5.Доклады – сообщения учащихся о местоимениях по разрядам
(на доске закрепляются таблицы разрядов)(прил 1)
-А сейчас попробуем объединить местоимения в группы по синтаксическим и морфологическим признакам
( на доске закрепляются таблицы групп) (прил.2)
Вывод: общее значение_- указывать на предмет, признак, количество, но не называть их. В зависимости от того, вместо какой части речи употребляем могут принадлежать к одной из 4 местоименных групп. По значению и грамматическим особенностям разделили на 9 разрядов.

6. Тренинг
-А теперь поиграем в игру «Найди свои местоимения»( Нужно с группой местоимений соотнести название разряда).(На неверный ответ дети сигналят поднятой рукой)

7. Повторение и обобщение правил написания местоимений
1) у личных 3 лица после предлога перед местоимением пиши букву н, а у притяжательных не пиши
2) у неопределённых пиши приставку кое через дефис, а если разделил предлог, то пиши в три слова,
3) у неопределённых всегда пиши через дефис суффиксы –то, -либо, -нибудь.
4) частицу не- пиши под ударением, а ни- в безударном положении, если разделил предлог, то пиши в три слова
5) если в предложении есть глагол с частицей не- , то у местоимения пиши ни-

8. тренинг(на доске записаны словосочетания. Применяя данные правила, нужно найти их и правильно написать) (дети сигналят)

9. Самостоятельная работа по карточкам (прил.3) (по правилам написания)

10. Тестирование (прил.4) (теория)
(можно сделать проверку, поднимают руки на правильный ответ,примерно фиксируется количество правильных ответов).
11. Рефлексия (анкетирование) (прил.5)

12 Итог урока.
Оценка урока учителем. Выставление оценок за работу на уроке ученикам
Для того, чтобы быть грамотными людьми, мы должны внимательно и бережно относиться к языку и умело пользоваться им как в письменной речи, так и в устной. Ведь, как говорится в русской пословице « Не умеющий ходить – портит дорогу. Не умеющий говорить – портит речь».

13. Домашнее задание. Собрать материал для творческой работы на тему: « И вновь весна на белом свете».



Приложение 1
Разряды местоимений

Личные
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Указывают на лица, которые участвуют в разговоре. Имеют категории: 1,2,3 лицо и единственное и множественное число.
Я показывает ,что говорящий имеет в виду самого себя.
Ты указывает на того, к кому обращается говорящий.
Мы и вы – формы множественного числа от я и ты. Местоимение Вы употребляется по отношению к одному человеку, когда нужно выразить уважительное отношение к нему и пишется в таком случае с большой буквы.
Все местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?
Он, она, оно, они указывают на того, оком говорят собеседники, так же и на неодушевлённые предметы. Имеют 3 формы рода. Поэтому отвечают на вопросы кто? что?
Все личные склоняются
При склонении изменяется не окончание, а всё слово. Например, падежные формы: я, меня, мне, меня, мной, обо мне.
Запоминаем правописание:местоимений 3 лица
В косвенных падежах к местоимениям 3 лица после предлога добавляется Н. Например, падежные формы: их, у них; им, к ним; ими, за ними; о них.
В предложении является подлежащим, дополнением.
Похожи на существительные.
Его,её,их нужно уметь отличать от омонимов притяжательных. Например: Я с нетерпением ждал её(кого?) . Я внимательно смотрел на него (на кого?). Прохожий указал на них (на кого?). (Указывают на лицо)

Возвратное себя
указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо. Действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому возвратное. Не имеет именительного падежа, рода, числа. Падежные формы: себя, себе, собой(ю), о себе. В предложении является дополнением. Похоже на существительное. Отвечает на вопросы косвенных падежей.
Притяжательные
мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.
Указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку, животному). Имеют категорию лица(1,.2, 3), числа. Изменяется по родам, склоняются как прилагательные. Отвечают на вопросы чьё, чья, чей, чьи. В предложении являются определением Похожи на прилагательные.
Его,её,их не изменяются по родам и не склоняются. Их нужно уметь отличать от омонимов личных. Например: Я смотрел в её (в чьи?) глаза. В его (в чьих?) руках какая-то особенная сила. (Указывают на принадлежность кому-либо). Перед ними после предлога Н не пишем.
Вопросительные и относительные
кто?, что?, какой?, каков?, чей?, который?, сколько?, куда?, где?, как?
Они очень похожи друг на друга. Это одни и те же слова, только выполняющие разные функции. Местоимение столько относится только к относительным Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных и восклицательных предложениях , а относительные используются для связи частей сложного предложения в роли союза. Например: Кто это был? Я знаю, кто это был. Вопросительные помогают при изучении грамматики. Когда нужно определить какой частью речи или членом предложения является слово, к нему подставляем именно вопросительное местоимение. В тексте они похожи на существительные (кто? что?),числительное (сколько), прилагательные (который? чей?), наречия (где? как?). Поэтому изменяются так же , как и эти части речи по родам (кроме сколько? нет рода), числам (кроме сколько? нет ед. числа), падежам (кроме каков? потому что краткая форма). Куда? где? как? вообще не изменяются.
В предложении являются подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением, сказуемым.

Неопределенные и отрицательные

некто, нечто никто, ничто
некоторый, некий, несколько некого, нечего
кое-кто,кое-что, кое-чей, кое-какой, никакой, ничей
кто-то, кто-нибудь, кто-либо и др. нисколько
Эти местоимения тоже похожи друг на друга. Неопределённые местоимения указывают на неизвестный предмет, признак, количество Образуются от относительных при помощи приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь. Изменяются так же , как относительные. В предложении являются подлежащим, определением, обстоятельством. В тексте они похожи на существительные, прилагательные, числительные.

Отрицательные указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Образуются от относительных при помощи приставок не- и ни-. Изменяются также, как относительные. В предложении являются подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством. В тексте они заменяют существительные, прилагательные, числительные.
Запоминаем правописание:
надо помнить 3 правила:
1) приставку кое- пиши через дефис, но если она разделена с местоимением предлогом, то
в три слова;
2) суффиксы –то, -либо, -нибудь всегда пиши через дефис;
3) приставку не- пиши под ударением и всегда слитно, а ни- находится в безударном положении. Её пиши тоже слитно, но если она разделена предлогом, то пиши в три слова.
Указательные и определительные
тот, этот, такой, таков, сам, самый, весь, всякий, каждый,
этакий, столько ,там, всюду, туда, сей, оный любой, иной, другой,

Их значение понятно из названия ,указывать на предметы, признаки, количество и определять их. Изменяются в зависимости от той части речи, которую они заменяют. Местоимение столько изменяется только по падежам, там и всюду вообще не изменяются. Все остальные изменяются как прилагательные.
В предложении являются определением, обстоятельством, подлежащим, дополнением, сказуемым.
В тексте они заменяют прилагательные, наречия, числительные, существительные



Приложение 3
Самостоятельная работа. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы

Он ( н_)чего (не) отвечал,( н_)чего здесь стоять, спросить ( н_) у кого, удивляться кому (то) , о ком (нибудь) заговорить, нельзя было (н_) с кем сравнить, ( н_) у кого (не) было,(н_)чего от _его (не) прятала, под чью (то) дудку,(н_)которые ученики, (н_)каких новостей, привыкать к _им, возражать _им, печатать для _их, печатать для _их газеты, (кое) в чём сомневаться,( кое) кто (не) пришёл, с (кем) либо побеседовать.




Самостоятельная работа. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы

Он ( н_)чего (не) отвечал,( н_)чего здесь стоять, спросить ( н_) у кого, удивляться кому (то) , о ком (нибудь) заговорить, нельзя было (н_) с кем сравнить, ( н_) у кого (не) было,(н_)чего от _его (не) прятала, под чью (то) дудку,(н_)которые ученики, (н_)каких новостей, привыкать к _им, возражать _им, печатать для _их, печатать для _их газеты, (кое) в чём сомневаться,( кое) кто (не) пришёл, с (кем) либо побеседовать.




Самостоятельная работа. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы

Он ( н_)чего (не) отвечал,( н_)чего здесь стоять, спросить ( н_) у кого, удивляться кому (то) , о ком (нибудь) заговорить, нельзя было (н_) с кем сравнить, ( н_) у кого (не) было,(н_)чего от _его (не) прятала, под чью (то) дудку,(н_)которые ученики, (н_)каких новостей, привыкать к _им, возражать _им, печатать для _их, печатать для _их газеты, (кое) в чём сомневаться,( кое) кто (не) пришёл, с (кем) либо побеседовать.




Самостоятельная работа. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы

Он ( н_)чего (не) отвечал,( н_)чего здесь стоять, спросить ( н_) у кого, удивляться кому (то) , о ком (нибудь) заговорить, нельзя было (н_) с кем сравнить, ( н_) у кого (не) было,(н_)чего от _его (не) прятала, под чью (то) дудку,(н_)которые ученики, (н_)каких новостей, привыкать к _им, возражать _им, печатать для _их, печатать для _их газеты, (кое) в чём сомневаться,( кое) кто (не) пришёл, с (кем) либо побеседовать.



Самостоятельная работа. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы

Он ( н_)чего (не) отвечал,( н_)чего здесь стоять, спросить ( н_) у кого, удивляться кому (то) , о ком (нибудь) заговорить, нельзя было (н_) с кем сравнить, ( н_) у кого (не) было,(н_)чего от _его (не) прятала, под чью (то) дудку,(н_)которые ученики, (н_)каких новостей, привыкать к _им, возражать _им, печатать для _их, печатать для _их газеты, (кое) в чём сомневаться,( кое) кто (не) пришёл, с (кем) либо побеседовать.




Приложение 4

Тест

1. Укажите строчку, в которой только личные местоимения:
а) у них, обо мне, я, тебя;
б) вам, вас, твой, когда;
в) за ними, мой, себя, тот;
г) к нам, наши, этот, никто.
2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) числительное;
б) глагол;
в) наречие;
г) прилагательное.
3.Какую особенность имеет склонение местоимений 3 лица?
а) не склоняются;
б) не имеют формы именительного падежа;
в) в косвенном падеже добавляется к местоимению после предлогов Н;
г) не имеют формы множественного числа.
4. Укажите неверное утверждение о возвратном местоимении:
а) совершаемое действие направлено на само действующее лицо;
б) принадлежит к группе существительных;
в) не имеет именительного падежа;
г) изменяется по родам.
5. Вопросительные и относительные местоимения в тексте не могут заменить:
а) числительное;
б) прилагательное;
в) существительное;
г) наречие.
6. Продолжите утверждение. Указательное местоимение другой изменяется
а) только по числам;
б) только по падежам;
в) по родам, числам, падежам;
г) не изменяется.
7. Найдите строчку без ошибок:
а) никому помочь, никого не люблю, где-нибудь;
б) некому позвонить, некому не нужно, кое-где;
в) не с кем поговорить, ничем не интересовался, сколько-нибудь;
г) не у кого спросить, никто не спросил, что либо.
8. Продолжите утверждение. Притяжательное местоимение в предложении обычно бывает
а) сказуемым;
б) определением;
в) обстоятельством;
г) дополнением.
9. Когда нужно определить, к какой части речи принадлежит слово, то следует подставить к нему местоимение:
а) отрицательное;
б) указательное;
в) вопросительное;
г) относительное.


Приложение 5
Анкета
1. На уроке я работал ( активно / пассивно).
2. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен).
3. Урок для меня показался ( длинным / коротким).
4. За урок я ( не устал / устал).
5.М.оё настроение стало ( лучше / хуже).
6. Материал урока мне был ( понятен / не понятен), ( полезен / бесполезен), ( интересен / скучен).
7. Задания теста мне показались ( лёгкими / трудными).

Анкета
1. На уроке я работал ( активно / пассивно).
2. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен).
3. Урок для меня показался ( длинным / коротким).
4. За урок я ( не устал / устал).
5.М.оё настроение стало ( лучше / хуже).
6. Материал урока мне был ( понятен / не понятен), ( полезен / бесполезен), ( интересен / скучен).
7. Задания теста мне показались ( лёгкими / трудными).

Анкета
1. На уроке я работал ( активно / пассивно).
2. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен).
3. Урок для меня показался ( длинным / коротким).
4. За урок я ( не устал / устал).
5.М.оё настроение стало ( лучше / хуже).
6. Материал урока мне был ( понятен / не понятен), ( полезен / бесполезен), ( интересен / скучен).
7. Задания теста мне показались ( лёгкими / трудными).

Анкета
1. На уроке я работал ( активно / пассивно).
2. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен).
3. Урок для меня показался ( длинным / коротким).
4. За урок я ( не устал / устал).
5.М.оё настроение стало ( лучше / хуже).
6. Материал урока мне был ( понятен / не понятен), ( полезен / бесполезен), ( интересен / скучен).
7. Задания теста мне показались ( лёгкими / трудными).

Анкета
1. На уроке я работал ( активно / пассивно).
2. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен).
3. Урок для меня показался ( длинным / коротким).
4. За урок я ( не устал / устал).
5.М.оё настроение стало ( лучше / хуже).
6. Материал урока мне был ( понятен / не понятен), ( полезен / бесполезен), ( интересен / скучен).
7. Задания теста мне показались ( лёгкими / трудными).

Психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе 17 детей 8 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст 12-13 лет. В начальных классах 4 года учились у одного учителя, начиная с 5 класса, второй год классный руководитель не менялся. Успеваемость в классе средняя, а качественная низкая, потому что всего 2 отличницы и 2 хорошиста. 5 детей учатся по программе 7 вида, 3 подвозимых из д. Чупино занимаются очень слабо, а это составляет половину класса. Из них 3 ученика второгодники. Особенно низкая успеваемость по русскому языку, литературе, математике, истории, географии, хорошая по физкультуре, трудовому обучению, ОБЖ. Домашнее задание качественно выполняют 5-7 учеников, остальные просто бездумно переписывают с учебника текст, потому что не понимают сути заданий и не могут справиться. Многие с удовольствием занимаются в спортивных кружках. Дисциплину часто нарушают на уроках английского, биологии, изо, истории, географии в основном 4 мальчиков ( все по пр. 7 вида). Они начинают играть между собой чем угодно, отвлекают других детей, мешают вести урок. Но они активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, занимают призовые места. Дети уже научились не обращать внимания на плохое поведение этих ребят на уроках, осуждают их за это, сами делают замечания. Самые активные ребята, а это5 человек, выполняют всю общественную работу, но организовать их не совсем просто. Класс разбит на микрогруппы, все вместе самостоятельно дети организоваться не могут, сразу же начинают ссориться, делить обязанности, поэтому всегда необходимо вмешательство классного руководителя, его руководство. Между собой дети не дружат, бывают случаи конфликтов между девочками и мальчиками, дерутся и мальчики между собой. Быть «главным» хотят многие, но ярко выраженного лидера в классе нет, сложно им стать в таком коллективе. Учителям работать в этом классе непросто.


15