Урок чтения Слова со стечением двух согласных в начале слова (1 класс)
Чтение
Тема урока: Слова со стечением двух согласных в конце слова.
Цель: развивать умение читать слова со стечением двух согласных в начале слова.
Задачи:
Образовательные: формировать навыки плавного послогового чтения слов, предложений, текста; уметь анализировать слова по звуковому составу.
Коррекционно-развивающие: уточнять, обогащать, активизировать словарь детей; развивать фонематический слух через упражнения в анализе-синтезе.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: учебник, настенная касса букв, индивидуальные кассы, карточки со слогами, конверты с буквами и предметными картинками, слоговые домики, сюжетная картинка «В саду», карточки с трудными словами, карточки «найди лишнее». Ход урока.
1. Организационный момент
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь по удобнее,
Начнем скорей урок.
-Давайте вспомним правила, которые пригодятся нам на уроке.
Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнем
Локотки на стол поставим,
Руки домиком сведём,
Руку левую кладём, Руку правую кладём.
И работать мы начнем.
-Проверьте все ли у вас готово к уроку.
--Сегодня к нам на урок придёт таинственная гостья. Она хочет знать, чему вы уже научились. А что это за гостья вы узнаете, отгадав загадку.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ... (весна)
- Назовите признаки ранней весны, которые вы уже знаете.
Солнце греет. Снег тает. Сосульки плачут.
Молодцы, весна вами довольна!
2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы лучше читать и проговаривать слова на уроке, сделаем зарядку для губ и языка.
-Вспомните песенку сердитого гуся. Ш-Ш-Ш-Ш.
-Песенку водички. С-С-С-С
-Как пищит комар.
З-з-з-з-з.
Кинезеологическое упражнение
-Ребята, Весна принесла нам скороговорку, а чтобы лучше услышать её, подготовим наши ушки.
Работа со скороговоркой.
-А теперь внимательно послушайте скороговорку.
Валя на проталинке
Промочила валенки.
-Давайте все вместе четко повторим скороговорку.
Повторение с прибавлением темпа ( 2 р.)
-Почему Валя промочила валенки?
-Вы сейчас оденете валенки? Почему?
3.Повторение изученного.
-Давайте вспомним и назовем изученные буквы, а Весна нас послушает. (Хоровое чтение букв)
-На какие группы можно разделить эти буквы. (На гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звука).
-Кто покажет и назовет гласные буквы? Один ученик называет буквы у доски, остальные дети повторяют за ним хором.
-Какие буквы назвал? Почему они гласные?
-Остальные буквы какие? (согласные) Почему они согласные?
-Назовите букву, которая не обозначает звука.
Молодцы!
-Ребята, Весна хочет послушать, как вы научились читать слоги и составлять слова с изученными буквами.
-Возьмите карточки со слогами положите их перед собой и прочитайте глазками.
Игра «Слоговое лото».
-Внимание ребята! Сейчас будут работать ваши глазки.
Чтение слогов по показу.
-Я показываю слог, читает тот, у кого на парте такой слог.
Слоги на партах.
Индивидуальный подход.
1 уровень – (2 слога)
2 уровень – (1слог)
Составление и чтение слов. Работа в парах.
-Какие слова можно составить из этих слогов.
Дети составляют слова.
Проверка знаний полученных на прошлом уроке.
-Ребята, кто вспомнит, какие слова мы учились составлять и читать на прошлом уроке? (Трудные слова)
-Я приготовила для каждого из вас такое слово. Но вот беда! Слова рассыпались. Помогите собрать их.
-Достаньте из конвертов буквы и картинки. Составьте слово и подберите картинку.
Индивидуальный подход.
1 уровень- стул (2 картинки – стол, стул)
2 уровень - крот (1 картинка – крот)
Разделим слова на слоги и подберем домик для каждого слова.
Посмотрите на картинки в домике. Какая лишняя и почему?
Молодцы ребята! Весна вами довольна.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
4.Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим учиться составлять и читать трудные слова, где две согласные в начале слова стоят рядом.
5.Изучение нового.
-Чтобы вам было легче преодолевать трудности, Весна превратит вас в волшебников, только сначала нужно отгадать загадку.
-Но прежде, чем прочитать вам загадку, хочу у вас спросить: «Какой праздник мы недавно отмечали? 8 МАРТА. Кого поздравляют в этот день?
-Все девочки и женщины любят, когда им дарят цветы.
-Я сейчас вам прочитаю загадку, а вы подумайте и скажите, о каком цветке идет речь?
-Подсказка есть у нас в классе.
Послушайте загадку.
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой,
желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Ответ: роза)
-Какой цветок стоит у меня на столе?
- Сейчас холодно и на улице розы не растут, но их выращивают в теплицах, чтобы люди могли круглый год покупать и дарить их своим близким.
Работа с кассой у доски и на местах.
На местах: делим слово на слоги. Сколько слогов?
-Откройте кассы
- Назовите первый слог. Какие звуки слышим?
-Какие буквы возьмем?
-Назвать второй слог. Какие звуки слышим? Какие буквы возьмем?
-Давайте, ребята, покажем Весне, как мы умеем работать в кассах.
Индивидуальный подход.
Сильный ученик работает у доски, а остальные в кассах.
-Составим слово. Прочитаем хором.
Составить звуковую схему слова.
Индивидуальный подход. Слабый ученик составляет звуковую схему слова.
Разделим слово на слоги, подберем картинку и поселим в домик.
-А теперь весна превратит вас в волшебников.
-Все встали.
Повертелись, покрутились
И в волшебников все превратились.
-Итак, волшебники, послушайте задание, которое вам приготовила «Весна». -Нужно добавить букву к слову «роза», чтобы получилось новое слово, которое обозначает явление природы. Во время этого явления гремит гром, сверкает молния, идет дождь.
-Весна предлагает нам три буквы, вам необходимо выбрать одну и добавить к слову. Давайте попробуем подобрать нужную букву и получить новое слово.
-Кто хочет попробовать свои силы?
Дети добавляют букву в кассах. Один ученик выходит к доске и подбирает букву.
После составления слова, читает его.
Хоровое чтение. Прочитаем слово все вместе. Что означает слово «Гроза»?
-Какую букву добавили? Какой кружочек добавим к звуковой схеме?
Делим слово на слоги все вместе.
- Сколько слогов.
-Подобрать картинку и заселить в слоговой домик.
Индивидуальный подход.
Молодцы! Выполнили задание Весны.
-Давайте опять станем учениками.
Повертелись, покрутились
И в детишек превратились.
6.Закрепление.
Работа с учебником.
-Давайте прочитаем трудные слова в учебнике, а Весна нас послушает.
-Откройте букварь, где у вас лежит закладка.
-Называем картинку и читаем слово. (Чтение по цепочке).
-Что изображено на картинке? (Роза). Прочитай слово.
Аналогичная работа продолжается с остальными словами.
Минутка тишины.
Мы читали , мы читали
И немножечко устали.
А теперь мы отдохнем.
Сладко , сладко так уснем.
Все проснулись, потянулись,
Друг на друга оглянулись и к работе все вернулись.
Работа с сюжетной картинкой в букваре.
-Посмотрите на большую картинку и скажите:
-Кого вы видите на картинке? -Сколько детей, посчитайте.
-Где находится дети?
-В нашей школе тоже есть сад? Какие ягоды растут в нашем саду?
-Перед тем, как употреблять в пищу ягоды, что нужно сделать?
-Немытые ягоды и фрукты есть нельзя, так как можно заболеть, а мы должны заботиться о своем здоровье.
-Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно меня послушайте и постарайтесь запомнить, о ком говорится в тексте.
-Прикройте учебники и сядьте правильно.
Первичное восприятие.
Чтение текста учителем.
Работа над содержанием.
-О ком говорится в рассказе? (В тексте говорится о детях?).
-Где находились дети? Кто запомнил, что росло в саду?
Словарная работа. (карточки).
-У вас на партах лежат карточки с трудными словами, которые нам встретятся в тексте. Давайте научимся их читать.
Чтение по цепочке хором совместно с учителем.
ли ла ри
сли Кла Гри сли-вы Кла-ва Гри-ша-Какое слово лишнее и почему?
Хоровое чтение.
А теперь давайте покажем нашей гостье, какие мы дружные и прочитаем рассказ все вместе.
Чтение по цепочке.
Теперь прочитаем рассказ по цепочке, а Весна послушает, как умеет читать каждый.
-Кто запомнил, названия каких ягод и фруктов нам встретились в рассказе?
-Давайте прочитаем слова с доски.
На доске слова. Дети читают слова. Затем открываются предметные картинки. Задание: «найди ошибку»
Виш-ни Сли-вы
Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте:
-Кто рвал сливы?
-Кто рвал вишни?
-А теперь скажите:
-Кого они звали на помощь? Пришли мальчики на помощь? Что можно сказать про мальчиков? Какие они? (отзывчивые, воспитанные, трудолюбивые)
-Что можно сказать про всех детей?
-С кого вы хотели бы взять пример? Почему?
Работа с предметными картинками.
-Возьмите карточки красного цвета. Посмотрите и скажите, какая ягода лишняя? Почему? (Мы о ней не читали).
-Ребята вишни и сливы в свежем виде долго не хранятся, поэтому люди варятся из них варенье и компот.
-За ваши труды Весна принесла вам угощенье. Это компот из сливы и варенье из вишни. После урока она вас угостит.
-Посмотрите на схему предложения.
-Сколько слов в предложении?
-Подберите предложение из прочитанного рассказа, подходящее к этой схеме.
7.ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
-Какие слова учились читать? Мы учились читать трудные слова.
-Что вам понравилось? Что бы хотели казать нашей гостье?
Оценка учебной деятельности.
Выставление оценок.
-А теперь положите руку себе на голову погладьте и скажите: «Какие мы молодцы!»
В первом классе обучается 5 учащихся. Два ученика отсутствуют.
По возможностям обучения оставшиеся учащиеся были разделены на 2 группы.
В первую группу я включила Токареву Елену, так как она наиболее успешно овладевает программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания этой девочкой, как правило, выполняются самостоятельно. Она не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этой ученицей программного материала. Ей доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения девочка успешнее остальных применяет на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий ей нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Во вторую группу я включила Скорикова Егора и Сушкову Таню. Эти учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения Егор и Таня испытывают несколько большие трудности, чем Лена. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
При выполнении самостоятельных заданий они, нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом снижается темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся этойI группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.