Мифы Древней Греции. Дедал и Икар.


УРОК № _______ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _______
Тема урока. Мифы Древней Греции. Дедал и Икар.
Цель урока: открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе.
Предметные: 
• познакомить учащихся с мифами; 
• развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; 
• находить ответы на поставленные вопросы словами текста; 
• давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение. 
Личностные: 
• умение слышать и слушать друг друга; 
• развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); 
• формирование границ собственного «знания» и «незнания»; 
• ориентация на выполнения моральных норм; 
• оценка поступков. 
Метапредметные. 
Познавательные УУД: 
1) Общеучебные: 
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
• поиск и выделение необходимой информации; 
• структуирование знаний; 
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; 
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; 
2) Логические универсальные действия: 
• формируем умение представлять информацию в виде схемы; 
• анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков; 
• построение логической цепи рассуждений; 
Коммуникативные УУД: 
• формирование умений работать в группах; 
• умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками; 
Регулятивные УУД: 
• формировать умение определять цель деятельности на уроке; 
• принимать и сохранять учебную задачу; 
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 
• адекватно воспринимать оценку учителя; 
• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, рабочая тетрадь , мультимедийная презентация., схема-кластер.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Ах, мифы, мифы! Им начало,
Конечно ж, положил НАРОД!
Потом МОЛВА их обтесала, 
Перенося из РОДА в РОД.
Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!
- Какие мысли появились?
2. Речевая разминка. Читай считалку ясно, чётко.
3. Проверка домашнего задания.Учащиеся пересказывают казахскую притчу «Умный Досбол». II. Актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы/
- Какие задачи мы будем решать на сегодняшний урок?
Что такое миф с точки зрения литературы;
Выяснить чему учит миф;
Выяснить значение мифов для общечеловеческой культуры.
-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор  изучаем мифы?
-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)
-Что мы должны сегодня извлечь из мифов? ( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)
- Мы сегодня будем работать с древнегреческим мифом «Дедал и Икар». Читать его мы будем с «остановками», постоянно «отгадывая», что же будет дальше.
-Пред чтением проведем словарную работу.
Афины  – город-государство в Аттике, которое с V века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. 
Акрополь – скалистый холм высотой 156 метров над уровнем моря находится в центре котловины Аттики. Крутой с трех сторон, он имеет подъем на вершину только с западной стороны.
Остров Крит  –  самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. 
(на слайде иллюстрация древнего изображения и современного)
Чтение текста учителем.    
Могла ли эта попытка увенчаться успехом? Почему?
3 часть – учебник с. 144  до первого абзаца.
Каким хочется видеть финал мифа?
Интересно ли было читать миф? Чему удивлялись?
Чтение текста учениками.
Работа по вопросам.
IV. Первичное закрепление.
 - Где жил Дедал?
 - Что он высекал из мрамора?
 -Чему он научил людей?
 -Кто помогал Дедалу?
 - Что с ним случилось?
 -Что пришлось делать Дедалу?
 -Куда он добрался?
 - Что выстроил мастер для критского царя?
 - Был ли Дедал свободным на острове?
 - О чем он стал мечтать?
 - Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?
Работа в группах. Составление кластера.
Кем был Дедал? Что он изобрел?
Физкультминутка
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь пальчики
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно в норках мыши.
VI. Самостоятельная работа. Составить кластер на тему "Дедал"
 - Для кого он делал крылья?
 - Как Дедал  учил сына?
- Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?
 - В какое время суток герои оказались над морем?
 - Нравился ли Икару полет?
 - Что случилось с юношей?
 - Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба            
   летящего сына? Какие строки говорят, что Дедал очень любил своего сына?
VI.  Введение нового знания в систему знаний.
 - Почему люди запомнили полет Икара? Как об этом написано в мифе?
 - Как вы думаете, была ли смерть Икара напрасной,   бесполезной?
- Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?
  (Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху).
Я предлагаю вам составить синквейн. Тема– миф. Напоминаю вам правила составления синквейна.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
 Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
 Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
 Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
  Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация.
VII. Домашнее задание предлагается двух вариантов.
Составить инструкцию пользования крыльями.
Написать письмо Дедалу.
Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Что у вас особенно хорошо получилось?
За что вы похвалили бы себя?
8. Подведение итогов урока.
Какое произведение мы читали сегодня?
Что вам показалось особенно интересным?
9. Домашнее задание.