КОНСПЕКТ УРОКА МДК.03.02 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»
КОНСПЕКТ УРОКА
МДК.03.02 «Теория и методика развития речи у детей»
Тема: Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста
Преподаватель: Денисова Т.Р.
Дата проведения: 14.03.2014 г.
Учебная группа: 3 -А
Специальность: 050144 Дошкольное образование.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Цели урока: Организация деятельности студентов по овладению новым учебным материалом; формирование профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения занятий по обучению пересказу с дошкольниками.
Задачи:
образовательные:
изучение методики обучения дошкольников пересказу;
формирование умений применять теоретические знания при решении профессиональных задач;
развивающие:
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
совершенствование рефлексивных умений, навыка целеполагания;
совершенствование навыка контроля и самоконтроля;
развитие аналитического мышления;
развитие умения оценки и анализа источника информации в соответствии с учебной задачей;
развитие коммуникативных умений и навыков;
воспитательные:
воспитание стремления к самообразованию и самосовершенствованию;
воспитание умения выслушивать и уважать мнение других.
воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
ПК 3.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
Технологии: субъектно-деятельностная, компетентностно-ориентированного обучения, ИКТ.
Оборудование:
компьютерная презентация;
компьютеры;
карта формируемых компетенций;
поурочные папки на каждого студента;
макет памятки молодому воспитателю «Обучение дошкольников пересказу»;
выставка произведений детской художественной литературы
оборудование для проведения занятия: шапочки Лисы и Рака, иллюстрации к сказкам с изображением лисы.
Карточки «Структура занятия по пересказу»
Учебные пособия:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М.,1997
2.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М. Академия, 2008
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт «Развитие речи»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] интерактивный портал «Сказки»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] методический портал «ЗАВУЧ.инфо»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] детский портал «Солнышко»
Ход урока
Этапы урока
Учебные задачи этапа
Содержание этапа
Деятельность педагога
Деятельность студентов
1. Организационный
Обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Актуализация и систематизация знаний
-Какой раздел мы сейчас изучаем?
-Раскройте содержание понятия «связная речь»
-Какова роль обучения связной речи в общей системе речевой работы в ДОУ?
-Охарактеризуйте приёмы обучения связной речи, заполнив предложенную таблицу:
Приёмы обучения рассказыванию
Возрастная группа
Характеристика
Письменно отвечают на вопросы. Заполняют таблицу.
2. Постановка учебной проблемы. Мотивация учебной деятельности
Создание мотивационного поля. Формирование целенаправленного характера учебной деятельности
Сегодня перед нами стоит задача: Составить «Памятку молодому воспитателю «Обучение дошкольников пересказу»
-Достаточно ли на данном этапе обучения ваших знаний, чтобы сделать это? Чего вам не хватает?
-Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока.
-На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ в Памятке?
Мотивация освоения темы
Рассуждения студентов.
Формулирование вывода: на данном этапе обучения не хватает теоретических знаний и практических умений
Формулирование задачи урока: познакомиться с методикой проведения занятий по обучению пересказу детей дошкольного возраста
Формулирование вопросов для Памятки (составление плана изучения материала)
-Значение пересказа для дошкольников
-Требования к произведениям для пересказа
-Виды пересказов, используемые в ДОУ
-Задачи и содержание работы с детьми по обучению пересказу детей разного возраста
-Методика проведения занятий( структура, приёмы работы)
3. Реализация учебных задач. Усвоение новых знаний
Получение обучающимися конкретной информации по изучаемой теме. Организация продуктивного взаимодействия в подгруппах, парах
На вопрос в чём значение пересказа для дошкольников вы дадите ответ самостоятельно. Работаем в подгруппах.
1 подгр- Стародубова с.108-109
2 подгр-Алексеева с.287-288
Прошу вас разрешить профессионально-ориентированные ситуации
- Воспитатель планирует занятие по пересказу произведения Н.Носова «Незнайка на Луне». Возможно ли это?
-В чём ошибка воспитателя: «Дети, сегодня мы перескажем стихотворение С.Есенина «Берёза»
-Можно ли пересказывать народные сказки? Почему?
-Какие ещё жанры можно использовать для пересказа?
По сути мы обозначили требования к текстам для пересказа
-Выберите из представленной выставки детской художественной литературы произведение и проанализируйте его возможность( или невозможность) использования на занятиях по пересказу. Работаем в парах
Для того, чтобы занятия по пересказыванию не были однообразными, используются разные виды пересказов. Обратите внимание на слайд (Виды пересказов) Какой,на ваш взгляд, из этих видов используется в ДОУ чаще всего? Чем это объясняется?
Современная методика рекомендует начинать обучение пересказу с коротких рассказов, которые может составить и сам воспитатель, или позаимствовать на специализированных Интернет-ресурсах, таких, например, как сайт «Развитие речи»
Какие ещё виды пересказа определяются методикой?
Как вы понимаете что такое выборочный пересказ? творческий пересказ? сжатый пересказ?
К какому виду пересказа целесообразно отнести рассказ «Бабочка»( с которым вы познакомились на сайте «Развитие речи», сказку «Два Мороза», Н.Носова «Огурцы»?
-Не смотря на такое разнообразие видов пересказов существует определённый алгоритм проведения занятий по пересказу, типовая структура. Попробуйте определить её самостоятельно, разложив карточки «Структура проведения занятия по пересказу» в определённом порядке
Деловая игра. Проведение занятия на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Я провела занятие в соответствии с тем алгоритмом, который определён современной методикой.
Внесите изменения в определённую вами структуру занятия (при необходимости).
Работа в подгруппах по различным источникам информации.
Представление результатов работы. Сравнение подходов к данному вопросу разных исследователей.
Самоконтроль с опорой на текст презентации
Заполнение соответствующей графы Памятки
Формулирование требований к текстам для пересказа
Самоконтроль с опорой на текст презентации
Заполнение соответствующей графы Памятки
Анализ выбранных произведений
Формулирование вывода, что чаще используется пересказ подробный, близко к тексту. Это объясняется не только тем, что он проще и легче, но и тем, что он служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех деталях, а так же средством усвоения логики образца и его языка.
Знакомство с произведениями для пересказа, предлагаемыми на сайте «Развитие речи» (www/r-rech.ru)
Рассуждения студентов
Самоконтроль с опорой на текст презентации
Заполнение соответствующей графы Памятки
Определение структуры занятия по пересказу
Просмотр занятия. Участие в занятии в роли дошкольников.
Самоконтроль с опорой на текст презентации. Заполнение соответствующей графы Памятки.
4. Развитие учебных задач. Применение новых знаний
Формирование умения применять теоретические знания при решении профессиональных задач. Организация продуктивного взаимодействия в малых группах
Проанализируем занятие из пособия В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в средней группе» с.82
-Все ли структурные части занятия представлены в данном конспекте?
На каждом этапе занятия по пересказу используются определённые приёмы, способствующие восприятию, запоминанию или воспроизведению художественного текста
Выделите приёмы работы в просмотренном занятии, в занятии из пособия Коротковой Э.П «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
в занятии на тему «Пересказ сказки «Заюшкина избушка» (в поурочных папках)
- Обсудим получившиеся результа
ты.
Анализ конспекта занятия, выделение, выделение структуры.
Анализ занятий, выделение приёмов работы. Представление результатов работы.
Самоконтроль с опорой на текст презентации. Заполнение соответствующей графы Памятки
5. Рефлексия
Осмысление обучающимися своей деятельности. Обеспечение самоконтроля
- Подводя итог занятия, давайте вернемся к вопросам, которые вы перед собой поставили. Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной вначале урока?
Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи? Что еще предстоит узнать? Чего не хватает в нашей Памятке? (методических источников, где можно найти информацию по данной теме)
-Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока?
У каждого из вас останется «Памятка молодому воспитателю» по изучаемой сегодня теме.
- Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке?
-Какие моменты в уроке позволяли вам поддерживать внимание, не отвлекаться от темы?
-Заполните лист самооценки
да
нет
1
Я активно участвовала в уроке
2
Мне было интересно
3
Мои ответы были аргументированы
4
Я была невнимательна. отвлекалась
5
Самооценка за урок
6
На уроке формировались следующие компетенции
Самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности. Заполнение листа самооценки
6. Домашнее задание
Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Установление логических связей с содержанием следующего урока.
- Возможно, на некоторые вопросы, которые остались недостаточно проработаны вами в ходе урока, вы получите ответы, выполняя домашнее задание. Выберите уровень сложности, на котором вы, на ваш взгляд, можете работать и запишите соответствующее домашнее задание.(слайд презентации)
Самостоятельный выбор вида задания на основе оценки собственных возможностей. Уточнение способа выполнения домашнего задания.
7. Оценивание
Качественная оценка индивидуальной и групповой работы
13PAGE 15
13PAGE 14315
15