Конспект классного часа Проблема отцов и детей (5 класс)


Автор: Радионова Валерия Валерьевна
МБОУ СШ №49 г. Ульяновск
Учитель истории, обществознанияТема классного часа: «Конфликт отцов и детей»
Цель: помочь учащимся научиться избегать конфликтных ситуаций в общении с родителями
Задачи:
Образовательные:
Выявить причины конфликта между старшим и молодым поколениями.
Рассмотреть основную причину конфликта — отсутствие взаимопонимания;
Побудить учеников иметь более теплые взаимоотношения со старшими;
Развивающие:
сплочение учебных групп;
формирование коммуникативных компетенций;
Воспитательные:
способствовать формированию у студентов уважительного отношения к семье и родителям.
Оборудование: проектор, ноутбук, доска, музыкальное сопровождение;
План классного часа:
Оргмомент (2 мин.)
Вводное слово учителя (3мин.)
Игра «Коробочка» (5мин.)
Обсуждение в группах (10мин.)
“Свод правил отцов и детей” (4мин.)
«Незаконченные предложения» (10мин.)
Рефлексия (2мин.)
Ход классного часа
I. Оргмомент (2 мин.)
Учитель: Мы сегодня будем с вами разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор, который мы посвятим проблеме всех времён и народов… Проблеме отцов и детей.
Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ, живший в 5 веке до нашей эры, говорил об этом. «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя» (Сократ).
Эту проблему затронул в своём романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев. Как видите, она существовала во все времена и остро стоит сегодня. Мы собрались для того, чтобы попытаться найти ответ на вопросы: разрешим ли конфликт между отцами и детьми?
Игра «Коробочка»
Перед вами коробочки с вопросами. Предлагаю вам вытягивать по одному вопросу и отвечать на него.
1. Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше понравилось?
2. Что вы планируете сделать вместе с семьёй в предстоящее полугодие?
3. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем отце?
4. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?
5. Назовите одну из ваших семейных традиций.
6. Назовите, то что вас делает счастливым в семье.
7. Назови одно из мест, куда вы больше всего любите ходить вместе с семьей.
8. Назовите две вещи, которые вы сделали бы для семьи, если бы стали
президентом.
9. Какие есть два секрета, на ваш взгляд, прочной и дружной семьи?
10. Какими, по вашему мнению, будут семейные отношения через 100 лет?
11. Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?
12 Согласны ли вы, что применение наказания- лучший способ добиться от детей послушания?
13. Назовите один из подарков, который бы вы хотели от родителей в день рождения?
14. Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?
15. Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье?
16. Какой я вижу свою собственную семью?
-Большое спасибо вам за откровенность.
-Итак, конфликт между родителями и детьми. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из  состояния конфликта с наименьшими потерями.
Учитель: Вопрос для учеников: Каковы причины конфликтов, по вашему мнению? (записываем на доске).
1. Нет согласия, равноправия2. Несовпадение интересов.3. Непонимание.4. Недоверие, насмешки.5. Излишняя опека.6. Не умение слышать друг друга.7. Равнодушие.8. Неуважение к личности.9. Ложь и неискренность.10. Вредные привычки.11. Досуг.12. Поведение.
Все реплики можно разделить на 5 групп.
1. Поведение. Громкое, непристойное поведение на улице. В общественных местах молодые люди шумят, толкаются, громко смеются и т. п.
Причины: молодые люди импульсивны, им надо выплескивать молодую энергию, все это выливается в шумное веселье, безудержное буйство. Бунтарский дух переходного возраста также приводит их к вольностям и хулиганству.
2. Речь. Молодежь не следит за своими словами, позволяет себе пошлости, неприличные выражения, непочтительное обращение к старшим.
Основной причиной является пример окружающих взрослых, речь которых тоже далека от чистоты в выражениях. Кроме того, своим нахальством старшеклассники пытаются быстро решить возникшие трудности.
3. Одежда. Молодые люди одеваются крикливо, вызывающе, непристойно, слишком яркая косметика, много бижутерии и т. д.
Причина: молодежь стремится своим внешним видом обратить на себя внимание, чтобы их заметили. Кроме того, молодые люди таким способом показывают свою «продвинутость», желание следить за модой. Иногда на стиле одежде сказывается пропаганда средствами массовой информации, особенно рекламой, распущенности как образа жизни.
4. Музыка. Непонятное громыхание, не похожее на музыку, слов не слышно, песни без смысла.
5. Отношение к старшим. Молодежь часто проявляет неуважение к старшим, непочтение к их возрасту, отпускает насмешки, допускает обзывания, резкие реплики в ответ на замечание и т. д.
Учитель: старшее поколение имеет причины быть недовольным молодежью. Но и молодежь, в свою очередь, имеет много претензий к старшему поколению. Они по- разному воспринимают окружающий мир. Не всегда обе стороны правы. Но и те и другие делают очень мало, чтобы наладить взаимоотношения друг с другом. Отсутствие коммуникации между поколениями является основой существующего непонимания и неправильного отношения друг к другу.
Обсуждение в группах.
Нужно разделить класс на две группы и дать им вопросы для обсуждения внутри своей группы.
Вопросы для первой группы:
1. Каковы сильные стороны старшего поколения?
2. Каковы слабые стороны молодого поколения?
Вопросы для второй группы:
1. Каковы сильные стороны молодого поколения?
2. Каковы слабые стороны старшего поколения?
Обсуждение должно длиться не больше 5-7 мин.
Учитель:Какую линию поведения избрать? Наверное придерживаться каких то правил.
– Давайте их назовем. И в конце нашего разговора составим свод правил “Отцов и детей”.
“Свод правил отцов и детей”. 
Когда ты день рожденья справишь,И соберется вся родняЕе ты с гордостью представишь:“Вот это всё – моя семья!”А если вдруг на праздник дажеНагрянут невзначай друзьяО них ты тоже точно скажешь:“Вот это всё – моя семья!”Кольцо невесте надевая,Чувств сокровенных не тая,Ее с любовью называешь:“Вот это всё – моя семья!”И вот детишек стая,Как колокольчики звенят,За них ты гордость не скрываешь:“Вот это всё – моя семья!”И в жизни ты не мало сделал,Чтобы цвела земля твоя,Теперь сказать ты можешь смело:“Моя страна – моя семья!”У нас у все одна забота,Чтобы жила страна моя.Моя семья – семья народов,Моя страна – моя семья!
«Незаконченные предложения»( Работа в группах)
А сейчас предлагаю вам поработать в группах. Составить портреты идеальной семьи, родителей и детей.
- Как вы понимаете слово идеал?(сначала говорят)
- Посмотрите, как даётся определение слова «Идеал» в словарях.
Первая группа – вам предлагаю составить портрет идеальных родителей
Вторая группа – создаст словесный портрет идеального ребенка.
Третья группа - составит словесный портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения:
предложения для каждой группы:
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
-Посмотрим, что же у нас получилось. Какая группа первая? (дети читают и прикрепляют цветок)
-Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.
V. Рефлексия
Наше общение подходит к концу. Полезен ли был наш разговор? Возможно ли разрешение конфликта между детьми и родителями?
Ребята, у меня в руке лепесток цветика-семицветика. Помните сказку Валентина Катаева…Лети, лети лепесток. Через запад на восток…Этот лепесток обладает волшебной силой – исполнением желаний. Предлагаю вам вспомнить наш разговор, дотронуться до лепестка и продолжить фразу – желание. Если вы не хотите озвучить своё желание, дотроньтесь до лепестка и загадайте его молча. Разрешите я начну. Я хочу, чтобы в моей семье все понимали друг друга. (отдаю лепесток и ребята передают его) Последний ребёнок прикрепляет его.)
- Наши желания сбудутся в том случае, если мы будем стремиться стать идеальными детьми, родителями и тогда в семье будет гармония.
Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор­чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен­но и бескорыстно любят вас.