Конспект урока по литературному чтению по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №16" г. СолнечнодольскРазработка урока с технологической картой на тему: «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас.
Л. Андреев «Петька на даче»»
Подготовила: учитель начальных классов
Бегун Наталья Юрьевна
г. Солнечнодольск2014 г.
Тема: «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Л. Андреев «Петька на даче»» (3 урок)
Цели:
Образовательные: научить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; помочь сравнить жизнь ровесников, живших 100 и более лет назад, с собственной.
Развивать: связную речь, оперативную память, произвольное внимание, логическое мышление, умение работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, предполагать и делать выводы.Воспитывать: интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы, чувство коллективизма, любознательность.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: развитие эмпатии и сопереживания, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
- Коммуникативные УУД: ориентация на позицию других людей, отличной от собственной; уважение иной точки зрения; умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, работа с учебником, словарем; ориентация в тексте.Оборудование: Чуракова Н.А. Литературное чтение:учебник 1 часть 4 класс, толковый словарь, фишки трех цветов для оценивания стихотворения (красные- отлично, зеленые -хорошо, синие - удовлетворительно, белые плохо); памятки; слайд презентация,.
Технология проведения
Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
1Вызов
Самоконтроль готовности.
Реакция на учителя, внимание.
Высказывают свое предположение.
С помощью учителя формулируют тему урока и постановку учебной задачи.
Ставят цель урока.
Высказывают свое предположение.
Проверка готовности.
Предлагает общую установку на урок. - СЛАЙД1Здравствуйте ребята.
Внимание на слайд. Читаем хором
Зазвенел звонок для нас.
Мы зашли спокойно в класс.
Встали мы у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Посмотрите на свои рабочие места, все ли готово к работе? Кто готов займите свои места.
Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. Поставьте себе ту оценку, которую вы планируете получить по окончании урока. Что необходимо, чтобы добиться поставленной цели? (Слушать, рассуждать, активно работать, давать полные ответы, быть внимательным)
СЛАЙД2Корень учения горек, да плод его сладок.
-Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Учиться бывает не легко, но образованный человек в жизни более успешный.)
Итак, вперёд навстречу знаниям.
СЛАЙД 3
- Над какой главой учебника мы с вами работаем? («Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас ")
- Чему мы должны научиться на уроках по изучению художественных произведений этой главы? (Мы должны научиться сравнивать жизнь детей живших задолго до нас и нашу жизнь.)
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Найти сходства и различия со сверстниками, жившими задолго до нас, расширять читательский кругозор.)
- С каким произведением мы познакомились, изучая эту главу? С произведением Леонида Андреева «Петька на даче»
-Что мы узнали о жизни сверстников, живших более 100 лет назад из этого произведения? Запишите свои предположения на индивидуальных карточках в графу знаю.
На примере Петьки мы увидели, что некоторые из них с детства работали. Что дети богатых родителей имели возможность учиться, а бедные нет. Жизнь была серой и однообразной. Многие дети даже не имели возможности выехать за город
- Что вы написали (опросить 2-3 человека)
-Что вы хотели бы узнать на этом уроке? Как они одевались? Где учились? Чем мы с ними похожи, а чем нет.
- Как вы думаете, так ли тяжела была жизнь ваших сверстников 100 лет назад? Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос и обратимся к миру живописи. Но прежде отгадайте загадку.
2.Осмысление Под руководством учителя и с помощью своих товарищей, отвечают на вопросы, которые сами поставили на стадии «вызова».
Коллективная работа.
Работа в паре и группе.
Работа в паре (заполни таблицу сравнения) Короткое обсуждение.
СЛАЙД 4
Стоит весёлый светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и считают, рисуют и играют! (школа)
-Каждый год 1 сентября школьный звонок приглашает миллионы ребят в школу. Прочитайте в учебнике (с150) разговор Евдокии Васильевн со своими учениками. Какой вопрос задал Миша? Как на него ответила Евдокия Васильевна?
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ
-Раньше детских садов не было. Как вы думаете, кто же обучал дошкольников и готовил их к дальнейшему обучению? (Домашние учителя- гувернёры.)
-Кто мог себе позволить нанимать домашних учителей. (Купцы и дворяне)
-Где продолжали обучение дети из дворянских и купеческих семей?
( В гимназии)
-Откуда мы это узнали? Из рассказа в учебнике.
- Да, ребята, ведь учебник основной источник знаний.
СЛАЙД 5
-А как же Петька и другие дети, у которых родители не были богаты?
Прочитайте, что об этом говорит Евдокия Васильевна (стр150-151)
-Настя Козлова подготовила небольшое сообщение о школе для крестьянских детей. (Читает сообщение).
-Что нового вы узнали из Настиного рассказа?
СЛАЙД6-Рассмотрите репродукцию Николая Богданого-Бельского «У дверей школы» Попробуйте подтвердить, что мальчик изображенный на картине, жил более 100 лет назад.(одежда, обувь, сумка).
Ребята, следующую работу вы выполните в парах.
Сравни внешний вид вашего ровесника 19 века и внешность современного школьника. Свои наблюдения напиши в таблицу. На эту работу даётся 2-3 минуты.
Все ребята, которые приходят издалека, одеты примерно также: на ногах лапти, в руках посох, подранная одежда, вместо портфеля- котомка.)
-Опишите классную комнату. Есть ли в ней предметы, которые, роднят её с современным классом? (Парты, меловая доска)
-Как созданы образы детей, и их трудное детство в литературе? (При помощи описания их жизни, внешности и внутреннего состояния).
-Как показано трудное детство художником? (Через описание внешнего вида)
Ребята, какой вывод мы можем сделать исходя из темы урока? Несмотря на то что все ученики не похожи на нас- у нас с ними много общего.
-Какие общие проблемы вы можете назвать? (Взаимоотношения со сверстниками, формирование умений не сдаваться в сложных ситуациях и не бояться трудностей)
3 Рефлексия Размышление и обобщение того что учащийся узнал на уроке.
СЛАЙД 7Ребята, в начале урока вы написали то что уже знали о сверстниках живших задолго до вас. Запланировали, что хотели узнать. Запишите, то, что узнали.
- В чем вы увидели отличие школы прошлых лет от современной?
-Что в них общего?
-Что нового вы открыли на уроке?
С помощью чего вы сделали такие открытия?
-Что вас особенно взволновало?
Ребята. В начале урока вы запланировали получить определенную оценку. Что вы запланировали и что на ваш взгляд вы заработали за этот урок? (Свободные высказывания учащихся)