Конспект урока чтения Г.Х.Андерсен Снежная королева


План-конспект урока чтения и развития речи
по сказке   Г.Х.Андерсена
«Снежная королева».
Образовательные: знакомство с VIII (1) частью сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Коррекционные: развитие навыка сознательного, плавного чтения, умения ориентироваться в тексте, развитие устную речь путем пересказа, обогащение активного и пассивного словаря.
Воспитательные: воспитание любви к чтению, формирование понятия о нравственных нормах общежития, правилах и обязанностях человека в обществе.
Оборудование: учебники, цветные иллюстрации к изучаемому отрывку произведения.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Тихо сели, настроились на работу.
Предлагаю на минутку стать поэтами. Кто такой поэт?
Помогите мне сочинить до конца стихотворение.  Подберите пропущенные слова в рифму и по смыслу
Слушать мы её …..    (любили)Когда   …… были  (маленькими)Подскажу я вам, что в ….. (ней)
……… всегда сильней .(Доброта)
-Это загадка. Кто ее отгадал?
-Ребята вы уже прочитали много сказок. Чему учит сказка?
- Сказки учат  добру и справедливости.
- Я желаю вам быть сегодня на уроке  добрыми и справедливыми друг к другу.
II. Сообщение темы, целей урока
- Вспомните. Какую сказку мы читали на прошлых уроках?
( «Снежная королева».)
- Кто автор?
- Эту сказку написал Х. – К. Андерсен (портрет)
В сказках Андерсена, как и во всех других – добро борется со злом, и добро всегда одерживает победу.
Сегодня мы попробуем разобраться, кто и что помогает одержать победу над злом на примере сказки «Снежная королева»
III. Проверка домашнего задания.
Вы сделали иллюстрации к сказке. Давайте сделаем выставку ваших работ.
В ваших работах отражены различные эпизоды сказки. Внимательно посмотрите и определите, чей рисунок должен быть первым расположите работы в той последовательности, в которой они расположены у автора.
Перескажите ту часть сказки, которая отображена на вашем рисунке.
Содержание сказки вы знаете хорошо, вот все ли внимательно читали сказку,
Словарная работа: доверительный, теплый, дружеский, нежный, заботливый, доброжелательный.
- Как дети относились друг к другу?- Дети были друзьями, относились друг к другу с теплотой и пониманием.
-Найти описание снежной королевы в учебнике (стр. 132)
-Подумайте, почему Снежная королева заглянула в окно Кая?
- Что мальчик обещал с ней сделать? (Кай обещал посадить её на печку и растопить на огне).
-Что случилось с Каем?
(осколки попали)
-Какие изменения произошли?
-Куда его поместим?
-Как произошла вторая встреча Снежной королевы и Кая? (рисунки)
-Слушая рассказы , давайте проследим, как изменилось отношение Кая к Снежной королеве?
(Она его околдовала, он перестал ее бояться и забыл про все. Она стала казаться ему самой красивой и умной.
Она превратила сердце мальчика в лед
Она думала только о себе.)Каким словом можно назвать это чувство?
Эгоизм)  (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. -Теперь можем определить куда ее поместить?
-Что же было с Гердой, когда Кай не вернулся?
Река
-Герда пожертвовала самым дорогим, что у нее есть, ради спасения друга (красные башмачки)
Старушка –цветочница – помощь или препятствие?
Сначала помогла, вытащила из реки, а затем заколдовала
-Чем она похожа на Снежную королеву? (эгоистична)
-Что помогло вспомнить все ( сердце, розы)
Это еще одно испытание. Герда могла жить среди цветов, ни о чем не печалясь. Она же очень любит их.
Слезы оживили цветы.
-Можно отнести цветы к помощникам добра?
Осень уже.
-Когда Герда отправилась на поиски Кая? (весной)
-Сколько месяцев она уже в пути, если она убежала от старушки осенью.
-Какое время года пролетело незаметно?
IV/Физкультминутка.-Продолжаем.- Каким свойством обладает зеркало? (Хрупкое, отражает, холодное, стеклянное, блестит.Осколки - острые, опасные)-Чтобы не пораниться, у нас символические. Собрать осколки зеркала и посмотреть что получится?
-Не можете, может быть у кого-то из вас те же есть льдинки на сердце, как у Кая?
(получается слово «вечность»)
-Что было вечно у Снежной королевы? (власть)
-Доброта, любовь , дружба, взаимовыручка)
-Кого увидела Герда когда села отдохнуть? (ворона)
-Когда Герда узнала, что якобы Кай жив и женился, могла повернуть домой, но она очень хотела его увидеть , удостоверится что он живой.
Могла остаться и спокойно жить
Любовь может преодолеть все.
-Как могли поступить принц и принцесса?
(выгнать)
Разбойники
-Изменилась ли разбойница?
( перед вами слова и выражения, описывающие маленькую разбойницу)
(дрянная девченка. Посадила Гарду на оленя. Положила подушечку .чтобы мягче сидеть.дала хлеба и велела беречь Герду. ужасно ибалованна. упряма. сильная. печальные глаза. щекотит оленя под шеей острым ножом.
Сначала_ зло . затем добро
- Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.
Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!
Вывод: сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее.
Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку?
( Герда : самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная.
Кай: злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный .-Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте , а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них.
Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.
- Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.
V. Итог урока по целям.
- Какие сказки Андерсена вам знакомы ещё?- : «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» и др.
Андерсен писал сказки и дарил их людям…Сказки писателя приносили людям радость, помогали увидеть удивительный мир. Андерсен смотрел на мир по-своему, видел необычное, любил путешествовать…
Есть выставка книг (заранее выставлены книги), берите книги и больше читайте в свободное время. Это поможет вам лучше читать и больше знать. 
Сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее.
Желаю, чтобы вам никогда не попадал такой осколок и вы всегда были бы добрыми людьми.
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!
Рефлексия.
Домашнее задание.
Прочитать стр.135-138,  пересказать близко к тексту понравившийся эпизод.