Конспект урока русского языка
Тема урока СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ РИДАТОЧНЫМИ
Класс – 9
Цель – углубить знания учащихся о СПП, повторить главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение, дать понятие о классификации СПП с несколькими придаточными.
Задачи.
Обучающие:
- учить находить СПП с несколькими придаточными и определять вид подчинения;
- учить ставить знаки препинания при однородном и последовательном подчинении;
- повторить некоторые орфограммы;
- учить чертить разные виды схем.
Развивающие:
- развивать наблюдательность,
- развивать навык самостоятельной работы с проблемными задачами (развивать аналитическое мышление);
- развивать словарный запас учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать навык самостоятельной работы;
- воспитывать монологическую речь учащихся;
- воспитывать умение слушать.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. ТЕСТ – СЛАЙД 2 – 4
Проверка – СЛАЙД 5 – 7
- Найдите главную часть, найдите придаточную часть
Формирование умения разграничивать грамматические факты
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-Назовите придаточные предложения.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
СЛАЙД 8 – 11
Подготовка учащихся к восприятию темы, учащиеся на примере третьего предложения из тестового варианта уже увидели пример СПП с несколькими придаточными
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
СЛАЙД 12 – 13
Цель урока:
- познакомиться с видами подчинения СПП с несколькими придаточными;
учиться ставить знаки препинания при однородном и последовательном подчинении.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕОРИИ (ПАРАГРАФ 9, С. 53 – 55)
АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ
СЛАЙД 14
- Найдите главное предложение.
- Найдите первое придаточное предложение. Задайте к нему вопрос. Найдите средство связи (союзное слово когда).
- Найдите второе придаточное предложение. Задайте к нему вопрос. Найдите средство связи (союз где).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Как называется такой вид подчинения? (последовательным)
СЛАЙД 15
- Найдите главное предложение.
- Найдите первое придаточное предложение. Задайте к нему вопрос. Найдите средство связи (союзное слово когда).
- Найдите второе придаточное предложение. Задайте к нему вопрос. Найдите средство связи (союз чтобы).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Как называется такой вид подчинения? (параллельным)
СЛАЙД 16.
- Найдите главное предложение.
- Найдите придаточные предложения?
- Какой один вопрос можно задать к этим предложениям? (что)
- Найдите средство связи придаточных предложений с главным. (союз как)
- Чем похожи эти придаточные предложения?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Как называется такой вид подчинения? (однородным)
СЛАЙД 17.
- Найдите главное предложение.
- Найдите первое и второе придаточные предложения.
- Чем похожи эти придаточные предложения? Какой вопрос можно задать к ним? Назовите средство связи. (союз как)
- Найдите следующее придаточное предложение. От какого предложения зависит это придаточное, задайте вопрос. Назовите средство связи (союзное слово которого).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Как называется такой вид подчинения? (комбинированное)
ОБОБЩЕНИЕ.
- Какие виды подчинения СПП с несколькими придаточными вы знаете?
ОСОБЕННОСТИ ПУНКТУАЦИИ ПРИ ОДНОРОДНОМ ПОДЧИНЕНИИ. ПУНКТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.
СЛАЙД 18.
- Перед вами сейчас будет поставлена пунктуационная задача. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
13 EMBED
· PowerPoint.Slide.8 1415
СЛАЙД 19.
- Давайте проверим.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Назовите вид подчинения придаточных в этих предложениях. (однородное)
- Прочитайте со знаками препинания первое предложение.
- Назовите главное и придаточное предложения.
- Прочитайте со знаками препинания второе предложение.
- Назовите главное и придаточное предложения. Как вы думаете, почему мы не поставили знаки препинания между придаточными предложениями? (есть союз и)
- Прочитайте со знаками препинания третье предложение.
- Назовите главное и придаточное предложения. Влияет ли отсутствие повторяющегося союза на постановку знаков препинания. (нет, союз подразумевается).
- Как вы думаете, почему мы не поставили знаки препинания между придаточными предложениями? (есть союз и)
Обобщение. СЛАЙД 20.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ОСОБЕННОСТИ ПУНКТУАЦИИ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОДЧИНЕНИИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
СЛАЙД 21.
- Спишите предложения.
- Найдите в первом предложении главное предложение. Найдите первое придаточное. Задайте к нему вопрос, определите средство связи. Найдите второе придаточное предложение, от какого предложения к нему зададим вопрос? Какой вопрос. Назовите средство связи.
- Найдите во втором предложении главное предложение. Найдите первое придаточное. Задайте к нему вопрос, определите средство связи. Найдите второе придаточное предложение, от какого предложения к нему зададим вопрос? Какой вопрос. Назовите средство связи.
- Чем отличаются в пунктуационном плане эти два предложения?
- Как вы думаете почему?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ОБОБЩЕНИЕ
СЛАЙД 22.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННОГО ПРАВИЛА.
СЛАЙД 23.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
РАБОТА С ТЕКСТОМ
СЛАЙД 24.
Чтение текста.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Кто такой отшельник?
СЛАЙД 25.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.
- Проверим. СЛАЙД 26.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ПОДЧИНЕНИЯ В ТЕКСТЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СХЕМ.
- Начертите линейную схему к предложению определите вид подчинения.
СЛАЙД 27 – 30.
Учащиеся по очереди чертят самостоятельно схему на доске.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
СЛАЙД 31.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
СЛАЙД 32. Проверка. Учащийся чертит схему на доске. Определяет вид подчинения.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ОБОБЩЕНИЕ.
- Какие виды подчинения имеет СПП с несколькими придаточными.
РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ.
- Часто наличие нескольких придаточных предложений в СПП может вызвать ряд затруднений в правильности оформления речевого высказывания. Прочитайте предложения и исправьте ошибки в построении СПП.
СЛАЙД 33
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
СЛАЙД 34.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
СЛАЙД 35.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
СЛАЙД 36.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-Закончите следующие предложения.
СЛАЙД 37-38.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
СЛАЙД 39 – 40
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
СЛАЙД 41 – 42.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СЛАЙД 43.
Теория § 9
Упражнение № 133 (письменно, по образцу)
Вопросы для повторения с. 58 (устно с примерами)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415
Root Entry