Нестандартный урок по химии «Химия жилища. Окружающие нас предметы (вещества) и здоровье человека»


Нестандартные уроки помогают приблизить химию к жизни, показать её практическое значение, вызывают интерес к предмету, помогают ученикам понять практический смысл изученного на остальных уроках. Готовясь к таким занятиям, учащиеся прочитывают много дополнительной рекомендованной литературы, находят сами различные источники информации, учатся анализировать, сопоставлять теоретические сведения и их практическую направленность.
Привожу пример одного из таких нестандартных уроков. Он был проведен в 10-м классе средней школы № 1370.
При подготовке к уроку использовались материалы, опубликованные в различных номерах журналов «Химия и жизнь», «Химия в школе», газеты «Химия» (приложение к «Первому сентября»), материалы из интернета.
Материалы всех выступлений учеников (распечатки) постоянно находятся в кабинете. Ими может воспользоваться каждый, кто захочет.


Тема урока: «Химия жилища. Окружающие нас предметы (вещества)
и здоровье человека».

Девиз: «Экология жилища – превыше всего».

Триединая дидактическая цель. Ее аспекты.

Обучающий: научить видеть и оценивать химические вещества в окружающих нас предметах; повторить и закрепить изученное по программе, прежде всего навыки в сопоставлении свойств веществ с их строением, формулой.

Развивающий: расширение кругозора учащихся о возможностях, значении химии, её роли в жизни человека.

Воспитывающий: воспитание культуры использования всех достижений науки и технологии, гордости за достижения отечественной химической науки.

Ход урока.
Вступительное слово учителя. Начнём с того, что известно во всём мире, но мы это забываем. 21 век экспертами ЮНЕСКО (ООН) объявлен веком химии и физики. Поэтому на сегодняшнем уроке химии мы будем обращаться и к физике.
Наш урок сегодня своеобразный, или как принято сейчас говорить урок - презентация прежде всего химии, а также биологии и физики.
Первый ученик.
Химия – наука познавательная,
Химию знать нужно обязательно.
Ведь без химии никуда:
Чай я пью – и она сюда,
Гулять пойду – она и там,
Ну, никак без химии нам.
Где нет химии?
Нигде!
Везде она вмешается,
Везде она вживается.
Где нет химии,
Там нет жизни.
Учитель. Тема урока записана на доске и мы начинаем с первой части темы «Химия жилища».

Первая часть темы (о радиации).
Второй ученик: рассказ о нуклидах, экологических проблемах, связанных с компьютером, телевизором в нашем жилище.

Третий ученик: рассказ о магнетроне, микроволновой печи, их безопасности и правильном пользовании. Оборудование: микроволновая печь, алюминиевая фольга, посуда для микроволновой печи; на доске запись санитарных норм и длин волн.

Четвёртый ученик: рассказ об архитектурных формах, светильниках, зеркалах (как их правильно размещать), мобильных телефонах (польза и вред), воде из водопровода, хрустальных изделиях. Оборудование: настольный светильник, бра, демонстрация наполнения чайника водой из-под крана, предварительно спустив часть её, хрустальные изделия.

Учитель: но опасности, таящиеся в квартире, хотелось бы уменьшить.
На доске стихотворение.
Человек, хоть будь он трижды гением,
Остаётся мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.

Вторая часть темы «Растения в доме». Растения в нашем кабинете и дома создают необходимый психолого-эмоциональный комфорт.
Пятый ученик: растения оздоравливают воздушную среду, помогают восстанавливать защитные функции организма, улучшают настроение. Оборудование. Живые растения: каланхоэ, мелисса, герань, диффенбахия, хлорофитум, можжевельник, розмарин лекарственный, мирт; сухие в баночках мелисса, лавр, мята.

Дополнение учителя. Оборудование: акварели с изображением деревьев и цветов, живой бальзамин.
Вот некоторые принципы учения ФЕН –ШУЙ, помогающие достичь равновесия человека с жизненной средой, но каждый из вас решает для себя сам, следовать ли советам древних философов.
- В ванной комнате хорошо разместить энергично цветущее растение. Например, бальзамин. Это убережёт вас от потери энергии.
- Чтобы в помещении сохранить положительную энергию, надо расставить живые растения на каждом подоконнике. В классе этого делать нельзя по правилам ТБ.
- Лучше повесить в помещении акварели с изображением деревьев или цветов, например, пионов, хризантем, которые символизируют спокойствие и долголетие.

Третья часть темы «Человек изменяет природные продукты в угоду своему вкусу и что из этого получается».
Шестой и седьмой ученики рассказывают о том, что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу, как некоторые их них готовить. Даются сведения о консервантах, красителях, используемых в пищевой промышленности (экологическая безопасность в быту). Ученики получают распечатки с характеристикой добавок «Е-». Оборудование: яйцо, маленькая кастрюлька, спиртовка с насадкой, ветчина в упаковке, копчёный лещ, на доске формула аскорбиновой кислоты.
Учитель. Надо взять за правило: в течение года, даже если на вашем столе есть всегда свежие овощи и фрукты, мясо- и рыбопродукты, ежедневно принимать 1-2 драже поливитаминов. Они разные для разных возрастных групп людей и групп по заболеваниям. Каждый определит это для себя сам, посоветовавшись с врачом.
Итак: нашей кухне противопоказано пережаривание, переваривание, тепловая обработка выше +2000С. Будем помнить, что появляющиеся при этом светлые пигменты безвредны, так как растворяются в воде и выводятся из организма, а вот твёрдые, тёмные корочки - канцерогены. Не разогревайте пищу несколько раз: белки, сахара взаимодействуют химически, вступая в так называемую реакцию Майара (пояснение сущности этой реакции).
Восьмой ученик.
Химия – школьный предмет-
От всех нас шлёт вам привет.
Проводим опыты, решаем уравнения,
Контрольные - без замедления!
Охотно посещаем мы по химии уроки.
Вот мои о химии строки.
Химия нам нужна:
Она помочь не сгореть должна,
Как бы не спутать кислоты с водой,
Чтобы в мозгу не случился вдруг сбой,
Как узнать свой элемент,
Чтоб не лезть за ним в Интернет.
Знание химии тебе жизнь спасёт
И от беды тебя убережёт.
А чтобы химию знать,
Её нужно любить и почитать.

Заключительная составная часть урока – блиц. (Быстрый показ с пояснениями).
Оборудование. Набор 1: пищевые добавки «Селена вел», «Морской кальций»,и др.
Набор 2. Чипсы, сухарики, шоколадные батончики «Сникерс», «Твикс».
Набор 3. Яблоко и груша (импортные) и яблоко российское.
Набор 4. Морковь, свёкла, огурец, помидор, петрушка.
Набор 5. 2 чашки с кофе и ложечками, стакан с водой и серебряными ложками.
1.Ещё о пищевых добавках с точки зрения химии и биологии. Во-первых, надо убедиться, чтобы добавка разрешена институтом питания АМН РФ. Это значит, что она безвредна и всё.
Во – вторых, пищевая добавка не лечит ничего – это мы должны знать, не взирая ни на какую рекламу. Пищевые добавки оздоравливают здоровый организм или уже вылеченный.
2. Чипсы, сухарики, шоколадные батончики «Сникерс», «Твикс» - всё это генетически изменённые продукты. Чтобы увеличить срок хранения продукта, в него добавляют много вредных добавок. Думайте сами, решайте сами: есть или не есть
3. Дома все фрукты с рынка и из магазинов (импортные) тщательно промойте горячей водой, так как они покрыты 5-9 слоями химической защиты от порчи. Отечественные овощи и фрукты можно просто промыть от микробов обильно водой.
4. Финики, клюква, красные вина содержат много антиоксидантов, которые связывают свободные радикалы.
5. Салат из петрушки + овощи и селен блокирует до 80% нитратов, не давая превращаться в опасные нитриты. Несколько слов об использовании овощей. У вытянутых плодов и корнеплодов нитраты и тяжёлые металлы концентрируются в концах. Если вы едите их в сыром виде, отрежьте, не жалея, эти концы (их можно проварить и таким образом химически обезвредить).
6. В кофе есть химические вещества, которые препятствуют развитию раковых клеток. Так что 2 чашки кофе в день не повлияют на ваше давление, а пользу принесут. Об этих исследованиях американских и японских учёных сообщил нам журнал «Химия и жизнь». Хорошо, если в воде находятся серебряные ложки: они вводят в воду ионы серебра, которые убивают болезнетворных микробов.
7. Следующая рекомендация в основном юношам, мужчинам. На холоде без перчаток в юности и с возрастом руки синеют и никак не сочетаются с элегантностью, на которую претендуют уже взрослые мужчины. Восстановить естественный цвет из синюшного труднее, чем сохранить, пользуясь перчатками. Без шапки в мороз (картина известная). Если есть хоть небольшая генетическая предрасположенность к облысению, то волосы с возрастом начинают покидать вашу голову. Объясняется это необратимыми химическими изменениями в слоях кожи и волосяных сумках. Кстати, перегревать, парить волосы тоже вредно. Так что лучше всего золотая середина.
8. Известно и изучено, что СПИД комарами не переносится: вирус этот погибает в организме комара. Как справедливо замечает журнал «Химия и жизнь» люди как-то мало занимаются этой проблемой «Вирусы СПИДа и комары». И со свойственным этому журналу юмором замечает, что лекарственные средства растительного происхождения действуют наиболее эффективно, если принять его не в виде добавки к каше и не в виде водного настоя или заварки, а как настойку на спирту. Поэтому советуют, как лучшее средство и для профилактики, и для лечения СПИДа – спиртовую настойку на комарах. Авторы надеются, что тот, кто займётся этой проблемой всерьёз, непременно получит Нобелевскую премию.
Задание на дом.
Сегодня у нас необычный урок, поэтому и домашнее задание тоже не совсем обычное. Нужно ответить на вопросы, которые получали благородные девицы и кадеты на уроках гигиены в начале 20 века. (Каждый ученик получает листы с вопросами).

Дмитриева Валерия Николаевна,
преподаватель химии средней школы № 1370 г.,
учитель высшей категории,
«Почётный работник общего образования РФ».
г. Москвы,



















15