Урок литературы по повести В.Г.Короленко В дурном обществе
Урок литературы в 6 классе
(с использованием работы Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)
В.Г.Короленко «В дурном обществе». Путь Васи к правде и добру.
Цели урока:
расширение знаний о роли эпизода и художественной детали в создании образа;
развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся:
развитие навыков выразительного чтения;
формирование системы нравственных ценностей (милосердие, сострадание, доброта);
эмоциональное воспитание личности.
Оборудование:
Учебник Литература 6 класс /автор-составитель Г.С.Меркин/; «Письма о добром» Д.С.Лихачева (письмо 46 «Путями доброты»); презентация по теме урока.
Предварительное домашнее задание группам учащихся:
1 – 3 группы - подготовить сравнительный анализ образов (Вася и Валек, Тыбурций и судья, Соня и Маруся);
4 группа – повторить элементы композиции, составить композиционный план произведения;
5 группа - прочитать «Письма о добром» Д.С.Лихачева (письмо 46 «Путями доброты») и отметить цитаты, подходящие к теме урока, аргументировать свой выбор.
Эпиграф к уроку:
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро,
облегчать их страдания при болезнях,
давать людям радость он ставит себе цель, достойную человека.
Д.С.Лихачев
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Обращение к эпиграфу.
Прав ли Дмитрий Сергеевич Лихачев? В этом нам сегодня помогут разобраться герои повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе».
Повторение литературоведческих терминов:
дайте определение – повесть, сюжет, сюжетная линия, композиция.
Повесть – один из видов эпического произведения (две-три сюжетные линии, 2-3 главных героя).
Сюжет – это ряд событий, положенных в основу произведения.
Сюжетная линия – ряд событий, происходящих с одним героем.
Композиция – построение художественного произведения. (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).
Проверка домашнего задания 4 группы.
- соотнесите элементы композиции с главами произведения (на доске прикрепить магнитиками).
5. Беседа по произведению.
- Сколько сюжетных линий можно выделить в повести?
Жизнь сестры Сони
Жизнь отца Васи
Жизнь Васи
Жизнь семьи Тыбурция
- Что Тыбурций говорит о пересечении этих судеб? («Может, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу»). (Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их).
Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение? (Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. “Дурным обществом” называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих. Старый Януш не один раз говорил Васе, что Вася “сын таких почтенных родителей” и в “дурном обществе”).
Постановка проблемного вопроса:
– Всегда ли “дурное общество” может отрицательно повлиять на человека?
- Что же такое из себя представляет это “дурное общество”?- Сделал ли Вася что-либо дурное за время общения с “детьми подземелья”? (Мальчик обманывал отца, когда тот спрашивал, где сын гулял. Вася выпросил куклу у Сони для Маруси и в тайне от отца отнес игрушку).
6. Работа в группах:
Вася и Валек
Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.
Маруся и Соня
Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
7. Чтение по ролям эпизода о воровстве булки.
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.
Как Вася познакомился с Тыбурцием?
Тыбурций и отец Васи
Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.
Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.
Как и когда изменилось мнение Васи об отце?
Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.
Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?
О чём говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?
Когда Вася нёс куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?
Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой?
В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...”
Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьёй. Сопоставим фразы:
“Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку”;
“ Отпустите мальчика, повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову”;
“Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы”.
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:
“Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.
Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.
8. Проверка домашнего задания 5 группы. (Д.С.Лихачёв «Письма о добром». Письмо сорок шестое ПУТЯМИ ДОБРОТЫ).
-аргументируйте, почему выбрали эти цитаты:
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.
А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают.
В жизни надо иметь свое служение служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.
следовать путями доброты очень и очень важно.
Запись выводов в тетрадь.
Обращение к эпиграфу.
9. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
-Ценность каких человеческих качеств раскрывает это произведение?
- эти качества есть в людях изначально или их надо воспитывать в себе?
- Каждый из нас идёт своей дорогой, а от чего завит какая она будет? К чему приведёт?
10. Рефлексия.
Продолжи предложение
Я познакомился (познакомилась) с
Было непросто
Мне запомнилось
Я понял (поняла), что
Слово учителя
- Вы находитесь в самом начале своего жизненного пути, мне бы очень хотелось, чтобы ваш жизненный путь привёл вас к пониманию тех вещей, которые понял Вася, чтобы вы принимали решения, руководствуясь своей совестью, голосом своего сердца.
13PAGE 15
13PAGE 14715