Конспект урока по литературе Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель». Образ «маленького человека» в повести. (использование современных образовательных технологий)


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект урока по литературе

в 8 классе
Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель».
Образ «маленького человека» в повести.
(использование современных образовательных технологий)

Подготовила:
учитель русского языка и
литературы
Ашнина О.Э.

г.Керчь, 2016
Тема: Образ “маленького человека” в повести “Шинель” Н. В. Гоголя
Цели:
Обучающие, раскрытие темы «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель», «погружение» в созданный автором мир ;
Развивающие: развитие эмоциональнообразного и аналитического мышления учащихся. формирование умений и навыков работы с художественным текстом, умения выразительно читать, анализировать, выделять ключевые слова, давать оценку . Воспитывающие: формирование у обучающихся чувства сострадания к главному герою , умения задумываться над своими поступками.
Тип урока: урок анализа художественного произведения; урок комплексного применения знаний; выработки умения самостоятельно применять их в новых учебных условиях; формирования познавательных, коммуникативных, общекультурных, социальных компетенций
Направленность на планируемые результаты обучения:
- овладение гуманистическими ценностными ориентациями;
- готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать поступки людей с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки людей;
Используемые технологии: элементы технологии проблемно-диалогического обучения, элементы технологии критического мышления, здоровьесберегающая технология, технология оценивания образовательных достижений учащихся(самооценивание)

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
1)Слово учителя:
Каждое литературное произведение несет в себе не только повествовательную идею, но и создано заставить читателя задуматься над какими-либо проблемами.
Мы закончили знакомство с повестью Николая Гоголя «Шинель». Эта повесть занимает не последнее место в русской литературе, ее высоко оценили такие писатели как А.П.Чехов, Ф.И.Достоевский.
Сегодня нам предстоит определить , какую же проблему человеческого общества затронул Гоголь в своем произведении.
Но сначала давайте определим, что мы уже знаем о повести.
2) Проверка домашнего задания:
- Каков сюжет произведения?
(Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу). -Облик главного персонажа должен помочь нам понять творческое задание повести. Разберемся в прочитанном.
-Что мы знаем о главном герое? +раскрыть значение имени
Акакий (греч.) - не делающий зла, незлобивый, смиреннейший.
-А какие строки повести говорят о предопределенности судьбы героя? (Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник).
*Творческое задание:
1) рассказ об Акакие Акиевиче Бамшмачкине от первого лица.
2)характеристика героя от имени сослуживца.
3)работа с опорными карточками
* Составление ассоциативного ряда «А.А.Башмачкин» безропотное терпение;        отсутствие уважения сослуживцев;  ограниченность интересов.  бедность   робость.
3.Работа над темой и целями урока
1)Проблемное задание:
-Прочитать эпизод стр.359 до слов «Я брат твой!» - объяснить значение этого высказывания (подвести к понятию человек)
-сопоставить с темой урока , определить ключевое слово в теме. («маленький человек»)
2)Коллективное целеполагание: Предстоит найти ответы на вопросы : -Можно ли считать Акакия Акакиевича маленьким человеком?
- Почему среди нас есть «маленькие люди»
-Определить творческий замысел автора
* Словарная работа: раскрытие понятия «маленький человек»

("Маленький человек" в литературе - обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).
3)Работа с опорными карточками .- выберите те слова, которые у вас ассоциируются с понятием "маленький человек".
(Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.)*Сопоставление ассоциативых рядов «А.А.Башмачкин» и «Маленький человек» (найти общие черты)
*Коллективый вывод. Башмачкин — рядовой представитель человечества; и любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой».
Слово учителя: Главный герой повести «Шинель» , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной личностью, поскольку не имеет ни власти, ни денег, ни славы. Но «маленький человек» в действительности не является ничтожеством - это такой же человек, как и все. Он способен чувствовать, страдать, и его чувства, беды и радости не менее важны, чем у какого-нибудь отважного героя, интеллигента или аристократа.
-Так что же значит – быть Человеком?
- Чем человек отличается от вещи?
4)*Проблемные вопрос
-Почему повесть о человеке имеет название вещи «ШИНЕЛЬ»?
(Именно через шинель автор раскрывает нам образ «Маленького человека» Башмачкина. -Как появляется образ шинели в жизни Башмачкина?
( враг всех живущих на 400 руб в год –мороз, мечты о новой шинели, жесткая экономия, радость и гордость за новую шинель, горе от утраты шинели )
-Чем была шинель для Акакия Акакаевича Башмачкина? (подвести к понятию – жизнь, семья, счастье)
Вывод: Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели стало для Башмачкина как будто ступенькой к новой жизни.
Шинель – символ радости жизни и человеческого достоинства.
Когда покупка новой шинели стала для героя необходимой целью, ради нее он подвергает себя аскезе: экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги. И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение.
Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается. Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать.
4. Стадия осмысления
1)*Прием «Погружение в образ»
(примерить шинель, представить, что мог чувствовать герой)
(обучающиеся по очереди примеряют шинель и делятся ощущениями)Вывод: Жизнь Башмачкина полностью «заполнилась» шинелью , в образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления Божьего создания, когда вещь самая ничтожная становится для "маленького" человека источником беспредельной радости.
2) * Прием «Пять взглядов»
Для того чтобы понять "маленького" человека мы попробуем поразмышлять, дать характеристику Башмачкину, объяснить выбор жизненного пути, и поможет нам в этом шинель , потому что рассматривать образ героя мы попробуем 5 разными способами, обозначенными цветными шинелями.
"Белая шинель" - точно и конкретно назовите только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Башмачкиным. – За пятьдесят лет.– Дата рождения?– 23 марта.– Размер жалованья?– 400 рублей в год.– Размер жалованья в месяц?– 33 рубля.цена шинели -80 рублей.(пошив 12)
"Жёлтая шинель» - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера
.( Кроткость Душевное незлобие Безропотное терпение)
«Чёрная шинель " - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.( Ограниченность Скудность интересов Неспособность логически мыслить Косноязычие)
"Красная шинель - нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.
"Зелёная шинель " - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.
Выводы:
1)Слово учителя:.в своей повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой "маленького" человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.
5.Закрепление.
Слово учителя: Герой повести Гоголя «Шинель» - это чиновник низшего ранга - Акакий Акакиевич Башмачкин. Он проживает в Петербурге, в бедности. Ведь его мизерный ранг и жалованье не позволяют ему ничего в жизни. Он не имеет семьи, потому что просто не сможет ее содержать, не знает веселья и развлечений. Однако Башмачкин доволен таким простым, скромным, ограниченным со всех сторон существованием, потому что не знает другого.
*Проблемный вопрос
: -Кем же был Акакий Акакиевич Башмачкин : бедным чиновником или бедным человеком
Словарная работа: составить ассоциативный ряд к слову бедный -(малоимущий, малообеспеченный , несчастный, вызывающий сострадание
2) *Прием «Займи позицию»
БЕДНЫЙ ЧИНОВНИК или БЕДНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Вывод:
Акакий Акакиевич — бедный человек, ибо настоящая беда его заключается не в потере шинели (настоящего горя для чиновника), не в плохом отношении к нему окружающих (это не всегда верно) и не в малом жаловании (вспомним, что он “с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием”), а в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу
6.Подведение итогов:
1) - Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”?
Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.
“Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. 
*Проблемный вопрос: есть среди нас «маленькие люди»?? Почему?
2) Составление СЕНКАНА
Человекмаленький, несчастный
мучается, терпит, страдает
Человек не должен быть маленьким!
Личность
3) Заключительное слово учителя. Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича.
В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие.
В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей. Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью.
*Легенда : В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.
- Ты что ищешь? - спросили они.
- Я ищу человека, отвечал Демосфен и продолжил свой путь.
Через время афиняне опять обратились к Демосфену:
- Так что же ты ищешь?
- Я ищу человека…
- Кого: меня, его.. ?- Я ищу Че-ло-ве-ка.
4)Вывод: (задум автора) – делают ученики
- почему « маленький человек»
- почему есть в мире «маленькие» люди
7.Оценивание (самооценивание по опорным карточкам с критериями оценок)
8.Дом.задание: написать письмо-совет герою
9.Рефлексия.
Приложение 1.

Автобиография Акакия Акакиевича Башмачкина Родился я 23 марта, согласно традициям родительница моя выбирала мне имя по православному календарю, но имена все встречались нелепые..и решила матушка окрестить меня по имени батюшки, так и ста Акакием Акакиевичем..
Значение имени Акакий в переводе с греческого таково: "не делающий зла", "неплохой". Таким образом, я неплохой человек.  Это также значит, что и отец мой был тоже неплохой человек.. Очевидно, что свой незлобный характер  наследовал  я от родителей.
Проживаю я в бедном районе Петербурга, снимаю квартиру у старенькой женщины. Неплохая квартирка, стол есть, стул, кровать…и зеркало даже..Мне подходит.
Служу я в департаменте, в обязанности входит переписывание бумаг. Не подумайте, что это скучно..Отнюдь – нет..Совсем не нудно. Есть у меня и буквочки любимые, когда пишу их, радостно как-то становится на душе..Вобщем, устраивала меня работа моя, и другой не надо мне. Вон как-то давеча один директор добрый решил задание мне поважнее дать…так у меня аж душа в пятки ушла, а вдруг не смогу…нееет, лучше я документик какой еще перепишу..так спокойнее..
Может так и жил бы себе, переписывал бы документы. Но враг всех живущих на 400 рублей в год заставил меня изменить свой обычный образ жизни…Мороз не давал проходу, не помогал и быстрый бег от дома к службе , и заплатки…Пришлось думать о новой шинели.
Сколько сил пришлось потратить, сколько дум передумано, уж слишком прекрасной стала мечта о новой шинели…Петрович запросил 150 рублей..много очень..очень много..и так и этак обдумывли , чтоб поэкономнее вышло…на 80 рублей и вышли.
Теперь надо было бы подумать, как еще сэкономить…хотя бы по крайней мере в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только халате
…Вот так на новую шинель и насобирал.

ТВОРЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ГОГОЛЯ
Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.Повесть «Шинель», несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил «значительное лицо» и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» другие слова: «Я брат твой».
Приложение 2.
ОПОРНАЯ КАРТА
Черты характера Башмачкина
Черты «маленького человека»
безропотное терпение Бедность
отсутствие уважения сослуживцев доброта
 ограниченность интересов Ограниченность интересов
бедность  наивность,
робость глупость,
робость,
скромность
обречённость
терпение
стеснение
Вывод: В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие.
В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей. Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью.
Критерии оценивания ответов
Балл Требования к ответу
5 ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью
4 ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. 3 оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам
2  ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.