Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Системно-деятельностный подход
как основа реализации
ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ

(Выступление на методическом совещании педагогов школы.
Масленникова М.В., учитель-логопед
1 квалификационная категория)
1.11.2016г.
(слайд 1)
Ещё совсем недавно мы узнали, что школы готовятся к переходу на новый стандарт – ФГОС. (мнения были различны: кто и зачем придумал; «заморачивают» учителей и ребят нововведениями; так всё заумно; хорошо, что коррекционные школы не коснулось, а то какие нам стандарты… Одним словом, непонятностей было много. Однако, их не стало меньше, когда педагоги нашей страны начали обсуждение проекта стандартов для детей с ОВЗ. И как же неожиданно подступило 1 сентября 2016 года, когда мы сами приняли ребят в 1 класс на обучение по ФГОС НОО для детей с ОВЗ. За плечами подготовительный период, в ходе которого мы знакомились с проектом (автора Н. Малофеева), когда наши педагоги Колесова И.В. и Аширова Г.А. участвовали в дебатах педагогических рингов, в рамках межмуниципального конкурса «Педагог 2014», проходившем на базе Большеусинской коррекционной школы, Куединского района. Когда в школе шло формирование пакета документов по введение в ФГОС для детей с ОВЗ. Некоторые вопросы рассматривались на педагогических советах и школьных МО. В конце прошлого учебного года на базе нашей школы была организована курсовая подготовка педагогов, которая помогла нам сформировать, осмыслить и укрепить знания по стандартам, а так же непосредственно соприкоснуться с разработкой АООП 1 варианта. (здесь поработали и с программами по учебным предметам, по программам духовно-нравственного, коррекционно – развивающего направления, внеурочной деятельности. Таким образом мы встали на следующую ступеньку обучения.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
Мы с вами живём в современном веке бурно развивающейся информации, за которой сложно уследить взрослому зрелому человеку.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Доктор психологических наук, профессор МГУ А. Асмолов считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Перефразируя слова профессора можно сказать так: на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в жизни.
(слайд 2) – ТЕМА. объяснение выбора тематики совещания.
(слайд3) – Нормативно-правовая база
«Цель учителя: не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нём огонь познания», - говорил Сенека Луций Анней, римский писатель, философ.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаются мобильностью;
- способны к сотрудничеству.
Перед учителем встают вопросы: для чего учить? чему учить? как учить?
А в соответствии со стандартом специального образования: как учить в соответствии стандарту умственно отсталых ребят?
(слайд4) – ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Это общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Эти дети меньше испытывают потребность в познании, чем их нормальные сверстники.
Мышление  конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное. Наблюдается неспособность к обобщению, конкретность мышления, непонимание скрытого смысла, неумение рассуждать, размышлять. Механическое заучивание правил, непонимание правил и неспособность применить их на практике. Неспособность к абстрагированию, неспособность переключаться с одной мысли на другую. Отсутствует разноплановость мышления, нарушена критичность мышления.
Нарушено зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Трудности в различении сходных предметов (кошка и белка, компас и часы). Трудности в распознании предметов по форме, величине, объему. Испытывают сложности в ощущении своего тела в пространстве, т.к. нарушена координация движений, наблюдается моторная неловкость. Имеются трудности в определении местоположения упавшего предмета, звука голоса.
Нарушена концентрация внимания, произвольность внимания, объем внимания. Про у\отсталых говорят: «они смотрят и не видят, слушают и не слышат». Узость поля внимания. Трудности переключения внимания, трудности перехода с одного вида деятельности на другой. Легко истощаются, отвлекаются.  повышенная утомляемость, требующая частой смены видов деятельности, разнообразие заданий.
Нарушения памяти – малый объем, непрочность. Все новое запоминается с трудом и медленно. Наблюдается эпизодическая «забывчивость». Быстро забывают и неточно воспроизводят материал. Больше всего страдает логическое опосредованное запоминание. При этом хорошо запоминают то, что считают нужным. Механическая память сохранна.
Недоразвитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Нарушения фонематического слуха, речедвигательного аппарата.  Бедность словарного запаса, сложности формирования активного словарного запаса. Речь ситуативная, односложная, допускают пропуски, замены, искажения, отсутствует логика и последовательность изложения мысли.
Чувства незрелы, испытывают удовольствие или неудовольствие. Либо испытывают поверхностные переживания, либо застревают на каких-то незначительных событиях. Быстрые переходы с одного настроения на другое. С трудом формируются нравственные, эстетические чувства. С трудом формируются такие понятия, как совесть, чувство долга, ответственность, самопожертвование. Могут быть болезненные проявления чувств, раздражительность, апатия.
Воля характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, характерны неумение действовать в соответствие с поставленными целями, неумение преодолевать препятствия, противостоять искушениям. Самооценка либо слишком завышена, либо крайне низкая.
Недоразвитие психомоторики характеризуется нарушениями последовательных движений, двигательное беспокойство, суетливость. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция, мимика.
Школьная успеваемость характеризуется трудностями в обучении чтению и письму, решению задач и т.п. При специальном обучении (программа, методы и приемы) овладевают элементарными знаниями.
Трудовые навыки – при благоприятном стечении обстоятельств умственно отсталый ребенок способен овладеть профессией, требующей практической деятельности (маляр, слесарь, швея).
(слайд5) – ЦЕЛЬ ФГОС для детей с ОВЗ.
(слайд6) – на что направлен Стандарт.
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения на практике.
(слайд 7) – ОСНОВА СТАНДАРТА.
(слайд 8) – системно-деятельностный подход
Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. На что же он направлен?
(слайд9) – мудрые мысли.
Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
(слайд10) –действия.
Какие же ключевые компетентности помогает развивать системно-деятельностный подход?
(слайд11) -
В соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
(слайд12) – принципы с-д подхода
Т.о. меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, обогащает жизненный опыт своих воспитанников, оказывает адресную помощь каждому ребёнку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая её преодолевать, помогает овладеть способами познания (главное средство достижения планируемых результатов образования).