Интегрированный мастер-класс Конфликт поколений
Орехова Ольга Александровна - педагог-психолог.
Королёва Елена Геннадьевна – учитель истории и обществознания.
Шараева Галина Никитовна – учитель русского языка и литературы.
Интегрированный мастер-класс «КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ»
Цель: выяснить, почему возникают конфликты между «отцами» и «детьми», опираясь на текст «Притчи о блудном сыне», понятия обществознания и психологии; определить, как можно разрешать подобные конфликты.Время: 45 минут
Оборудование: листы бумаги и ручки для каждого, текст «Притчи о блудном сыне», мультимедийная система, видео с репродукциями картин, запись песни «Семейная молитва»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вызов
Учитель литературы:
Сегодня мы проводим интегрированное занятие, в основе которого лежат три дисциплины: психология, обществознание и литература. Работа ведется в группе следующим образом: заданный вопрос обсуждается всеми, а затем кто-то один озвучивает ответ.
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего занятия, опираясь на прослушанный текст и ключевые слова.
Ключевые слова: сын, блудный, Евангелие (приложение 1, слайд №1).
(Звучит текст «Притчи о блудном сыне» на фоне звучащей музыки и показа слайдов с репродукциями (приложение 2):- Помпео Батони. Возвращение блудного сына;
- Харменс ванн Рейн Рембрандт. Возвращение блудного сына;
- Ян Сандерс ванн Хемессен. Блудный сын;
- Пюви де Шаванн. Блудный сын;
- Эстебан Мурильо. Возвращение блудного сына;
- Гюстав Доре. Возвращение блудного сына;
- Иероним Босх. Возвращение блудного сына;
- Лионелло Спада. Возвращение блудного сына). Учитель литературы:
Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему занятия.
(участники обсуждают в группах и выходят на тему: «Конфликт поколений») Учитель литературы:
Каковы, на ваш взгляд, цели нашего занятия?
(участники обсуждают и формулируют предполагаемые цели занятия)
Цели: (приложение 1, слайд №2)
-выяснить, почему возникают конфликты;
-определить, как можно разрешить конфликты.
Учитель литературы:
Ключевое слово в теме - конфликт, а что такое конфликт?
2. Осмысление
Психолог:
Как Вы думаете, на какой период приходится пик отчуждения между родителями и детьми?
(Ожидаемый ответ групп: Подростковый возраст) Действительно, подростковый возраст самый трудный в этом отношении. Подросткам необходимо признание себя, как личности, со своими желаниями, мнениями, принципами. Главным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости», которое нередко и приводит к своеобразному «бунту на корабле», конфликту.
Дайте, пожалуйста, определение понятию «конфликт» в одном, двух словах.
(Обсуждение в группах, ответы участников)
Психолог:
Действительно, на уровне житейских представлений слово «конфликт» часто употребляется в одном ряду с такими словами, как «ссора», «разногласие», «непонимание», «размолвка».
Психология определяет понятие «конфликт» так (приложение 1, слайд №3):
Конфликт – это вид отношений – межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное несовпадение или даже противоречие целей, интересов, мнений участников.
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Давайте сначала посмотрим, в чём видят причину конфликтов с родителями наши ученики (приложение 1, слайд №4):
Причиной конфликта между родителями и детьми может быть...
Непонимание – 43%
Родители хотят уберечь детей от ошибок, а дети хотят учиться на своих – 20%
Распределение свободного времени - 14%
Плохая успеваемость – 9%
Непослушание – 9%
Бытовые проблемы – 6%
Каковы же психологические причины конфликта «отцов и детей»? Существует несколько точек зрения на природу конфликта между поколениями, одна из доминирующих говорит о том, что в основе конфликта поколений лежит непонимание (приложение 1, слайд №5) Обратите внимание, как это соотносится с тем, что ответили опрошенные нами учащиеся.
В чём, на Ваш взгляд, причины этого непонимания?
(обсуждение в группах, ответы участников)
Психолог:
Правильно, причины непонимания - в различии интересов, жизненных целей, обусловленных возрастной разницей поколений.
Учитель обществознания:
Понятием «поколение» активно пользуются социология, демография, педагогика, история. В социологии поколением называют генерацию в семье, т. е. дед, отец, сын рассматриваются как представители старшего, среднего и младшего поколений родственников по прямой нисходящей линии (приложение 1, слайд №6).
Определите в каждом поколении возраст представителей по восходящей линии. В чём, по – вашему, особенность поколения в социологии? (приложение 1, слайд №7)
(обсуждение в группах, ответы участников)
Вывод: в данном случае понятие поколение не имеет жесткой прямой связи с понятием возраста.
В демографии под поколением понимают интервал между средним возрастом родителей и детей (приложение 1, слайд №8).
Геродот полагал, что три поколения образуют столетие. Мы с вами сейчас проверим истинность предположения древнегреческого учёного.
Высчитываем поколение в группах (приложение 1, слайд №9.) В моей семье поколение – 21 год, а в вашей? Высчитывается это по формуле
Средний возраст родителей – средний возраст детей
(Возраст мамы + возраст папы):2 – (возраст дочери + возраст дочери): 2= (45+44) :2 – (25+21) :2 = 21,5 лет - поколение (пример ведущего)
В настоящее время в нашей стране поколение составляет 27 лет. Был ли прав
Поколения естественным образом сменяют друг друга в процессе исторического развития: при этом новые поколения, занимая место предыдущих, в чём - то наследуют им, а в чём – то отрицают опыт своих предшественников. При этом смена поколений происходит, как правило, не одномоментно. В одно и то же историческое время в обществе живут и взаимодействуют люди разных поколений.
В нескольких словах определите, чем поколение 20 -летних отличается от поколения 50-ти летних?
(обсуждение в группах, ответы участников)
Учитель обществознания: Отличия носят как объективный характер (возраст, состояние здоровья, характер деятельности, положение в обществе) так и субъективный (привычки, вкусы, стиль одежды, музыкальные и иные предпочтения). Что касается объективных различий, то это означает движение жизни рано или поздно поставит нынешних детей на место родителей (приложение 1, слайд № 10). Субъективные различия формируются во многом под влиянием извне, задаются общественными условиями (приложение 1, слайд №11).Сам факт существования в одном обществе нескольких поколений людей предполагает наличие между ними определенных, в том числе и принципиальных, различий.
Заполните пробелы в таблице (приложение 1, слайд №12):
Ценности «Отцы» «Дети»
Благосостояние Результат труда …
Работа, труд … неизбежность
Принятие решения … На симпатиях и антипатиях
Жизненный компас Социальные нормы …
Учитель обществознания:
- Какие выводы об отношениях поколений в обществе, в семье можно сделать на основе сравнения различий между поколением отцов и детей?
(обсуждение в группах, ответы участников)
(Предполагаемый вывод: конфликты неизбежны. Это и понятно: изменения в уровне жизни ведут в перемене в мышлении, поведении, выборе ценностных ориентаций).Учитель литературы: Итак, конфликты неизбежны. Давайте посмотрим, как учит их разрешать художественная литература, в частности, притча.
(Работа в группах с текстом притчи)
Группам даются карточки с заданиями:
- В чем выразилось непослушание сына?
- Почему отец не стал удерживать сына?
- Как отец встретил блудного сына?
Учитель литературы: Младший сын не приумножил имение, значит, он не имеет право требовать то, что не заработал. И как добр отец, который, несмотря на это, выделил ему часть. По обычаям того времени, именно младший сын должен находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот закон. Отец поступил мудро, он понимал, что в данной ситуации удержать сына было невозможно, запрет может привести к тому, что сын возненавидит его, но сделает по-своему. Нельзя заставить любить себя насильно. Когда блудный сын вернулся домой, он не услышал от отца ни одного упрека. Мудрый родитель понимал, что, пройдя через все испытания, сын многое понял и что жизнь его уже наказала.
Так учит разрешать конфликты притча, а психология?
Психолог: Сотрудничество является наиболее предпочтительной формой выхода из конфликта и возможно лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Поскольку дети не всегда понимают интересы родителей, именно родителям приходится занимать более активную позицию в разрешении конфликта. Чем чаще родители проявляют сотрудничество (предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребёнка, учитывают его позицию), тем больше вероятность, что ребёнок будет вести себя подобным образом в других ситуациях, причём не только со своими родителями, но и с другими детьми. Конфликт «отцов и детей» порождают всегда отцы. И самих детей и конфликт с ними. Потому что дети сначала ничего породить не в состоянии, а потом если и испорчены, то этими самыми родителями. Задайте себе вопрос, чего Вы хотите от своих детей? Какими способами Вы этого добиваетесь? Помните: от любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов (приложение 1, слайд № 13).
3. Рефлексия
Учитель литературы:
Давайте обобщим услышанное, выполнив творческую работу - написание даймонда.
(приложение 1, слайды №14,15,16).
В конце занятия в качестве подарка звучит «Семейная молитва» А.Дольского (приложение 3)