ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ ПО ПОЭМЕ А.С.ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»


ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ ПО ПОЭМЕ
А.С.ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Никандрова Ирина Владимировна, г. Череповец,
МБОУ «ОШ для обучающихся с ОВЗ №35», учитель

Тип проекта:  исследовательский, творческий. Представляет собой выдвижение и проверку гипотезы с использованием современных научных методов. Творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Срок реализации – 2 недели. В проекте приняли участие учащиеся 8А класса в количестве 4 человек. Осуществлялась работа на уроках, в свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Роль учителя на всех этапах работы над проектом с учащимися с ОВЗ является ведущей (консультирует, контролирует, принимает решения, мотивирует, наблюдает).
Актуальность: При работе над проектом с детьми с ОВЗ необходимо учитывать их психофизические особенности. Темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, исследования должна быть в области познавательных интересов детей и находиться в зоне ближайшего развития. Целесообразно организовывать групповую проектную деятельность, так как только в этой форме учащимися с ОВЗ проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. В проектной группе формируются навыки сотрудничества, а элемент соревновательности повышает мотивацию. В рамках проектной группы могут быть организованы подгруппы, предлагающие различные идеи, точки зрения.
На уроках литературы особый интерес у детей вызывают сказки. В 8 и 9 классах учащиеся знакомятся с отрывками из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - это волшебная сказка, вдохновленная древнерусскими былинами. Читая поэму, учащиеся часто встречаются с устаревшей лексикой. Значения этих слов им либо непонятны, либо предметы, которые обозначают эти слова, неизвестны. Учащиеся с ОВЗ не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал, запомнить новые слова – требуется многократное повторение и объяснение учителя, яркая привлекательная наглядность. Учащиеся имеют достаточную, либо сниженную мотивацию к обучению, низкий уровень активности. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности. Поэтому особое внимание при работе над нашим проектом было уделено оформлению иллюстраций к словарным статьям и подготовке к созданию презентации, которую будем в дальнейшем использовать на уроках литературы в 8-х и 9-х классах при изучении отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Цели проекта:
Дать понятие устаревшей лексики, ее сфере употребления; познакомить учащихся с толковым словарём В.И. Даля.
Познакомиться с рядом устаревших слов из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», их значением.
Расширять словарный запас учащихся, развивать их речь, творческие способности, воображение.
Сделать презентацию для работы на уроках литературы.
  Задачи проекта:
Найти устаревшие слова в изучаемых отрывках поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Определить роль устаревших слов в сказках.
Научиться работать со словарной статьей (на основе толкового словаря В.И.Даля).
Нарисовать иллюстрации к словарным статьям.
Гипотеза: допускаем, что А.С.Пушкин в своей поэме использует устаревшие слова, чтобы воссоздать колорит старины.
Объект: устаревшие слова из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Предмет: Изучение значений устаревших слов при помощи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля и сравнение со знаниями из личного опыта.
Методы: изучение и анализ литературы, исследование, описание, сравнение.
Этапы выполнения работы:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы). Определение  темы проекта, постановка цели проекта, выбор названия проекта.
II этап: Сбор и обработка информации (анализ прочитанной литературы). Определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
III этап:  Реализация плана действий (проекта). Выполнение запланированных операций, внесение необходимых изменений
IV этап: Подготовка к защите проекта.
V этап: Презентация проекта.
VI этап: Вывод (анализ результатов и оценка качества выполнения проекта, свои впечатления).
План работы:
Выписать из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» устаревшие слова.
Распределить слова среди учащихся (каждому ученику даётся по одному неизвестному слову для поиска его значения в словаре).
Познакомить учащихся с толковым словарём В.И. Даля, научиться работать со словарной статьей.
Познакомиться со значением слов, используя «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, и, изучая иллюстрации к словарным статьям, предложенные учителем.
Нарисовать собственные иллюстрации к словарным стаатьям.
Оформить презентацию «Словарь устаревших слов по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Результаты: Достичь цели нам помогли поставленные задачи. Мы изучили литературу: отрывки и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», словарные статьи из «Толкового словаря великорусского языка» В.И. Даля. Научились работать со словарной статьей словаря.
В начале нашего исследования мы предполагали, что А.С.Пушкин в своей поэме использует устаревшие слова, чтобы воссоздать колорит старины. В ходе нашего исследования мы убедились, что язык наших предков – необычайно красив и выразителен. Работа над поэмой «Руслан и Людмила» помогла нам познакомиться с лексикой времен Пушкина, оценить ее красоту и выразительность. В этом литературном произведении сохранились элементы, дающие самое яркое представление о национальном характере русского народа: детали быта, вплоть до еды и одежды, пейзаж, имена, характеры и социальное положение героев, описание жизненного уклада, особенности лексического строя языка.
Полученные результаты (см. презентацию) подтверждают предполагаемую гипотезу.


Таким образом, мы смогли познакомиться с устаревшей лексикой, сферой ее употребления и убедиться в ее исторической и литературной ценности. Также мы оформили презентацию проекта, иллюстрированную собственными рисунками, которая поможет учащимся с ОВЗ с ещё большим удовольствием знакомиться с творчеством великого русского поэта.
Возможные риски проекта:
Не пропускать процедуру прогнозирования.
Соизмерять желания и возможности.
Подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться.
Интересоваться мнением участников проекта.
Честно планировать свое время.
Делать все в свое время.
Выводы: В дальнейшем мы планируем продолжить работу в данном направлении: обобщать и распространять накопленный опыт, изучать новые методические разработки и педагогические технологии, активно использовать в своей работе метод проектов, так как учащиеся коррекционной школы всегда активно принимают участие в подобных работах, творческих конкурсах.
В процессе работы над этим проектом ребята нарисовали плакат на тему: «Реклама школьной библиотеки», проявив в полной мере свои творческие способности.

Список литературы
1. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984
2. Биржакова Е.Э., Войнова Л.А., Кутина Л.Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII века. - Л., 2005. 3 Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. 4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Гослитиздат, 2011. 5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1978.
6.Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1 Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит.,1985.