Конспект урока литературы Обличение хамелеонства (по рассказу А.П. Чехова Хамелеон)


ТЕМА : ОБЛИЧЕНИЕ ХАМЕЛЕОНСТВА (по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)
Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения
Задачи урока:
- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;
- развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя :- Сегодня нам предстоит поговорить о рассказе Чехова «Хамелеон». Но я хочу вам напомнить , что каждая книга , любое произведение – это УРОК . Урок доброты , мудрости , патриотизма , красоты(например, в поэтическом произведении). Одним словом , это урок жизни. В таком случае КТО становится УЧИТЕЛЕМ? (ПИСАТЕЛЬ)
- Правильно . Сегодня нашим учителем будет прекрасный человек , великий писатель А.П. Чехов, а его уроком станет рассказ «Хамелеон».
3. Подготовка к восприятию нового материала.
- Прежде чем мы обратимся к тексту рассказа , проведём небольшую подготовку : дадим определение и толкование отдельным словам.
В первую очередь , обратимся к значению слова «Хамелеон», т.к. в заголовке обычно заложен смысловой стержень произведения .
Хамелеон – 1. пресмыкающееся , ящерица , меняющая окраску;
2. (перенос.) человек, меняющий своё мнение в зависимости от
обстановки (т.е. отрицательная черта , проявление
лицемерия)
- Вам также было предложено дать определение следующим терминам : САТИРА , ЮМОР , ИДЕЯ , ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ , САРКАЗМ .
(дети дают определение терминам)
- Группа ребят самостоятельно проводила небольшое исследование , сравнив термины юмор и сатира . Послушаем их вывод (диаграмма Вена)
4. Работа с новым материалом.
- Попробуем оживить словесную картину , созданную Чеховым (инсценировка рассказа)
- Какое впечатление производит рассказ ? ( становится смешно)
-Назовите , кто главный герой в этом произведении ? (Очумелов)
- Я прошу вас дать с помощью существительного ответить КТО такой Очумелов ( т.е. должность , сущность характера и т.д.)
ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗИРАТЕЛЬ , ЛИЦЕМЕР , ВОР, ХАМЕЛЕОН И Т.Д.
- Назовите только два слова из получившегося ряда , которые , на ваш взгляд, наиболее точно характеризуют этот персонаж.
- Если полицейский надзиратель – лицемер ,то вам по-прежнему смешно, или вы испытываете другие чувства ? ( теперь страшно)
-Когда нам становится страшно , глядя на такую картину , заканчивается ЮМОР и начинается …. (САТИРА)
- Чехов рисует очень яркую и точную картину , используя особую , присущую только ему форму изложения : отсутствуют описания , какие-либо рассуждения , длинные монологи . Но есть очень важные художественные детали , которые акцентируют наше внимание на самом главном .
Мы дали определение термину художественная деталь .- Какие детали помогают раскрыть образ Очумелова –лицемера , вора ?
(шинель , конфискованный крыжовник, узелок , говорящая фамилия)
-Какой детали вы отвели бы особое место (она практически персонаж рассказа ) ? (ШИНЕЛЬ , т.к. символ власти )
- Кто ещё является персонажами произведения ?
(Хрюкин и толпа)
- Как самый настоящий хамелеон , Очумелов меняет свою окраску , но меняет мнение (т.е. окраску ) и Хрюкин , и толпа .
Напишите на листках те ЭТАПЫ изменений , которые происходили
с Очумеловым – ГРУППА № 1
с Хрюкиным – ГРУППА № 2
с толпой – ГРУППА №3
- Прежде чем вы приступите к работе , хотелось бы отметить , что Чехов очень любил музыку , а особенно ….(Чайковского). Писатель посвятил любимому композитору сборник рассказов «Хмурые люди». Чехов восхищался Чайковским : «Я ужасно люблю его музыку… Я готов день и ночь стоять почётным караулом у крыльца того дома , где живёт Пётр Ильич ,-до такой степени я уважаю его». Возможно , музыкальный фрагмент Чайковского вдохновит и вас на интересные выводы.
(ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ , ИТОГ РАБОТЫ ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКЕ )
- Сколько здесь хамелеонов ?-Можно ли утверждать , что «хамелеонство»- это порок не отдельно взятого человека ?
- Если это порок , присущий многим, то данное явление можно назвать …
(социальным)
-Кто влияет на всех хамелеонов в рассказе ? Есть в этом тексте те люди , которые управляют всеми персонажами и их мнением ?
(это генералы , о них только упоминается , это закулисные герои , но они незримо влияют на всех и вызывают раболепие и своим именем и даже своей собакой )
- Максим Горький отмечал : «Чехов умеет писать так , чтобы словам было тесно, а мыслям просторно..». Действительно , Чехов очень точно и мастерски использует каждое слово, и каждое слово несёт в себе глубокий смысл. Вы работали в группах , проводили анализ текста , возможно заметили что-то важное ,попробуйте задать вопрос другой группе , проверив их на внимательность к художественному слову Чехова.
(группы задают вопросы)
- Первое знакомство с текстом у вас вызвало смех , потом нам стало страшно. А теперь что вы испытываете ? (тоска и ужас)
- Какой герой рассказа испытывает те же чувства ? (ЩЕНОК)
- Парадокс в том , что щенок испытывает вполне человеческие чувства от происходящего , а люди , похожие на пресмыкающихся. В этом и заключается мастерство Чехова : очень тонкая насмешка над страшным пороком , но при этом никому не смешно.
- Как называется этот приём ? (САРКАЗМ)
- Как Чехов первоначально назвал свой рассказ? (СЦЕНКА)
(рассказ построен по принципу комической сценки , бытовой зарисовки; многие современники Чехова , писатели –юмористы публиковали такого рода житейские казусы в безобидных юмористических журналах «Будильник» и «Осколки»)
- Почему ,на ваш взгляд, автор заменил название на ХАМЕЛЕОН ?
(отказ от подзаголовка СЦЕНКА снимал бытовую направленность рассказа, а новое название придавало не только широкий обобщающий смысл , но и
подчёркивает жанровую принадлежность - сатирическую направленность)
- Попробуем составить портрет хамелеона и хамелеонства как явления
( запись на доске)
-Чехов показал нам отвратительное , вызывающее тоску и ужас явление СОВРЕМЕННОЙ ЕМУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ .
А в наше время это явление исчезло ?-Мы в начале беседы вспомнили , что каждая книга – это урок .
Корней Чуковский отмечал , говоря о Чехове : «Он не просто описывал жизнь , он жаждал ПЕРЕДЕЛАТЬ её , чтобы она стала умнее , человечнее , радостнее..» Задача писателя достучаться до читателя сквозь расстояние , сквозь время и убедить в чём-то . Чехов буквально взывает , что нельзя быть хамелеоном .
Попробуйте составить словесный портрет АНТИХАМЕЛЕОНА.
(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
-Каким быть легче , выгодней ?
-Какой человек сильнее ? (антихамелеон)
-Чехов был не только писателем , но и доктором . По сей день он продолжает нас лечить
-Сформулируйте идею рассказа . В чём нас пытается убедить автор?
(лицемерие –это нелепо , смешно и ужасно)
- В названии нашего урока звучит слово ОБЛИЧЕНИЕ . Что оно означает ?
Толковый словарь .сделать явной чью-либо виновность , высказать правду о дурном поступке , разоблачить
сделать известным , явным нечто скрываемое
Церковный словарь
ОБЛИЧЕНИЕ подразумевает, в первую очередь , любовь к человеку , которого обличают ; целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении .
-Как вы думаете , какое из этих значений наиболее точно отражает идею рассказа ?
-Чехов стремится не только показать пороки человеческие , но и задуматься над их исправлением , помогает нам излечить их. Поэтому сегодня мы благодарим писателя и доктора Чехова за урок, т.к. и сегодня проявляет любовь и заботу о нас
- Попробуйте сформулировать главный ,на ваш взгляд вопрос , который ставит автор перед читателем .
-Запишите развёрнутый ответ на этот вопрос , подтверждая его цитатами великих людей или стихотворными строками.(Какой урок преподнёс мне Чехов в рассказе «Хамелеон»?)
(чтение ответов 4-5 уч-ся)
5. Подведение итогов урока
(выставление оценок- помогают координаторы групп)
6. Домашнее задание : написать эссе « Почему хамелеонство живёт в современном мире?»
или

« Случаи хамелеонства в наши дни»