ОТКРЫТЫЙ УРОК в 7 классе по рассказу А.П.Чехова Хамелеон
Урок литературы в 7 классе
на тему:
А.П.Чехов «Хамелеон»
« Разговор о «хамелеоне»
и хамелеонах»
(из истории болезни)
Провела урок
учитель русского языка и литературы
Приходько Ж.Ж.
Медицинский урок.
Урок-консилиум.
Тема: Разговор о «хамелеоне и хамелеонах»
Цель:
Развитие речи и творческих способностей обучающихся;
Заинтересовать нестандартным уроком;
Проверить знания по произведению Чехова;
Анализ рассказа, умение делать выводы .
Ход урока:
Словарная работа.
Кардиограмма – графическое изображение работы сердца.
Диагноз – определение болезни на основании исследования.
Рецепт – 1) предписание врача о составе лекарства, о способе применения его больным;
2) способ приготовления чего-нибудь.
Симптомы – внешнее проявление болезни.
Хамелеон – 1) пресмыкающееся теплых стран, меняющее окраску кожи при перемене цвета в окружающей среде;
2) человек, который приспосабливаясь к обстановке легко меняет свои мнения, взгляды.
Хам – грубый, наглый человек(презирающее, бранное слово)
1.Орг. момент
А.П.Чехов по специальности был врачом. Но врачевал он не только болезни тела, но и болезни духа. Сегодня мы с вами должны разобраться с одной историей болезни. В нашем распоряжении – рассказ Чехова «Хамелеон» и анонимная кардиограмма, которую необходимо распознать и определить ее принадлежность.
Ребята, будем работать и в тетрадях. Запишите число, тему урока, зарисуйте схему. И еще, я выдам вам всем такие больничные листы, которые вы будете заполнять.
Но перед тем, как лечить болезнь, ее нужно распознать, определить ее симптомы, поставить диагноз, а уж потом выписывать рецепт с наименованием лекарства.
Знакомство с персонажами рассказа.
Назовите всех, кто действует на странице рассказа (Очумелов, Хрюкин, Городовой, Елдырин, Прохор)
Вкратце обрисуйте ситуацию, в которой оказались герои рассказа. В этом вам помогут эти иллюстрации.
В каком году написан рассказ?
Определим симптомы болезни.
Посмотрите на кардиограмму. Что вы можете о ней сказать? У кого такие перепады в состоянии? (Очумелов)
Давайте проследим, как меняется решение Очумелова в зависимости от обстоятельств.
вначале – «законное» решение собаку истребить как бродячий скот;
затем голос из толпы ,собака берется под защиту как генеральская, Хрюкин виновник;
затем сомнения Елдырина (городового) – собаку истребить. Хрюкин пострадавший;
новое сомнение городового: «Собака – тварь нежная, Хрюкин – свинья»;
появление генеральского повара – собака бродячая – истребить;
размышления Прохора – собачонка «ничего себе», а Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Каковы же симптомы болезни Очумелова?
Бросает то в жар, то в холод (шинель);
Смена интонаций голоса: от начальственно-повелительного до робки трусливого;
Правда и справедливость не имеют никакого значения;
Все решает чин, кто сильнее, тот прав;
Двуличие, причем оба лица лживы. А может быть и трехличие, и четырехличие – в зависимости от обстоятельств.
Ставим диагноз.
По выявленным симптомам попробуем определить диагноз.
Итак, диагноз: хамелеонство.
А почему хамелеонство? Давайте, определим переносное значение этого слова. Человек, который приспосабливаясь к обстановке легко меняет свои мнения, взгляды.
А что вы слышите в этом слове еще? Хам ли он. Хам ли Очумелов? Кого называют хамом?
Определим носителей болезни.
Одинок ли Очумелов в своей болезни?
Почему в конце рассказа толпа смеется над Хрюкиным? Каков диагноз болезни Хрюкина? Докажите.
Тот же, разумеется, ибо те же симптомы: то требовательный, то заискивающий, пытается извлечь выгоду даже из укуса собаки; обратите внимание на палец, то поднятый вверх, то стыдливо опущенный вниз.
А окружающие? Разве они здоровы? Каков диагноз болезни толпы?
Вначале сочувствуют Хрюкину, а затем смеются над ним, одобряют действия блюстителя закона – чин!
Убить хамелеона!
Лечение и профилактика.
Выписал ли автор рецепт, прописал ли лекарства, с помощью которых герои могли бы излечиться? Как предлагает лечить болезнь доктор Чехов?
Сочувствует ли он этой болезни (осуждает, высмеивает).
Как вылечить эту болезнь? Что делать, если обнаружишь признаки этой болезни в себе?
Доктор Чехов советует всем нам «выдавливать из себя по капле раба и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая»
Итак, писатель советует выдавить рабы низкопоклонство перед каждым, кто хоть немного сильнее тебя, не пресмыкаться перед богатством и властью, не льстить чинам. Не быть подхалимом, угодником, льстецом! Уважать в себе личность! А если хамелеон поселиться в тебе – убей его!
Последние предостережения.
Помните, хамелеон вооружен и очень опасен! Болезнь, диагностированная Чеховым в 1884 году, живуча и поныне.
В рассказе описана будничная ситуация: судьба собачки зависит от Очумелова. А что если от такого Очумелова будет зависеть судьба и жизнь человека?
Не мешкайте. И если найдете хоть капельку хамелеонства – лечитесь! Убейте хамелеона в себе!
Домашнее задание.
Заполнить историю болезни или «скорбные листы» (так их называет Чехов) на героев.
А сейчас я поставлю вам оценки в ваших «больничных листах».
Спасибо за урок, будьте здоровы!
Собаку c]tkистребить как бродячий скоть