Урок литературы «Смысл названия и художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»»
Урок литературы в 7 классе
«Смысл названия и художественные особенности рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»»
Оформление и оборудование :
На доске эпиграф «В человеке всё должно быть прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Справа на доске расположены в хаотичном порядке иллюстрации к рассказу
Прямо на доске в хаотичном порядке на листах А4 описания героев рассказа и фамилии героев «Очумелов, Елдырин, Хрюкин» и слово «щенок»
мультимедиапроектор
Компьютер
видеофрагмент «Как слово наше отзовется»
презентация к уроку
иллюстративный материал
Теория литературы:
Говорящие фамилии
Юмор
Сатира
Художественная деталь
Композиция
Словарная работа
хамелеон
добродетель
Цели урока:
Обучающая: обучение анализу рассказа.
Развивающая: знакомство учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, композиция, художественные детали.
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к человеку, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе
Организационный момент
1.Здороваемся, записываем число, оставляем две строчки для темы урока
2.Подумайте и ответьте, что объединяет рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Хамелеон» (А.П.Чехов- автор)
Проверка д/задания
Что узнали нового об авторе, как это оформили?
Прочитали воспоминания о писателе и
заполнить таблицу «Чехов: человек и писатель»
Вывод:
Формулировка темы и целей урока
-Я предлагаю вам новую встречу с А.П.Чеховым.
-посмотрите на слайд и определите, какой вопрос зашифрован ( почему рассказ называется «Хамелеон»? )
Ученики записывают ««Смысл названия и
-Это первая часть нашей темы. -Рассказы А.П.Чехова какие? (смешные, юмористический (слов-я работа)
А по объему? (маленькие, небольшие).
А легко ли писать короткие и смешные рассказы? (Трудно). Значит, что вы хотели бы узнать? (Какие приемы использовал автор, чтоб получились короткие и смешные рассказы)
Сформулируйте тему урока: ««Смысл названия и художественные особенности рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»»
Учащиеся формулируют цели урока: выяснить, какие приемы использует автор в рассказе.
Эпиграф урока: слова А.П.Чехова. (зачитать) Они все время на доске, вернемся к ним чуть позже.
-С чего начнем?
Словарная работа «хамелеон» -презентация , слайд №
Какое из этих определений имел в виду автор? Переносное. Это человек, быстро меняющий свои взгляды в зависимости от обстоятельств.
Анализ рассказа
-назовите действующих лиц рассказа
-Кто хорошо запомнил героев рассказа? 1 чел.идет к доске (перепутанные логические цепочки)- соотнести левую и правую стороны, расположив возле фамилии героя соответствующее ему описание или принадлежащие ему реплики.
- еще один человек проанализирует рисунки на доске, расположив их по порядку и объяснив, кто на них и в какой момент изображен. Удалось ли художникам передать характер героев?
Класс в это время отвечает на вопросы
-где происходят события?
-кто идет по площади?
-почему никого нет?
- о чем это говорит? как ведут себя блюстители порядка?
-что нарушает тишину?
-сколько раз Очумелов требует то снять, то одеть шинель(2 раза)
-сколько раз меняет свое мнение? (6 раз)
Кто является хамелеоном в рассказе? (Очумелов, Елдырин, сам потерпевший- Хрюкин (стр.303 учебн со слов –Врешь, кривой,), т.к. все они заискивают перед кем-то
(проверка отвечающих у доски), выставление оценок.
Итак, почему рассказ называется «Хамелеон», ведь в нем даже нет этого слова? Для чего написал этот рассказ? Воспитать, показать недостатки.
Что автор высмеивает ? Человеческое хамелеонство, трусость и угодничество.
Рефлексия
Проверим, насколько вы были внимательны, читая рассказ
(Тест с взаимопроверкой см. Приложение 1.) – ответы на слайде, выставление оценок.
Вместо физкультминутки
Вернемся к нашему автору. Есть ли у него что-то общее с героями рассказа?
-Нет, он человек умный, талантливый, отзывчивый. Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте слова Чехова. Как вы их понимаете? Что значит «прекрасны мысли?»
Несколько лет назад я увидела один видеофильм. Ученый ставил опыты. Он считал, что здоровье, жизнь человека зависят от его слов и мыслей. Брал воду, повторял над ней много раз одни и те же слова. Затем воду замораживал и рассматривал кристаллы под микроскопом .Что из этого вышло- смотрите.(просмотр видеоролика)
Почему даже мысли должны быть прекрасны?
А мы продолжаем
Выясним, с помощью чего автор может добиться выразительности рассказа.
Композиция (что это такое?)-построение произведения.
Чем необычна композиция рассказа «Хамелеон»? (есть экспозиция), то, что происходит до начала развития событий. Прочитайте экспозицию (1-й абзац)
Завязка (со слов –Кто кричал?)
Кульминация (6 раз)- то наказать собаку, то отвести к хозяину.
Развязка (появление повара и его речь) стр.304, зачитать
Говорящие фамилии
(Очумелов- очуметь, потерять соображение)
(Хрюкин- хрюшка, свинья)
Художественная деталь (слайд)
Очумелов ( с узелком, шинель (несовместимые вещи), которую он снимает и одевает)- от этого смешно
Елдырин ( с решетом)
Хрюкин ( окровавленный палец, полупьяное лицо)
Почему нет в рассказе описания природы? (Герои не замечают красоты окружающего мира)
Речевая характеристика (чтение по ролям)-3 чел.
Задание по вариантам : наблюдаем за речью Очумелова и Хрюкина
Стр.302 со слов - По какому случаю тут?., до стр.303., читаем 1 абзац, делаем пометки карандашом.
Какое первое решение принимает Очумелов? Что в нем звучит? (категоричность, ) Что использует (Я вам покажу, как собак распускать!)-угроза, брань. Для чего? (чтоб боялись)
Должны ли употреблять такие выражения высокопоставленные чиновники?
-Я ему покажу Кузькину мать! (Просторечные слова и выражения)
Хорошо ли развита речь? (По какому это случаю тут? )
Интонация как меняется (от начальственной до трусливой)
Вывод: с помощью чего создается юмор в рассказе?
Составляем кластер « Средства выразительности в литературном произведении»
А в наше время есть хамелеоны?
Домашнее задание:
Ребята, подумайте, какие еще качества вам не нравятся?.
Посмотрите еще раз на эпиграф урока. Я предлагаю вам попробовать себя в роли писателей. И написать « Книгу добродетелей 7 а класса». (На слайде –значение слова «добродетель») Мы говорили об осмеянии отрицательных качеств, а вы будете писать небольшое сочинение о положительном качестве. (в русском языке это- антонимы).
Я приготовила для вас обложку книги , на ней фото класса. Вторая страница- авторский коллектив, здесь перечислены все ваши фамилии. А теперь возьмите в руки чистые листы со своей фамилией в уголке. Выберете качество, которое вы больше всего цените в людях (добродетель). И напишите про него. Затем мы сложим ваши листочки, получится коллективная книга. Вы сможете повесить её в классном уголке.
Посмотрите еще раз на эпиграф урока и не забывайте, что все должно быть в вас прекрасно.
Мы все успели. Настроение каково? Нужно дружно отвечать: « Во!»
Спасибо за урок!
Приложение 1.
Тест
1. Из перечисленных ниже фамилий выберите ту , которая неотносится к рассказу «Хамелеон» .
а) Елдырин;
б) Хрюкин;
в) Акинфов.
2. Слова «пущай» , «кузькину мать» , «харю» это элементы :
а) разговорного стиля;
б) научного стиля;
в) делового стиля.
3.Назовие фамилию городового
а)Жигалов
б)Елдырин
в)Очумелов
4.Какая профессия была у человека, пострадавшего от укуса щенка?
а)золотых дел мастер
б)сапожник
в)слесарь
5.Какой породы щенок – «виновник скандала»?
а)овчарка
б)борзая
в)дворняга
Ответы
1.в (Акинфов)
2.а (разговорный стиль)
3.б (Елдырин)
4.а (золотых дел мастер)
5.б (борзая)
15