Урок внеклассного чтения для 7-8 СКО класса – комплекта VIII вида «Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова»
Урок внеклассного чтения для 7-8 СКО класса – комплекта VIII вида
«Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова».
Тема урока : «Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова».
Методы:
-частично-поисковые;
-сравнения;
- беседы
Задачи: 1.Образовательные: познакомить с особенностями психологического анализа в рассказах «Ванька», «Спать хочется», «Хирургия». «Толстый и тонкий».
2. Корр.-развивающие: развивать устную речь, развивать мыслительные процессы через установление причинно-следственных связей, развивать личностные качества: самоконтроль, усидчивость.
3. Воспитательные: воспитывать внимательного и чуткого читателя.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, папка – раскладушка «Биография А.П.Чехова», иллюстрации к рассказам Чехова «Ванька», «Спать хочется», «Хирургия». «Толстый и тонкий», основа для постера ( два листа ватмана, соединенных между собой), маркеры, клей – карандаш, заранее напечатанные заголовки:
«Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова»
жанр
главные герои
основная идея
названия рассказов
общее
различное
вывод
тема урока
индивидуальные комплексы заданий по содержанию изученных текстов, тексты.
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке мы поговорим о творчестве человека, портрет которого изображен на нашем постере.
Художник Константин Коровин говорил о нем : « Он был красавец. У него было лицо со смеющимися добрыми глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие – от него как - бы исходили флюиды сердечности и защиты…Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой –то добрый дед, к которому хотелось бы прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что- то важное, что есть у каждого глубоко на дне души…».
О ком же так тепло сказал знаменитый художник? ( о Чехове А.П.) Запись на постер.
А кем был этот человек? Что вы знаете о нем?
Что бы вы хотели еще узнать о нем?
2. Мини –доклад по биографии А.П.Чехова с использованием папки- раскладушки ученицы 7 класса.
Блиц- опрос:
Что нового узнали о Антоне Павловиче Чехове?
Кем были его родители?
Почему Чехов считал свое детство безрадостным?
Какими профессиями он овладел?
Благодаря какой из них стал всемирно известным? Запись на постер.
3. Слово педагога по теме урока. Сегодня мы поговорим о тех произведениях А.П.Чехова, содержание которых вы изучали самостоятельно. Назовите их ( «Ванька», « Спать хочется», « Хирургия», « Толстый и Тонкий» ). Запись на постер.
В каком жанре написаны данные произведения? (рассказ). Запись на постер.
4. Работа в группах. Анализ изученных текстов.
Вы прочли рассказы «Ванька», «Спать хочется». Назовите главных героев этих произведений ( Ванька, Варька). Запись на постер.
Охарактеризуйте главных героев.
Кто такой Ванька Жуков?
Как выстроена причинно –временная последовательность событий, описанная в рассказе? ( опора на текст)
Откуда вы узнали о жизни Ваньки? Выберите правильный ответ:
Из письма Ваньки деду
От автора
Из воспоминаний Ваньки.
Что плохого в жизни мальчика, о чем он пишет своему деду?
Несчастное голодное житье, хозяева и подмастерья обижают.
Где жизнь хорошая, по мнению Ваньки, что в ней хорошего?
Прошлая жизнь Ваньки, жизнь в деревне, где вольно и просторно, где живут неравнодушные люди.
Какими средствами пользуется автор для описания замечательной Ванькиной жизни в деревне ?
Описание природы, собак, деда, доброй барыни.
Как выглядит Ванька, как он говорит?
В финале рассказа можно и улыбнуться, ситуация и комическая, и трагическая одновременно. Почему?
Письмо не дойдет, но Ванька надеется. Дед не сможет помочь внуку. Концовка рассказа весьма неожиданная. Нужно отметить, что именно концовке произведения Чехов придавал особое значение, стремился сделать ее более впечатляющей. И в этом Антон Павлович был настоящим мастером.
А теперь поговорим о рассказе «Спать хочется».
Назовите главную героиню рассказа. Варька (запись на постер).
Как вы ее представляете внешне? Опишите.
Измученная , худенькая девочка с замутненным взглядом от постоянного недосыпания , плохого питания и тяжелой работы.
Найдите в тексте перечень заданий, выполняемых Варькой ( работа с текстом).
Можно ли сравнивать этот рассказ с «Ванькой»?
Общая тема «Несчастные судьбы детей».
Что общего в этих рассказах?
Чем они отличаются? Запись на постер.
Варька, как и Ванька, может лишь вспоминать прошлую жизнь, но воспоминания ее отнюдь не радостные.
Что измучило девочку? Как автор показал ее состояние?
В ее сознании путаются настоящая и прошлая жизнь.
Художественная деталь «зеленое пятно». Какова ее роль?
Зеленое пятно – это самое яркое внешнее впечатление в сознании замученной девочки и именно оно позволяет читателю понять состояние Варьки и трагизм финала рассказа.
Как вы восприняли убийство Варькой ребенка? Вы ее осуждаете?
В отличие от Ваньки она совсем не ждет помощи. Доведенная до невменяемого состояния, девочка не справляется с кошмаром.
Убийство ребенка- это безусловно, страшно, но Чехов привлекает внимание читателя не к убийству как к поступку, а к психологическому состоянию девочки.
Вывод. Можно ли сказать, что в конце рассказов «Ванька» и «Спать хочется» происходит развязка?
Нет, скорее это начало неясного еще нового отрезка жизненного пути.
Запись на постер. 4.Актуализация имеющихся знаний. Самостоятельная работа с индивидуальными комплексами заданий по содержанию изученных текстов.
Выполнив все предложенные задания, обучающийся самостоятельно проверяет правильность выполненного за специальным проверочным столом, соотнося свои ответы с правильными вариантами; самостоятельно оценивает свою работу, ориентируясь на предложенный оценочный лист.
5. Закрепление изученного. Самостоятельная работа с индивидуальными комплексами заданий по содержанию изученных текстов.
Выполнив все предложенные задания, обучающийся самостоятельно проверяет правильность выполненного за специальным проверочным столом, соотнося свои ответы с правильными вариантами; самостоятельно оценивает свою работу, ориентируясь на предложенный оценочный лист.
5. Анализ изученных текстов.
Вы изучали самостоятельно рассказы А.П.Чехова «Хирургия» и «Толстый и тонкий». Запись на постер. Поговорим об этих произведениях более детально.
Рассказ «Толстый и тонкий».
Кто встретился в начале рассказа? ( два одноклассника)
Как звали главных героев? ( Михаил и Порфирий).запись на постер.
Как вы думаете, зачем Чехов использует следующую деталь описания: от толстого пахло « хересом и флердоранжем», от тонкого - « ветчиной и кофейной гущей».
Почему при известии о том, что толстый – уже тайный советник, не только сам тонкий «съежился, сгорбился, сузился», но и « Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…Длинный подбородок его жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фронт и застегнул все пуговки своего мундира…»? Зачем нужны эти детали?
Кого больше осуждает автор: толстого или тонкого? Почему? ( Тонкого, за чинопочитание. Дружба для тонкого оказалась на втором плане).
Что высмеивает в этом рассказе А.П. Чехов? ( чинопочитание, приспособленчество) запись на постер.
Смешным или грустным показался вам этот рассказ? Почему?
Вторым рассказом для изучения был рассказ «Хирургия».
Назовите главных героев рассказа ( фельдшер Курятин, дьячок Вонмигласов), запись на постер.
При каких условиях произошла эта встреча? ( дьячок пришел к фельдшеру удалять разболевшийся зуб).
Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства ( опора на текст). Как объясняются эти совпадения?
Как вы думаете, кого больше осуждает автор: дьячка или фельдшера? (фельдшера).Почему?
Что в этом рассказе высмеивает А.П. Чехов? ( непрофессионализм).
Смешным или грустным показался вам этот рассказ? Почему?
Что общего у этих двух рассказов? (общая идея – высмеивание пороков общества)
Что различного в них? (разные герои, разные характеры, разный статус в обществе)
А в настоящее время могут встречаться подобные персонажи?
Прокомментируйте ответ.
Вывод. Можно ли сказать, что рассказы «Хирургия» и «Толстый и тонкий» относятся к сатирическим? Конечно, поскольку обличают людские недостатки.
Имеют ли они значение в настоящее время? Конечно, поскольку высмеиваемые Чеховым пороки присутствуют и у наших современников. Запись на постер.
6. Подведение итогов урока. Итак, сегодня на нашем уроке мы говорили с вами об А.П.Чехове, персонажах его рассказов, характерах ситуациях.
Посмотрите, пожалуйста, на наш постер и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Есть ли что- либо общее между всеми этими рассказами? (рассказы о людях, их характерах….)
Что различного между ними? (одни вызывают смех, другие – печаль), запись на постер.
Таким образом, рассказы А.П.Чехова о людях и для людей, вызывают и смех, и печаль. Это и есть тема проведенного нами урока. Запись на постер.
Оценивание деятельности обучающихся.
7. Домашнеее задание. Выберите для себя любой понравившийся вариант домашнего задания:
Подготовить пересказ любого рассказа А.П.Чехова
Подготовить иллюстрации к любому рассказу А.П.Чехова
Подготовить кроссворд по содержанию одного или нескольких рассказов А.П.Чехова
Подготовить доклад по биографии А.П.Чехова
Написать отзыв о любом рассказе А.П.Чехова
Приложение 1