Урок литературы в 7 классе на тему: ОСУЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОРОКОВ (ЛЖИ, ТРУСОСТИ И ПОДХАЛИМСТВА) В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»

урок по литературе в 7 классе.

Тема: Осуждение общественных пороков (лжи, трусости и подхалимства)
в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Цели:

образовательная:
закрепить знания учащихся об элементах композиции произведения;
совершенствовать умение характеризовать литературных персонажей;
познакомиться с приёмами сатирического изображения действия.
развивающая:
развивать творческое мышление и фантазию.
воспитательная:
воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова
Ход урока.

I.  Вступительное слово учителя:

–  Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым мастером короткого рассказа.
Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. С какими?
Рассказов у Чехова много! Мы знаем далеко не все его произведения. Да и о личности Чехова знаем мало!
II.  Слово об А.П. Чехове.
1 ученик:  Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами.
2 ученик:  Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.
Как это произошло?
3 ученик:  Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу.
4 ученик:  А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь.
5 ученик:  В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета. Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье.
6 ученик:  Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте». 
2 ученик:  Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной.
1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.
Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.
Учитель:  Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон», созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом «Антоша Чехонте». 
Рассказ вы прочитали дома.
III.  Анализ рассказа «Хамелеон».
1.  Словарная работа.
– Рассказ короткий. Начинается сразу с описания места действия. Обратите внимание на такие предложения: «На площади ни души Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих».
– С какой целью использует Чехов эпитет «уныло» и сравнение «как голодные пасти»?
2.  Композиция.
– Придумайте пять предложений, чтобы передать ход событий, употребив глаголы в настоящем времени:
Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов.
Он слышит визг собаки.
Он видит мастера Хрюкина, которого собака укусила за палец.
Очумелов долго выясняет, кому принадлежит собака.
Узнав, что хозяин собаки – брат генерала, он продолжает свой путь по базарной площади.
–  Этот план помогает понять композицию рассказа, т.е. его построение. Вспомните элементы композиции (Экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка).
– Какие элементы композиции соответствуют выбранным предложениям?
1 предложение – экспозиция;
2 – 3 предложения – завязка действия;
4 предложение – кульминация;
5 предложение – развязка.
3.  Главный герой произведения.
– Почему вы считаете Очумелова главным героем произведения?
– Как он ведёт себя? (Очумелов боится попасть впросак, его мнение быстро меняется, оно зависит от реплик в толпе).
Графически покажем, как меняется мнение Очумелова и тон его речи. Положительная реакция – стрелка вверх, желание уничтожить собаку – стрелка вниз.
«А собаку истребить надо».
Виноват Хрюкин.
«Чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только!»
«Собака – нежная тварь».
«Она бродячая Истребить, вот и всё».
«Собачонка ничего себе Шустрая такая».
Вывод учителя:  Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил своё мнение. Он как оборотень: то угодник, то хам, то полицейский надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству.
Как одним словом можно назвать такого человека? (Лицемер).
А как называет его автор? (Хамелеон).
Как оценивает поведение Очумелова автор? (Высмеивает).
Смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, гневный, обличающий. Каким пользуется автор? (Обличающим).
Обличающий смех – это юмор или сатира? (Сатира).
К каким приёмам прибегает Чехов, чтобы вызвать смех? (Фамилии: Хрюкин, Очумелов и другие). со значением слов по словарю Ожегова «очуметь», «хрюкать».
Какую роль играет такая деталь, как «палец»? Сравните две сцены: в первой Хрюкин держит палец вверх, а в другой – вниз опускает его по приказу Очумелова: «А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять». (Первая сцена – победа, вторая – поражение).
Что говорят такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник»? (Помогают увидеть лицо блюстителя порядка).
IV.  Подведение итогов.
Какие человеческие пороки осуждает А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»?
Есть ли в современном обществе подобные пороки?
Выводы учителя: Мы познакомились с прекрасным рассказом А.П. Чехова. Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Эти пороки и приводят к хамелеонству. Это свойственно и реальным людям.
V.  Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: «Какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном?»
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
ТЕСТ
Что нёс в руке полицейский надзиратель Очумелов?
узелок;
решето;
портфель.
Кто сопровождал Очумелова?
Хрюкин;
повар Прохор;
генерал Жигалов;
рыжий городовой Елдырин.
Что услышал вдруг Очумелов?
«Так ты кусаться, окаянная?»;
«Я ещё доберусь до тебя!»;
«Погляди на собаку».
Как пострадал золотых дел мастер Хрюкин?
«и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец»;
«должно быть, расковырял палец гвоздиком»;
«цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни».
Что предлагает сделать с собачкой Очумелов?
«А собаку истребить надо! Немедля!»;
«Нечто она достанет до пальца? Она маленькая»
«Ты, Хрюкин, пострадал, и дела этого так не оставляй».
Сколько раз Очумелов «скидывал» и надевал шинель?
а) – Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто Ужас как жарко!..
б) – Вестимо, генеральская Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто Что-то ветром подуло Знобит.
в) - Я ещё доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь
С какой интонацией говорит полицейский надзиратель?
строго, кашляя и шевеля бровями;
лицо заливается улыбкой умиления;
грозит ему (Хрюкину) Очумелов.
Какой из эпизодов особенно привлёк ваше внимание? Почему?
«По какому это случаю тут?»
«Чья это собака, спрашиваю?»
«Да разве братец ихний приехали?


Заголовок 215