Развитие компетентности учащихся в сфере общения, как условие достижения личностных результатов


Васильева Е. В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 7 г. Кировска»
Развитие компетентности учащихся в сфере общения,
как условие достижения личностных результатов
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы (слайд 2):
1. предметные результаты освоения основной образовательной программы
2. метапредметные результаты;
3. личностные результаты.
По-моему мнению, ведущую роль играют именно личностные результаты, поскольку современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.
В образовательных учреждениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.
Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманской. Если говорить о развитии компетентности в сфере общения на уроках истории и обществознания, то, надо заметить, что существующие статьи (С. С. Абзалова и др.) повторяют традиционные приемы и методы (устный/письменный диалог, дискуссия и др.). Многие работы имеют лишь теоретический характер (А. В. Козлова), не предлагая практических решений.
Целью данной работы является показать необходимость ориентирования процесса обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми.
Для достижения поставленной цели были выявлении следующие задачи:
- изучить теоретический материал по данному вопросу;
- предложить различные педагогические приемы, которые позволяют развивать компетентность в сфере общения;
- провести анкетирование школьников.
Начиная курс «Обществознания» в 5 классе мой самый первый вопрос – «А, как вы думаете, что мы будем изучать на обществознании?». И, услышав разнообразные ответы учеников, подвожу итог – «Мы будем учиться общаться, высказывать свое мнение. Самое главное, что надо запомнить – это то, что неправильного мнения НЕ СУЩЕСТВУЕТ, есть НЕДОКАЗАННОЕ». И вот здесь начинаются сложности и не только в 5 классе. Все они связанны с разными моментами – не знаю, не умею, не хочу, не могу. Моя задача, как педагога, – научить не бояться высказываться, слышать и быть услышанным, вовлекать в беседы и дискуссии, быть активным участником процесса обучения и для этого я использую различные методы и приемы.
1. В начале урока класс делится на команды (чаще всего по рядам) и в таком составе разгадывают ребус/загадку/шараду, касающуюся названия урока. Причем, каждая команда должна разгадать свой элемент названия, а потом договорить я двумя другими, чтобы получить полное название урока. Может показаться, что это действо занимает длительное время, однако, на мы тратим всего 2 минуты урока. Подобный подход позволяет научить учеников работать в команде (слайд 3).
2.Если предстоит работа по группам, а класс принимает не всех учеников. Чтобы не возникало споров, мы прибегаем к жеребьевке, когда каждый ученик выбирает свой жетон/картинку и далее он должен найти свою команду. Сформированные таким образом группы позволяют даже самым стеснительным учащимся быть вовлеченными в процесс урока.
3. На своих уроках я достаточно часто предлагаю ученикам различные психологические тесты: нарисуй себя, определи свой характер по фруктам, найди свой цвет и другие. Это позволяет ребятам посмотреть на себя, своих одноклассников с другой стороны (слайд 4).
4. Во время обсуждения каких-либо работ на уроках обществознания и истории придерживаюсь принципа - найди 3 плюса и один минус. С одной стороны ученики видят, что им есть чем годится, а с другой – то, над чем стоит поработать. Это развивает умение принимать критику.
5. Одним из самых интересных моментов является обыгрывание ситуаций – как на поезд опаздывает холерик/меланхолик; как помирить друзей и многие другие. Это раскрепощает учеников и позволяет проявить свои актерские таланты (слайд 5).
6. Обязательным элементом является творческий подход - «Мы все разные. И все, что происходит вокруг, воспринимаем по-разному. А как бы вы нарисовали счастье?». Такое домашнее задание выполняют 150 % учеников (некоторые приносят несколько рисунков/сочинений/стихов/плакатов). Это позволяет ученикам раскрыть свои способности по-своему видеть и чувствовать окружающий мир.
7. Одним из самых сложных приемов является – коллективное решение. Класс, разделенный на группы, сначала принимает решение в группе, а потом все ученики класса должны договориться и принять единое решение – какие цвета можно поместить на флаг вашего класса/какой у вашего класса будет герб. Это очень важное умение, которому необходимо научиться, ведь в дальнейшем человек будет не раз принимать разные решения и не всегда в одиночку.
8. Изучая климат в семье, ребята получают задание – измерить температуру отношений в собственной семье. А как это сделать каждый решает сам. Здесь ученик должен не просто продумать то, как выполнить задание, но и то, как его представить.
Многие из приведенных примеров объединяют учеников не только в одном классе, но и в параллельных. Что приводит к расширению сферы общения ребят друг с другом. Эти мероприятия позволяют работать в направлении тимбилдинга класса, ведь некоторые классы разбиты на микрогруппы и здесь не существует единого коллектива. А также эти методы и приемы позволяют ребятам вовлекать в процесс обучения своих родителей. Например, выполняя такое задание как «Изобрази счастливую семью», ребята принесли не только свои работы, но и работы своих родителей.
Реализация данных приемов и методов в практическом преподавании обеспечивается мной следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознавал при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимал и принимал систему ее норм, активно участвовал в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Работая с 5 классом над темой «Конституция РФ», ребятам было предложено создать Конституцию своего класса. Для этого класс был разделен на рабочие группы, каждая из которых получила своё задание. По итогам следующего урока пятые классы получили собственные Конституции, принятые на референдуме класса.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между начальной, основной и средней школой и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Рассказывая ученикам, например, о происхождении человека, рассматриваю этот вопрос с разных точек зрения – с биологической, обществоведческой и др.
4) Принцип минимакса – при выполнении контрольных и проверочных работ по истории и обществознанию ребятам предлагается задания разного уровня - базового и повышенного (слайд 6).
5) Принцип психологической комфортности – на своих уроках стараюсь создать доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. После урока ученики часто подходят за советом для разрешения каких-либо личных ситуаций.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. В 10-11классах ученикам предоставляется возможность выбора формы отчетной работы по разделу: тестовая, эссе, мини-проект.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе. Например, ученики 8-11 классов активно участвуют в создании и презентации собственных рекламных роликов, маркетинговых ходов.
Оценка личностных результатов учащихся осуществляется с помощью диагностики и портфолио.
Портфолио является наиболее эффективной технологией для развития  учебной самостоятельности учащихся. Поскольку это такой способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, который ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания (слайд 7).
Личностные результаты выпускников на уровне основного общего образования не подлежат итоговой оценке, так как оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Работая над данной темой мною, были достигнуты следующие результаты.
Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается по следующим показателям: мотивированность учащихся на познавательную деятельность; готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию; удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности, активное участие в исследовательской и презентационной работе.
В целях определения результативности педагогической деятельности были использованы следующие диагностические методики:
1.Анкета «Зачем я изучаю обществознание?» для учащихся 5-6 классов (слайд 8);
2. Методика «Мое отношение к учению» для учащихся 10-11 классов (слайд 9).
Всё это позволяет заинтересовать предметом максимальное число обучающихся: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив и школьных проектов, а также способствует дальнейшей успешной социализации выпускника.
Мы, учителя, должны помогать нашим выпускникам стать капитанами собственной жизни. А для этого необходимо понимать, что:
- главное не тот предмет, которому мы учим, а ЛИЧНОСТЬ, которую формируем;
- на воспитание активности не надо жалеть ни времени, ни усилий: сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества;
- необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
- знает не тот, кто пересказывает теорию, а тот, кто её использует на практике;
- в процессе обучения обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Абзалова С. С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 138-140.
3. А. В. Козлова Исследование особенностей развития коммуникативной компетенции в школьном возрасте.
4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.
5. Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика преподавания истории в школе. - Ростов на Дону, Феникс, 2011.
6. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М., Русское слово, 2008.-с.208.
7. Интернет ресурсы: history.standart.edu.ru